Столичные чиновники могут неплохо заработать на сделке с польской Pesa
KV по секрету рассказали, что власти Киева сговорились с руководством центральных органов власти, чтобы выпустить на улицы Киева опасные трамваи Pesa российского производства. Жаловаться на опасность трамваев, похоже, уже некому: все профильные контролирующие органы якобы являются участниками схемы.
Завтра, 4 августа 2017 года, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) будет рассматривать жалобу украинского производителя трамваев ООО “СП “Электронтранс” по тендеру на закупку КП “Киевпастранс” 40 трамвайных вагонов. По информации источников KV в Верховной Раде Украины (ВР) , АМКУ жалобу отклонит.
Как ранее сообщала KV, “Электронтранс” в своей жалобе пишет, что согласно международным правилам торговли Incoterms-2010, условия поставки этих трамваев предусматривают освобождение иностранного участника от расходов по их растаможке на таможенной территории заказчика. Другими словами, завод Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA (Польша), который выиграл тендер, освобожден от необходимости уплаты импортной пошлины в размере 5% от стоимости товара. Поэтому, в “Электронтрансе” считают, что если прибавить к ценовому предложению Pesa 75 млн гривен пошлины, то цена украинского производителя будет выгоднее и победа должна быть присуждена ему.
Источники сообщают, что выходить из этого положения АМКУ будет топорно.
“Я знаю, что еще несколько дней продолжались консультации юристов АМКУ и юристов Кличко. Звучали предложения проигнорировать уплату пошлины из горбюджета, мол, это не стоимость вагонов, а сопроводительные расходы, что к закону “О публичных закупках” отношения не имеет. Еще было предложение не прибавлять пошлину к стоимости потому, что деньги получит таможня Киева, откуда деньги будут перераспределены в столичный бюджет и госбюджет. Дескать, как можно считать это расходами, если деньги останутся в бюджетах Украины. К чему юристы пришли – неизвестно, но перед АМКУ поставлена задача любой ценой обеспечить победу Pesa”, – рассказал KV источник в ВР.
В кулуарах парламента поговаривают о том, что для этой сделки столичный градоначальник Виталий Кличко напряг очень много высокопоставленных лиц. Рассказывают, что с Терентьевым (глава АМКУ.-KV) киевскому мэру было договориться достаточно просто. Несколько сложнее, якобы, было “решить вопрос” с Госслужбой по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность).
В “Электронтрансе” уверяют, что вагоны Pesa не соответствуют около 190 пунктам четырех украинских ДСТУ. Но самое главное, что трамваи “71-414К” Pesa, которые и планируется поставить Киеву, имеют завышенную для наших рельсов нагрузку на ось. На большой скорости трамвай может перевернуться. Боты, которых, по информации KV, использовали в администрации Кличко для сопровождения этой сделки, уже месяц в один голос кричат в соцсетях, что “украинские ДСТУ пыльные и гнилые, которые надо выбросить”, а сам трамвай Pesa настолько прекрасен, что ему ничего не угрожает.
Но, как известно, буквально 1 августа этого года на скоростной Борщаговской линии в Киеве трамвай “71-414К” Pesa при движении на небольшой скорости сошел с рельсов. Никто не пострадал. Пока что. Но если бы трамвай шел на скорости хотя бы 50 км/час, последствия могли бы быть и трагическими.
Читайте: Польский трамвай Pesa сошел с рельсов и парализовал движение в Киеве
В Укртрансбезопасности о проблемах Pesa прекрасно осведомлены. И в их полномочиях заблокировать эксплуатацию опасных трамваев в Киеве. Но, чтобы все прошло тихо, по словам одного из нардепов, Кличко пришлось решать вопрос с руководством парламента.
“Глава Укртрансбезопасности Михаил Ноняк ничего не решает. Он был поставлен на эту должность спикером парламента Андреем Парубием. Инспекторов Ноняка периодически “хлопает” Нацполиция и прокуратура, но это издержки профессии. Вся Укртрансбезопасность заточена на то, чтобы капитализировать каждое нарушение на транспорте. А уже собранный нал передается наверх, куратору. Я слышал, что за решение вопроса с Парубием, Кличко предложил ему определенный процент от суммы сделки. Неизвестно, согласился ли на это предложение спикер парламента, но Ноняк закрыл глаза на проблемы с ДСТУ у Pesa”, – рассказал KV парламентарий, пожелавший остаться неназванным.
Кстати, об откатах. На этой сделке их явно есть с чего получать.
“Сейчас курс евро стремительно растет, но поляков это не тревожит, потому что их “доля” может быть зафиксирована в евро. По состоянию на сегодня, один трамвай обойдется столичному бюджету примерно в 1,5 млн евро. При этом сами поляки в 2012-2013 годах продавали свои вагоны Москве по чуть более 1,2 млн евро. Но чтобы сбросить этот хлам, который стоит у них на складе уже 3 года, поляки могли согласиться отдать вагоны и за 900 тыс. евро за штуку. Разница на 40 вагонах составила бы около 24 млн евро. Ради такого барыша можно не только “забить” на законодательство, но и перестать бояться наказания. Особенно, если со всеми договорился”, – считают в парламенте.
Кстати, схемы с откатами на трамваях Pesa, описаны и на сайте Bereza.today (сайт возможно имеет отношение к нардепу Бориславу Березе). Автор Виктор Сокуренко пишет, что по сделке с Москвой из 1,239 млн евро за один трамвай, поляки получали лишь 1,1 млн евро, а разница “шла куда-то в сторону”.
Читайте: Киевпастранс закупает трамваи у крупнейшего российского производителя оборонной техники
Вообще, по сведениям источников KV, в Киевской горгосадминистрации (КГГА) всю операцию по проведению сделки с Pesa курирует депутат горсовета из “Солидарности” Сергей Майзель. Дескать, несмотря на то, что в апреле 2017-го он был уволен по собственному желанию с должности директора Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, де-факто он остается его руководителем. Депутаты Киевсовета до сих пор шлют обращения на его имя, как директору департамента, зная, что транспортные вопросы в администрации Кличко решает только Майзель.
К сожалению, обо всех этих разговорах знают в Администрации Президента Украины. Злые языки поговаривают, что вся схема еще в прошлом году согласовывалась с первым заместителем Администрации Президента Виталием Ковальчуком. Якобы, с поляками долго шли переговоры по цене и только в этом году соглашение было достигнуто: за ту “прекрасную” цену, на которую согласилась Pesa, Киев закупает 40 вагонов сейчас и проводит еще закупку в конце 2017 года, и еще, как минимум, одну закупку в 2018 году.
По слухам, за это время транспортные “дельцы-чиновники” должны “порешать” внесение изменений в ДСТУ по увеличению допустимой нагрузки на ось трамваев. Это позволит вывести Pesa на тендера в другие города.
Тема с трамваями настолько нашумела, что за ней следят не только в Украине, но и во многих других странах. Оно и понятно – Украина может стать чуть ли не первой страной в мире, которая имея собственных производителей трамваев, отдаст 1,8 млрд гривен иностранному производителю. Для крупных заказчиков в других странах это будет сигналом о том, что Украина настолько ущербная страна, что не способна производить качественные трамваи. А значит, закупать их у украинских производителей – нельзя. По сути, Киев сейчас уничтожает производство и экспорт украинских трамваев.
Но что взамен получат киевляне? Получат опасный для жизни трамвай, произведенный на крупнейшем российском оборонном предприятии, а также уничтоженного украинского производителя трамваев. Также киевляне получат хорошее настроение у столичных коррупционеров-чиновников. Если, конечно, это можно считать достоянием города.
Фото: Коллаж KV