четвер, 25 квітня 2024 г.
Автономные машины и профессия водителя: мир слишком мал для нас двоих

Автономные машины и профессия водителя: мир слишком мал для нас двоих

Максим Шкиль

Автоэксперт, учредитель Audi Центр Одесса Юг

Повсеместная роботизация, искусственный интеллект и, как результат, полноценная замена человека машиной. Все это – не сценарий фантастического фильма, а перспектива следующих 10-15 лет. И первой на очереди будет как раз автомобильная отрасль – с десятками миллионов профессиональных водителей по всему миру. Так что, всем этим людям есть о чем переживать, или можно расслабиться, потому что работы все равно меньше не станет?

Сегодня беспилотные машины уже прошли стадию концептов и представляют вполне реальный транспорт. Про них выпускают отчеты, а мировые гиганты консалтинга наперебой делятся прогнозами, сколько автономных машин будет колесить по миру через 5-15 лет.

Например, совсем недавно аудиторы из KPMG презентовали крупный доклад, в котором определили наиболее благоприятные страны для беспилотников. В расчет брали инфраструктуру, действующие законы, инновации, а также покупательские настрои среди населения. Лидером рейтинга стали Нидерланды, за которыми расположились Сингапур, США, Швеция и Великобритания.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В целом, почти все эксперты и аналитики склоняются к мысли, что не меньше половины новых авто к 2030 году будут иметь функцию полностью или почти полностью автономного вождения.

В свою очередь, нет сомнений, что первыми, кто будут массово адаптировать новые технологии, станут представители коммерческого сектора. И догадку легко проверить – стоило только Илону Маску презентовать свой новый грузовик Тесла Semi, как логистический гигант UPS предзаказал у него 125 машин. Еще 100 авто захотели купить ребята из Pepsi, 40 заказали в Sysco, а 15 решили приобрести в Wal-Mart. И дело не только в электрической тяге – много интереса вызывает именно автопилот.

Конечно, сегодня автономные авто стоят дороже моделей без функции самостоятельного вождения. Также огромные средства уходят на исследования и разработки. Однако им есть за счет чего начать экономить: в случае перехода на пятый уровень автономности, когда в машине будут находиться только пассажиры, увеличится показатель стандартизации, ведь в салоне будут отсутствовать элементы управления.

Также снизится количество деталей, которые могут сломаться. Сторонние компании, вполне вероятно, смогут эффективно производить отдельные компоненты систем беспилотного вождения – и снова возникнет эффект экономии на масштабе.

Но вернемся к общеэкономическому влиянию подобной технологии. На сегодняшний день только в США не меньше 3,5 млн людей имеют профессию водителя. Они управляют автобусами, грузовиками, фурами, такси и персональными авто.

Очевидно, что коммерческое использование техники с автопилотом, которая даст возможность работать 24 часа в сутки без потери эффективности, рисков и проблем с профсоюзами – крайне выгодная штука с точки зрения бизнеса. Которая позволит увеличить эффективность процессов и снизить их стоимость. Также уйдут потери от ДТП, которые оцениваются в 180 млрд долларов в год только в Соединённых Штатах.

С другой стороны, исчезнут 7 млн рабочих мест, из которых 3.5 млн приходятся на водителей, и еще 3.5 млн – на обслуживающих их персонал в самых разных сферах.

Конечно, остается открытым вопрос, куда пойдут все эти люди. Тут важно понимать несколько основных вещей.

Во-первых, согласно определению, экономика – это отношения, организованные  для удовлетворения потребностей членов общества в жилье, питании, одежде, средствах связи, информации, транспорте и других компонентах. Получается, что когда товаров становится больше, вполне вероятно, что и количество услуг под них вырастет. Если что-то не нужно везти, то его все равно необходимо продать, обслужить, утилизировать.

Также люди могут начать больше путешествовать. В таком случае, водители смогут найти себе место в отельно-ресторанной сфере. Например, по одной из версий, в Древнем Египте строили пирамиды не для того, чтобы они просто стояли и радовали глаз. Просто была потребность острая в том, чтобы чем-то занять людей.

Читайте: История одного стартапа. Города будущего

Но вот, спустя тысячи лет население выросло, а пирамиды мы не строим. Да и уровень жизни поднялся от древнеегипетского. Потому что мы нашли, чем можем заниматься вместо перетаскивания каменных глыб.

Почти наверняка дальше машины станут заменять строителей, кроме тех работ, для которых сложно разработать стандартизированный механизм. Но те же подъемные краны, экскаваторы, тракторы и другая техника, выполняющая масштабную работу, точно будет лучше справляться без человека, координируя действия напрямую друг с другом.

И снова вернемся с историческому примеру – раньше целой профессией были копатели. Потому что при строительстве каждого здания были нужны десятки, а иногда и сотни людей с лопатами – чтобы выбрать грунт. Но затем копателей на стройках вытеснила техника.

Эта техника более сложна в производстве, чем лопата. Это значит, что ее делают много людей, и каждый из них забирает себе больший кусок добавочной стоимости. Также она более эффективна, и с ее помощью вполне реально сделать 10 зданий вместо одного за промежуток времени, в три раза короче.

Экономика работает на мультипликаторах, а потому ей крайне важен именно оборот.

Оборот отрасли и связных сфер стал выше – выросла и эффективность, а также уровень жизни всех участников отношений.

Но даже в этом случае не стоит думать, якобы процесс вытеснения человека машиной пройдет безболезненно. Наверняка будут и погромы, и протесты профсоюзов – такие себе Средние века и цеха.

Почти уверен, что рано или поздно все-таки введут налоги на роботов, о которых недавно говорил Билл Гейтс. И такой шаг логичен и вполне оправдана. Ведь очень часто зарплата рабочего входит в базу налогообложения. Потому если рабочих станет меньше, нужно придумать, кого еще обложить сборами, дабы просто не остаться с носом. И лучший вариант – это, конечно, брать налоги с автономных автомобилей и роботов.

Мы живем в эпоху потрясающих перемен. Вполне реально, что коммерческие авто совсем скоро будут выглядеть, как в последней части “Логана” - странные чудища без кабин, которые летят по трассе с предельно допустимой скоростью.

Но даже в таких условиях  люди наверняка найдут, чем себя занять. И через 100-200 лет о профессии водителя будут говорить, как сегодня мы вспоминаем о почтовых лошадях и их кучерах – только со страниц учебников истории и классических романов.

Читайте: Когда в Киев можно будет въезжать без пробок

Максим Шкиль, автоэксперт, учредитель Audi Центр Одесса Юг, для КиевVласти

KиевVласть

Теги: новости киева, новости украины, автомобили, илон маск, максим шкиль, беспилотники, билл гейтс

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.