Долги ради долгов: куда ведут Украину кредиты МВФ
НБУ ожидает принятия решения о выделении Украине в июле очередного транша по программе EFF. Общий объем средств, ожидаемых от МВФ в 2016 году, составляет 1,7 млрд долларов. Специалисты “Публичного аудита” изучили последствия, которые за последние 10 лет получила Украина от сотрудничества с МВФ, и указали, почему это сотрудничество не является панацеей и спасением для экономики.
МВФ дает стране типичную схему преодоления кризиса, который предлагает всем странам-должникам, а насколько она адаптируется в тех или иных реалиях - мало кого интересует. В качестве примера, два года назад МВФ поставил перед Украиной требование преодолеть дефицит НАК “Нафтогаз” и установить экономически обоснованные тарифы. В том, что наши чиновники под этим предлогом установили вдвое завышенные тарифы, чиновники МВФ разбираться не будут.
Не афишируют наши чиновники и то, что с 1965 году почти половина из всех прокредитованных стран не улучшила состояния своей экономики. 32 страны стали еще беднее, чем до начала сотрудничества с МВФ. Реформирование некоторых, в частности, в Африке и Латинской Америке, вообще привело к их банкротству.
Как транши МВФ обесценивают гривну
Начиная с 1996 года гривна подешевела в 12,5 раз. Каждый раз это было связано с предоставлением очередного транша МВФ. Так, с 1996 по 1998 год мы получили 1,887 млрд долларов для поддержки курса гривны и финансирования дефицита платежного баланса. Курс гривны упал с 1,75 гривен за доллар до 2,6 гривен.
В 1998-2001 годах было предоставлено 575 млн долларов – и уже в 1999 году мы покупали доллар по 4,32 грвины, а через год - по 5,48 гривен. Да, в 2001 году курс удалось несколько снизить - до 5,37 гривен за доллар. Но за этот период наша национальная валюта обесценилась вдвое. А, если сравнивать с 1996 годом, то на 305%.
С 2002 по 2007 год Украина не получала кредитов от МВФ - и курс гривны был стабилен. В 2008 год мы вошли с курсом 5,05 гривен за доллар.
Наибольший кредит – более 10,5 млрд долларов – Украина получила в 2008-2009 годах. И доллар прыгнул до 8,04 гривны. Соответственно, гривна обесценилась еще в 1,5 раза.
Очередной кредитный транш в размере более 3 млрд долларов был получен в 2010-2012 годах. И курс гривны снова немного просел.
В 2013 году Украина взяла тайм-аут на кредиты МВФ. Ситуация на монетарном рынке несколько стабилизировалась.
В конце апреля 2014 года МВФ одобрил решение о предоставлении нашей стране 17 млрд долларов. В мае 2014 года были получены 3,2 млрд долларов, в сентябре – еще 1,4 млрд долларов. Тогда же началась всем известная история с курсовой турбулентностью. Первые руководители страны сознательно отправили гривну в обречен рейс, за время которого ее стоимость снижалась до 10, 15, 20, 30 и даже 40 гривен за доллар.
Сейчас НБУ закрепил за долларом почти 25 гривен. Но позиция национальной валюты видится очень зыбкой.
Что немаловажно, и о чем часто молчат чиновники: ни одной гривны не было потрачено на поддержку и модернизацию производства. Деньги МВФ не запускаются в реальную экономику, а ложатся в золотовалютные резервы, идут на покрытие дефицита или погашения предыдущих долгов.
Читайте: При каких условиях минимальная зарплата в 5 000 гривен станет реальной
Получается замкнутый круг. Мы берем кредиты, чтобы якобы стабилизировать национальную валюту. Но на деле мы получаем эффект ноцебо (от лат. nocebo – “я поврежу”).
На 1 ноября 2014 года объем ЗВР НБУ составил более 12,5 млрд долларов. А месяцем ранее он был более 16 млрд долларов. То есть, за месяц ЗВР Украины сократились на 4 млрд долларов.
Часть этих средств ушла на покрытие долга “Нафтогаза”, еще часть - на интервенции НБУ по поддержанию стабильности гривны. Но результат – нулевой. Поскольку курс доллара вырос с 13 до 16 гривен.
Провал с основными макроэкономическими показателями
В 2014 году мы получили 4,6 млрд долларов. Но “киты”, на которых держится микроэкономический измерение, показали сплошное падение: ВВП - на 4,6%, капитальные инвестиции - более 25%, экспорт - почти 10% , импорт - более 25%. Инфляция по итогам года достигла отметки в 20%.
В 2015 году ситуация в корне не изменилась. ВВП снизился еще на 10%, экспорт - на 24%, импорт - 12,1%. Инфляция достигла уровня 47% с начала 2014 года.
Долги ради долгов
Украина должна МВФ уже почти 10 млрд долларов. В этом году у нас пауза по выплате долга. Но уже в 2017 году должен состояться первый платеж в размере 1 млрд долларов. В 2018 году – 2 млрд долларов. Если в этом году мы снова получим деньги в долг, то суммы и проценты по ним увеличатся.
Основная часть всех денег из новой программы идет на погашение старых долгов. Недаром МВФ часто приурочивает свои транша к очередным крупным выплатам по внешнему долгу. По крайней мере, так было в 2015 году.
Наряду с бессмысленным и бессистемным наращиванием долгов вызывают недоумение действия, предпринимаемые правительство. В сентябре 2015 года Верховная Рада с подачи Минфина приняла законы о реструктуризации долгов Украины, которые позволяют рассчитываться любым имуществом - всеми активами, имеющимися в нашей стране. Также иностранные кредиторы смогут претендовать на часть производимого Украиной ВВП.
Создается впечатление, что первые лица нашего государства намеренно выбирают такую тактику поведения в кредитных играх с МВФ, чтобы поставить Украину в положение цугцванга.
Источники роста экономики страны
Правительство считает кредиты МВФ панацеей от всех бед. Мы торгуемся за пару миллиардов долларов. При этом, никто из чиновников не афиширует альтернативы, которые есть. Например, депутат Бундестага Карл-Георг Вельман заявил, что Украина может получить от Германии более 100 млрд евро, но при условии реальных реформ с нашей стороны.
Потому нам всем нет смысла ожидать поступления кредитных средств от МВФ, так как на благосостоянии людей эти деньги не отразятся. Надо называть вещи своими именами: после Майдана Украина получила немалые, по словам чиновников, средства от МВФ. Кто-то почувствовал изменения к лучшему? Нет.
Сегодня Украина столкнулась с беспрецедентными вызовами, которые нужно решать немедленно, если мы хотим сохранить целостность страны:
- минус 700 украинцев в день;
- уменьшение платежеспособности каждого гражданина в 4 раза;
- шестикратный рост цен на газ для людей и тарифов;
- трехкратный рост цен на продукты питания и лекарства;
- трехкратное обесценивание гривны и сбережений людей;
- развал банковской системы;
- снижение наполовину экспорта и импорта;
- новые налоги на лекарства и войну;
- продажа стратегических объектов;
- разгул преступности;
- превращение из субъекта международной политики в объект.
Читайте: Арифметика Госуправления делами: во сколько Украине обходятся иждивенцы во главе с Президентом
Но выход есть. В первую очередь - создание в Украине налогового рая. Под другим соусом Украины сейчас денег не получит, а экономика у нас всегда первична.
Также парламент должен принять принять привлекательные инвестиционные законы. Следует гарантировать неприкосновенность права собственности - ни в коем случае нельзя пропускать законопроекты о досудебном рейдерстве, изъятии активов и собственности у людей без суда. Наконец, нужна реальная децентрализация регионов, качественно способствующая улучшению их деловой активности.
Украина выживает благодаря инерции. Но эта инерция скоро иссякнет, если немедленно не начать наводить порядок в собственной стране. Отечественные чиновники должны начать мыслить в координатах потребностей украинского народа и выгод для Украины, а не делать каждый свой шаг исключительно в угоду иностранным кредиторам.
Сейчас же те, кто называют себя государственными деятелями, ведут себя как обычные коммерсанты. Они ведут страну к тотальной распродаже активов уже в обозримом будущем.
Читайте: Зима близко: коммунальные тарифы убьют госбюджет ради выгоды власти и олигархов
Максим Гольдарб, руководитель ОО “Публичный аудит”