Бюджетные нахлебники
В Украине бюджетно-финансовый хаос, образно говоря – бардак! В бюджете страны ощущается острая нехватка средств, резко ухудшилась жизнь народа из-за недостаточного финансирования различных социальных программ, невыплат зарплат, работающим людям в отдельных отраслях экономики и бюджетной сфере.
Куда, для чего и для кого, в каких количествах идут бюджетные деньги, которых нам так остро сейчас не хватает? Ясно одно: деньги не всегда и не везде работают у нас осмысленно, расходуются в нужном направлении и в интересах народа, развития страны.
Во-первых, важно подчеркнуть, что мы среди европейских лидеров по количеству министерств, ведомств и работающих там чиновников. Это парадокс, аномалия, но факт. В Украине 17 министерств, 24 ведомства государственных служб (нередко дублирующие функции министерств), 14 государственных агенств и 11 государственных инспекций. И это при таком кризисе...
Каких только названий министерств и ведомств в сегодняшнем бюрократическом болоте Украины не существует! Это и Национальное агенство по вопросам государственной службы, занимающее огромное пятиэтажное здание в центре Киева, и Государственная служба шахтерского надзора и промышленной политики, Служба геологии и недр, Служба по контролю за наркотиками, Государственная пробирная служба, Государственная служба статистики, Комитет по вопросам гигиенического регламентирования, Государственная служба по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции СПИД, Госслужба по вопросам Крыма…А сколько чиновников в штате Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека – остается загадкой. Их здание на Институтской внушительных размеров на пять этажей, а внутри, как в советские времена, дежурят вахтеры.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Ясно, что здесь в просторных кабинетах сидят не 300 человек. Впрочем, до рекордсменов рейтинга бюрократов, Министерства экономики, многим далеко, ведь у последних штат – более одной тысячи чиновников. И этот перечень можно продолжать и продолжать. Он довольно длинный, как, впрочем, и список профильных министерств, которые вполне могли бы взять на себя функции вышеупомянутых и других ведомств. Рискну предположить, что если штаты чиновников в подобных структурах сократить хотя бы на 40%, а часть ведомств ликвидировать, отдав их функции профильным министерствам, бюджет Украины ежегодно экономил бы сотни миллионов (а, возможно, и пару миллиардов?) гривен.
Разве можно допускать во время финансово-экономического кризиса, чтобы у министров было по 4-5 заместителей и множество департаментов, как, впрочем, и у представителей органов исполнительной власти Киева? Зачем главе Киевской администрации В. Кличко пять заместителей и такой большой штат сотрудников? А чем продиктована необходимость руководителей районных администраций столицы иметь по 3-4 заместителя и столь значительный бюрократический штат? Кроме того, необоснованно большое количество чиновников работает в главных управлениях системы Киевской городской администрации и в коммунальных предприятиях. Давно настало время ликвидировать систему Государственной казначейской службы, созданную еще во времена Л. Кучмы и выполняющую дублирующие функции Министерства финансов. Народный рейтинг доверия к этой структуре крайне низкий. Да и не в меру огромный аппарат Государственной исполнительной службы требует также сокращений штата. Как и система органов внутренних дел. К примеру, зачем нам такая разветвленная структура управлений общественной безопасности милиции?
Думается, что во всех указанных случаях бюджет страны не досчитывается ежегодно нескольких миллиардов гривен. Или эти деньги для нас лишние?
Украине крайне необходимо провести реформу исполнительной власти, скорее настоящую административную революцию, чтобы сократить количество министерств и ведомств, штат чиновников, ибо никак не сочетается это: просить все время займы и различные виды помощи у США и Евросоюза и, вместе с тем, разбазаривать огромные средства на содержание такого количества министерств и ведомств, значительного штата бюджетных нахлебников. Не думаю, что Евросоюз будет предоставлять нам финансовую поддержку, если в указанном направлении не произойдут реформы.
Недостатки общества мы привыкли спасительно списывать на других, в частности, на правительство. Но давайте будем честными и признаемся, что во всем виновата не только власть, а и общество, не всегда своевременно реагирующее на финансовый беспредел и обоснованное расходование бюджетных средств. Позволять злоупотребления и не протестовать против них – это вид соучастия в них. А мы исторически привыкли позволять, притерпелись.
Хватит и сейчас все спихивать только на бюрократию. Если мы ее терпим, значит, нам, как говорится, поделом. По словарю Даля, одно из значений слова “терпеть” – это потакать. Притерпелость – это потакание, соучастие.
Возьмем, к примеру, одну кажущуюся “мелочь” – резкое подорожание цен в магазинах на гречку и рис. Это, конечно, поправимо, и, возможно, в ближайшее время после народных протестов и вмешательства органов власти проблема будет решена. Как очевидно и наболевший для киевлян вопрос подорожания проезда в метро и общественном транспорте, который хочет утвердить нынешняя киевская администрация. Но кто в этом виноват ? Президент, правительство, правящее большинство в Верховной Раде? Конечно, в определенной мере и они тоже. Но разве и не мы с вами?
Причина – наша притерпелость к бездумному выполнению любых решений. Но это только кажущееся выполнение. Бездумность выполнения – саботаж нового мышления. Первые крутые меры сыграли положительную роль шоковой терапии. Но социальная шоковая терапия не может быть ежедневной в течение долгого времени – нервная система общества разрушается, появляется много непредугаданных язв, социальных пороков. И это тревожный симптом.
Есть некоторая тенденция (и уже не одно десятилетие) вбивать в головы украинцев плебейскую психологию, противоречивые моральные ценности, взгляды, и главное среди них то, что нужно, стиснув зубы, еще потерпеть, дабы пережить невзгоды и трудности. Рано или поздно, но будем жить в развитом демократическом обществе. Образно говоря, чтобы построить для себя Рай – нужно длительное время идти через Ад. Не всем такое по душе. Поэтому конфликт интересов очевиден.
“Будуємо нову країну!” (Строим новую страну!) – громогласно заявляет новая власть. Фраза с подтекстом, но пока не могу избавиться от иллюзий и скептицизма, что строительством, как говорится, и не пахнет. Жизнь людей ухудшается. О чем хотя бы говорят протесты в городах страны.
“Фасадная демократия”- припечатал один из журналистов. Истинно: представим хату (дом), которые внешне выглядят вполне пристойно. Но вот открываешь двери и в ноздри бьет спертый дух давно непроветриваемого помещения. Хата не убрана, посуда не помыта, в углах паутина. Деревянный пол рассохся, с потолка сыплется пыль. Этот дом – нынешняя держава. Украина выскальзывает, и “зловещее ощущение одиночества в культуре и повседневности” (Бердяев) усиливается и углубляется.
Сегодня обществу нужны не только впередсмотрящие, но и предусматривающие. Лишь то общество в полном смысле демократично, когда все оно – снизу доверху – ощущает правительством себя, а не верхушку, от коей все сначала раболепно ждут указаний и на которую потом сваливают вину за любые ошибки. Развитие творческой инициативы масс несовместимо с притерпелостью к инициативе только сверху. Притерпелость к собственной пассивности, подавляя в зародыше потенциальную позитивную энергию многих талантливых людей, одновременно создает питательную среду для негативной энергии активничающих подлецов. Капитулянтский лозунг пассивности: “Я маленький человек, что я могу!”. Но если ты оправдываешь свою трусость тем, что ничего не можешь, то не моги и жаловаться, не моги и требовать ! Не суй попрошайническую руку, если ты не можешь сжать ее в кулак! Хватит бесконечных писем и протестов “наверх”, пора перейти к письмам и протестам “вниз” – к самим себе, против самих себя. Убийцы реформ и перестройки жизни к лучшему – среди нас. Мы убиваем их нашей гражданской робостью, нашим выжидательством: чья возьмет. И кажется, что это синдром продолжающейся болезни общества.