п'ятниця, 19 квітня 2024 г.

Николай Жариков: “В Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность”

Николай Жариков: “В Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность”

Заслуженные архитекторы считают, что руководство Киевской горгосадминистрации (КГГА) не желает прекращать царящий в городе “градостроительный беспредел”. О том, как мэру Киева нужно организовать градостроительную работу, чего стоит ожидать от нового руководителя градостроительного департамента КГГА Александра Свистунова, почему проект нового Генплана Киева нельзя утверждать и о важных инфраструктурных инициативах столичной власти в интервью КиевVласть рассказал экс-главный архитектор Киева (1987-1992 гг.) Николай Леонидович Жариков.

KV: В последние годы активно ведется застройка столицы без учета требований действующего Генплана Киева. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь, виноват в возникновении такой ситуации?

Николай Жариков: То, что произошло в градостроительстве Киева можно назвать, извините за выражение, градостроительный беспредел. Он начался еще при Омельченко (Александр Омельченко – мєр Киева и глава КГГА 1996-2006 гг. – KV). Сменивший его мэр Леонид Черновецкий (городской голова Киева, глава КГГА 2006-2012 гг. – KV) с молодой командой превратили дерибан киевской земли в промысел. А так как их действия противоречили действующему Генеральному плану Киева, а, следовательно, незаконные, был запущен тезис, что Генплан Киева устарел, а, значит, он не годится и нужно разработать новый.

В августе 2008 года по поручению Черновецкого была создана рабочая группа по разработке нового Генплана Киева. Возглавил ее первый заместитель председателя КГГА Денис Басс. Заодно, не тратя время, он возглавил и дерибан земли, а также сопутствующую в таких операциях коррупцию в КГГА. Поговаривали о его связях в этом деле с Администрацией Президента, что подкреплялось откровенной наглостью поборов и безнаказанностью.

Вскоре при Главархитектуре создали коммунальную организацию “Институт генерального плана г. Киева”, перенявшую функции института “Киевгенплан”, сдерживавшего дерибан. Руководить этой КО назначили Сергея Броневицкого – не архитектора, никогда градостроительством и проектированием не занимавшегося, работавшего ранее рядовым чиновником у Омельченко, “росшего” при нем и воспитанного им.

Тезис о необходимости разработать новый Генплан работает до сих пор. При этом Генплан не отменен, и его надо соблюдать. То, что город довели до больного состояния, к действующему Генплану отношения не имеет. Документ имеется и в нем говориться как надо поступать.

KV: Думаете, в этом году КГГА сможет продавить принятие нового Генплана Киева? И как Вам, кстати, ДПТ, которые Киевсовет утверждал в минувшем году?

Николай Жариков: Проект нового Генплана Киева разрабатывают почти 10 лет. Сколько вокруг этого было пиара, разговоров, сколько было приложено усилий протянуть согласование… Потратили колоссальные деньги. А в результате документ в нынешнем виде утверждать нельзя. Он не годится, потому что разрабатывался неквалифицированными людьми, в угоду тем, кто грабит и уродует город незаконными стройками, и чтобы легализовать градостроительные нарушения минувших лет. В проекте нового Генплана, к примеру, территории, которые не должны застраиваться - зеленые или буферные зоны, отводятся под строительство. Подлежат застройке и производственные территории и много другого, что недопустимо.

Читайте: Администрация Кличко продолжает пускать Голосеевский парк под застройку

Сегодня, к счастью, имеются люди, которым не безразлична судьба города, которые не продались. Они протестуют. В итоге новый Генплан не утвержден. Борьба продолжается.

Чувствуя, что не преодолеют общественное возражение, в КГГА и придумали выход из сложившейся ситуации: разрабатывают и принимают Детальные планы территории (ДПТ). Да, в Генплане всего не предусмотришь. ДПТ делались и раньше, но они не противоречили Генплану.

ДПТ только дополняет его и развивает более детально на отдельной территории, учитывая сложившуюся застройку, ее характер, историческую и природную ценность. Такой проект должен пройти экспертизу, рассмотрение на градостроительном совете и лишь потом, после устранения замечаний, утверждаться. От качества проекта ДПТ зависит не только уровень градостроительных решений и архитектуры, границ земельных участков, но и экономическая составляющая, связанная с бюджетом города или финансовыми вложениями застройщика. Разумеется, разрабатываться такая документация должна квалифицированными специалистами и проектными организациями.

Читайте: Александр Спасибко: “Законом не запрещается одновременная разработка ДПТ и обновление генерального плана города”

Ничего такого сейчас у нас не происходит. Известно, что Департамент градостроительства и архитектуры КГГА большую часть таких заказов передает двум коммерческим мастерским, созданным бывшим заместителем главного архитектора города Андреем Ваврышем, который был поставлен на должность в КГГА окружением Виктора Януковича в качестве “смотрящего”. Кстати, диплом архитектора он получил, обучаясь полтора года заочно во Львовском политехническом институте, когда уже работал в градостроительном департаменте КГГА.

Такой же диплом Львовского политехнического института получил директор КО “Институт генерального плана г. Киева” Сергей Броневицкий и нынешний заместитель главного архитектора Киева Анна Бондарь, которая, как говорят, является креатурой упомянутого “архитектора” Ваврыша.

Кстати Сергей Броневицкий и Анна Бондарь были первыми в списке претендентов на пост главы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА. Их в этом конкурсе “вели” заместители главы КГГА Владимир Бондаренко (глава аппарата КГГА.- KV) и Александр Спасибко, но напоролись на жесткую критику и сопротивление общественности, а также принципиальную позицию Союза архитекторов Украины. После главным архитектором города был назначен “запасной” претендент, воспитанный в такой же среде, архитектор Александр Свистунов. Смею утверждать, он абсолютно не подготовленный к этой должности по многим статьям, кроме послушания верхам.

Читайте: Руководить градостроительным департаментом КГГА теперь будет Александр Свистунов

Мэр Киева Виталий Кличко перед прошлыми выборами, чувствуя недовольство киевлян, уволил главного архитектора города Сергея Целовальника. Но сегодняшнее недостаточно компетентное и недостаточно ответственное окружение Кличко не способствует принятию правильных градостроительных решений, открытости. Мэр Киева изолирован от гражданской инициативы. Видимо, так кому-то выгодно.

KV: Столичная власть сегодня может начать не допускать нарушений в сфере градостроительства? При Вас в Киеве подобные нарушения случались?

Николай Жариков: Да, в КГГА могут остановить нарушения. Только для этого нужно, чтобы у чиновников была такая цель, чувство ответственности и желание.

Когда в 1987 году я вступил в должность главного архитектора Киева, у архитекторов и чиновников тоже были ошибки. Но тогда не от коррупции или коммерческого делячества, а просто от недостаточной градостроительной грамотности. Приведу, к примеру, такой случай. Лаврухин (Николай Лаврухин - первый заместитель председателя исполкома Киевсовета 1970-1990 гг. – KV) разрешил строительным организациям, завершившим реконструкцию проспекта Победы, построить себе по одному двенадцатиэтажному точечному жилому дому в зеленой зоне среди вековых сосен и дубов в начале проспекта.

Он не подумал о том, что это не украсит въезд в город, а главное, что нельзя строить на вековых соснах и дубах. Я остановил это строительство. Причем все решено было без предписаний или, как сейчас, судов, одним словом, осуждающим такое неправильное решение. У меня, как у главного архитектора Киева, были на это полномочия, была воля, а также понимание и поддержка исполнительной власти республики и страны в наведении порядка в градостроительстве Киева. Была общая ответственность за облик и застройку столицы, реагирование на замечание общественности.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Еще пример. Гостиница “Салют” по проекту Авы Милецкого была бы в два раза выше, если бы не вмешалась общественность и не реакция на это власти. Милецкий объяснял это тем, что на этом месте была колокольня Никольского военного собора.  Люди возмущались: здание - это не колокольня. Решение о понижении этажности было принято в процессе строительства Госстроем Украины. Сейчас же, несмотря на отчаянное сопротивление киевлян, рядом построен огромный монстр – жилой дом для элиты. В КГГА оправдывались, дескать, сделали все, чтобы дом был красивым, не понимая, что его огромный объем не допустим в этой исторической и природной среде.

KV: Вы сказали, что имеющийся проект Генплана Киева принимать нельзя. Чиновники, которые заведуют градостроительством в столице, профессионально слабые. Как выйти из сложившейся ситуации?

Николай Жариков: Я уже несколько лет пытаюсь прорваться на прием к Кличко. Первое, что я хотел бы предложить при встрече, кроме реорганизации Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, передать разработку Генплана Киева квалифицированной организации – Институту Генерального плана.

Опытнейший градостроитель руководитель этого института Владимир Чекмарев разрабатывал все генпланы очень грамотно. Он и его коллектив смогли бы доделать проект нового Генплана Киева в короткий срок.

Специалисты коммунальной организации “Киевгенплан”, которую возглавляет Сергей Броневицкий, и которая сегодня осуществляет разработку проекта Генплана, не имеют достаточной квалификации для работы над таким масштабным проектом. Они не смогут доработать Генплан так, чтобы документ приняла общественность, и все понимали, что в нем отражена не только реальная ситуация, но и перспектива развития Киева. Они хитрят и придумывают разные вещи, чтобы документ соответствовал не интересам киевлян и здравому смыслу, а требованиям застройщиков.

Читайте: Новый Генеральный план развития Киева готов к утверждению

KV: По Вашему мнению, необходима реорганизация градостроительного Департамента КГГА. Что именно следует изменить?

Николай Жариков: Сейчас об этом не хотел бы говорить. Я и несколько опытных архитекторов, которые переживают за то, что творится в градостроительстве Киева, уже давно пытаются встретиться с Кличко.

Мы, как опытные архитекторы, обращались к мэру, когда шел этот фальшивый конкурс на должность главного архитектора Киева. Просили нас принять, выслушать и ввести от нас в жюри конкурса несколько человек, а также разрешить дать предложение по кандидатуре. Но нас не захотели услышать.

Мы до сих пор заинтересованы во встрече с Кличко. Хотим объяснить ему, что будет правильно сделать для развития Киева и сохранения его архитектурных памятников, а также покритиковать за недостатки и упущения в этой сфере.

KV: Если в градостроительстве столицы такая патовая ситуация, смогут ли в Киеве качественно реализовать крупные инфраструктурные проекты, которые анонсируют чиновники?

Николай Жариков: Многое, что они говорят – это болтовня. Они не умеют реализовывать крупные проекты. Их окружение не способно дать им нормальные деловые предложения. Поэтому и выдумывают: то трамвай пустить с Троещины по трассе метро на Подол, то привлекают Всемирный банк для помощи в разработке транспортной модели города, специалисты которого за большие деньги предложили запустить пару новых маршрутов.

А чего стоит сообщение в прессе зампреда КГГА Ильи Сагайдака о том, что планируется весной на Крещатике обустроить девять наземных пешеходных переходов.

Читайте: Сагайдак обещает зарыть на Крещатике подземные переходы

Немцам платят 200 тыс. долларов за экспертизу проекта Подольско-Воскресенского моста. Несколько месяцев платили иностранцам за участие в жюри конкурсов на увековечивание памяти Героев Небесной Сотни и выбора главного архитектора Киева. Деньги потрачены. Результат нулевой, даже отрицательный. У нас хватает своих специалистов, чтобы все это делать. Все это пиар, который не влечет за собой реальных эффективных решений, а только имитирует деятельность.

Читайте: Транспортную схему Киева разработают немецкая компания и Мировой банк и В 2016 году план развития киевского транспорта финансироваться не будет

Заявления о строительстве объездной автомобильной дороги вокруг Киева - это тот же пиар. У них ничего нет, чтобы эту дорогу построить. Конечно, дорога нужна, но не так, чтобы угробить все остальное. Ее строительство предполагает колоссальные затраты, которые сегодня Киев себе позволить не может. А влазить в долги зачем?

Читайте: Киевская кольцевая: Виктор Ющенко лоббирует строителей из Китая

Все эти разговоры только для того, чтобы заполнить вакуум, завуалировать то, что люди у власти не в состоянии делать полезные городу нормальные вещи. Это все от беспомощности. Заместители Кличко не способны вести нужные городу проекты еще и потому, что не имеют должного профессионального уровня и контакта с общественностью, ее компетентным активом. Они лишь работают с людьми из окружения Черновецкого и Попова, которые участвовали в согласовании всех преступных строек в Киеве.

Читайте: Кличко собрался потратить более 1 млрд гривен из горбюджета ради выгодной продажи недвижимости на Рыбальском острове

KV: Нынешняя власть Киева декларирует намерение вскоре достроить Подольско-Воскресенский мост. Реально ли завершение этого проекта к 2020 году?

Николай Жариков: Все заявления о завершении строительства этого моста в 2020 году от беспомощности и непонимания задач. Мост можно достроить за два года. Сейчас следует завершить экспертизу, скорректировать, если нужно, проект, решить способ завершения работ наверху. Не теряя времени начать работу по сторонам - перейти Русановские сады, дойти до станции “Проспект Ватутина” и перейти на правый берег. К концу 2018 года строительство моста нужно было бы завершить, чтобы в 2020 году пустить метро на Троещину. Но по предложенной мною новой проектной трассе до Контрактовой площади, а в последующие годы: в 2021-м – до Львовской площади, 2022-м – до проспекта Победы, в 2023-м – до вокзала.

Изменения правобережной трассы с уходом от станций “Тараса Шевченко” и “Лукьяновской” на более короткую и приоритетную только на этом участке дает 100 млн долларов экономии и сокращение срока строительства на один год. Такое проектное предложение разработано мною несколько лет назад. Я обращался с ним к Президентам, мэрам Киева, но никто из них не заинтересовался. Все блокирует окружение, которому это не выгодно.

KV: Сегодня, кроме метро на Троещину, предлагается несколько транспортных решений для этого района. Как альтернативу метро рассматривают, например, запуск трам-трейна – трамвая-электрички.

Николай Жариков: Это все выдумки. Трамвай на Троещине с первого дня пуска и до сих пор возит воздух. Когда этот трамвайный маршрут продлили до электрички, то люди стали им чаще пользоваться, но только в часы пик. Спросите у жителей Троещины, они подтвердят.

Вообще эти разговоры о трамвае через мост на правый берег, на мой взгляд, унижают достоинство руководителей города, а, значит, и всех нас.

Читайте: Киевские власти нашли альтернативу метро на Троещину

Думаю, что это всего лишь разговоры, чтобы отвлечь внимание и показать какую-то деятельность, прикрывая бездеятельность. Метро на Троещину нужно делать однозначно. И деньги для начала у города на это имеются.

Читайте: Кубив хочет предложить японцам достроить метро на Троещину

Меня в последнее время удивляет резкое изменение ориентации чиновников КГГА в вопросе строительства линий метрополитена с троещинского направления на Виноградарь. Власти Киева обещают построить новые станции метро “Проспект Правды” и “Мостицкая” на Виноградаре. В мэрии даже показали эскизы этих станций и сообщили общественности, что их собираются открыть в декабре 2019 года.

Читайте: Илья Сагайдак пообещал киевлянам две новых станции метро к концу 2019 года

Виноградарю, конечно, тоже нужно метро, но почему отложили Троещину? В чем дело? А ответ я нашел в прессе, где появилась реклама строительства на Виноградаре большого жилого комплекса с предложением вкладывать деньги в будущие квартиры. Многие предпочитают такую покупку делать на этапе строительства, потому что это дешевле. А в данном случае, когда читают, что в 2019 году там будет метро и это совпадает со сдачей дома, то предложение подкупает. Но очень неприлично обманывать людей и с Троещины, и с Виноградаря.

KV: На Ваш взгляд, кроме метро на Троещину, какие инфраструктурные проекты сегодня критически необходимо реализовать городу?

Николай Жариков: Следует не выдумывать строительство крупных объектов, которые сегодня городу не под силу, а делать то, что возможно. В первую очередь улучшить ситуацию с транспортом в центре столицы. Я могу завтра же мэру положить на стол несколько проектных предложений, которые решают задачу улучшения транспортной ситуации в центре Киева.

Стоит возобновить работу речного транспорта. Недавно сообщалось о появлении речного маршрута с Подола на Левобережную. Это правильно, но проблема в том, что на Левобережной причалить этому речному транспорту некуда. Прибрежная территория в запущенном состоянии. Да и архитектурное окружение всего этого пространства с недостроями ужасное. Так что гостей Евровидения-2017 туда направлять нельзя.

Читайте: Весной речной транспорт соединит Подол с левым берегом Киева

Конечно, нужно было более активно готовить город к проведению в Киеве Евровидения-2017. Это престиж государства. А у нас до сих пор ничего не готово. Ведь можно было бы успеть сделать подземный переход на Левобережной. Когда я там бываю, думаю, как же иностранные гости Киева будут идти в МВЦ под мостом, где грязь и нерегулируемые пешеходные переходы. Также важно было бы привести в порядок фасад гостиницы “Турист” и территорию вокруг нее. Она рядом с МВЦ. Там не будет ни одного свободного места. Вот от нее бы и сделать подземный переход к МВЦ. А главное - он очень нужен киевлянам. Остался бы как память о Евровидение.

Но сегодня в Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность. Они не понимают, что это важно и не готовы слушать грамотных архитекторов, не связанных с бизнесом, способных высказать свое независимое мнение. Вопросы градостроительства нельзя превращать в ничего не значащий пиар, их надо очень тщательно продумывать и обсуждать, в том числе с грамотной, ответственной и профессиональной общественностью.

Справка KV: Николай Леонидович Жариков - народный архитектор Украины, лауреат Государственной премии Украины, действительный член Украинской академии архитектуры.

Жариков родился 7 ноября 1931 года в Славянске (Донецкая область), окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института.

В 1956 году начал профессиональную деятельность в Запорожье. Был директором Запорожского филиала института "Укргорстройпроект" (1964—1978).

В 1978-1987 гг. занимал пост первого заместителя председателя Госстроя Украинской ССР.

С 1987 года по 1992 год был главным архитектором Киева.

В 1993-1996 гг. работал заместителем начальника Главкиевархитектуры по охране памятников.

С 1996 года руководит творческой архитектурной мастерской “Н. Жариков” в Киеве.

КиевVласть

Беседовала Ирина Ященко

Теги: новости киева, кгга, кличко, дпт, генплан, градостроительство, евровидение 2017, спасибко, подольско воскресенский мост, метро на троещину, свистунов, жариков, киевгенплан, институт генплана, градостроительный департамент, инфраструктурные проекты

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій