Фальстарт коалиционного соглашения, или – как вы яхту назовете…
Подписание коалиционного соглашения можно назвать не более чем пафосной пиар-акцией. Юридической легитимности данное соглашение не имеет, так как противоречит Конституции Украины. Поспешность лидеров парламентских политических сил в подписании коалиционного соглашения призвана перевести процесс дележа правительственных портфелей в непубличную плоскость, которая, впрочем, породит еще массу громких скандалов.
Тот документ, который сегодня подписали лидеры пяти парламентских партий, следовало бы назвать как угодно, но только не коалиционным соглашением. Я бы назвал его протоколом о намерениях пяти парламентских партий. Однако наши политики устроили пафосное торжество под названием “Подписание коалиционного соглашения”, что невольно наводит на размышления, как о жизнеспособности недоношенного большинства, так и перспективах рождения правительства.
Начну с букв закона. Итак, согласно с действующим Регламентом Верховной рады Украины, а также Статьей № 83 Конституции Украины (с правками от 21 февраля 2014 года), вначале, на первом заседании парламента (и никак не ранее!), формируются фракции и депутатские группы. Затем начинается месячный отсчет времени, отведенный на создание коалиции, которая по факту скрепляет свое образование подписанием коалиционного соглашения. Лишь после этого, коалиция подает на утверждение Президенту Украины кандидатуры Премьер-министра и министров правительства.
В данном же случае, все вышло наоборот. Вначале, подсчитав приблизительный расклад сил в сессионном зале, Яценюк начал торги с Порошенко за право формировать коалицию и назначать министров. Торги переросли в открытое политическое противостояние по сути двух ветвей власти – президентской и правительственной. По мере все большего накала, скандалы начали представлять серьезную угрозу обоим сторонам конфликта. Европа стала понимать, что сформировать в Украине прочное парламентское большинство и эффективное работоспособное правительство не получается, а следовательно и тратить деньги в поддержку демократических реформ пока нецелесообразно. С другой стороны, начала обостряться ситуация и внутри страны. Украинцы стали понимать, что досрочные выборы не дали ожидаемого эффекта, власть озабочена только дележом портфелей, ждать улучшения жизни не приходится.
Можно лишь предполагать, о чем на самом деле, на протяжении двух последних недель, договаривались потенциальные коалицианты. Но, можно с уверенностью сказать о том, что сценарий замыливания глаз избирателей и мировой общественности был разработан и принят единогласно.
Пафосно подписав так называемое “коалиционное соглашение”, политики попытались показать всему миру, что, несмотря на злопыхательство врагов Украины, члены патриотического лагеря скованы одной цепью, звенья которой не разорвать никакими шкурными интересами и подковерными интригами. На самом же деле, все выглядит не совсем так. И вот почему.
Начну с того, что до тех пор, пока не сформированы фракции, не утвержден их первичный количественный состав с учетом первых примкнувших депутатов самовыдвиженцев, говорить о какой бы то ни было коалиции абсурдно в принципе. Мало ли, что может случиться до 27 ноября. Вдруг Юлия Тимошенко выбросит привычный для нее фортель и заявит об отказе своей политической силы от депутатских мандатов. Или, к примеру, лихорадка Эболла, не дай Бог, выкосит ряды партийных мажоритарщиков. Это, конечно же, маловероятно. Но ведь в принципе-то все может быть. Тем более в Украине!
Второй нюанс. Те, кто подписал коалиционное соглашение, не несут никакой ответственности за выполнение содержимого документа. Ведь они еще не приняли присягу. Следовательно, до тех пор, пока это соглашение не будет подписано еще раз – уже после клятвы на верность украинскому народу и формирования фракций, руки развязаны у всех игроков коалициады. А кто дал гарантии, что подписанты согласятся макнуть свои перья в чернила еще раз на тех же условиях?
Вот, к примеру, поднимет Ляшко 27 ноября на вилы еще раз вопрос назначения его министром МВД?! А если не назначат, то засунет он это соглашение…в корзину, и будет прав по всем законам. Или, к примеру, замахнется “Самопомощь” на кресло министра регионального строительства и инфраструктуры, что было бы очень кстати для продолжения успешного хозяйствования городского головы Львова. И если кресло не дадут, орлы Садового проделают с коалиционным соглашением тоже, что и Ляшко. И также будут абсолютно чисты совестью.
На мой взгляд, дешевые спектакли делают очень уязвимым в первую очередь Арсения Яценюка. Породив недоношенное дитя, теперь он будет вынужден либо считаться с вероятными патологиями, тратя неимоверное количество ресурсов на лечение, либо - сдать это дитя в опекунство Петру Порошенко.
Если формирование правительства пойдет не по сценарию Президента, Петр Алексеевич в любой момент может озвучить Яценюку вышеизложенные правовые аргументы, признать коалицию антиконституционной и заморозить процесс формирования Кабмина. И хотя, как утверждают многие эксперты, такой сценарий развития событий не выгоден самому Порошенко, я бы с выводами не торопился. Ведь когда в стране законы подмениваются торжеством ситуативных “хотелок”, политики становятся такими же непрогнозируемыми, как и обезьяна с гранатой.
Хотелось бы конечно верить, что подписанное сегодня “коалиционное соглашение” не превратится после 27 ноября в “протокол о намерениях” определенных личностей и процесс формирования правительства не выйдет за рамки отведенного законодательством срока. Последнее время чудеса происходят все чаще. Пугает только одно - они почему-то не радуют.