Тексты

Николай Жариков: “В Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность”

22 марта 2017 г. 9:15

Николай Жариков: “В Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность”

Заслуженные архитекторы считают, что руководство Киевской горгосадминистрации (КГГА) не желает прекращать царящий в городе “градостроительный беспредел”. О том, как мэру Киева нужно организовать градостроительную работу, чего стоит ожидать от нового руководителя градостроительного департамента КГГА Александра Свистунова, почему проект нового Генплана Киева нельзя утверждать и о важных инфраструктурных инициативах столичной власти в интервью КиевVласть рассказал экс-главный архитектор Киева (1987-1992 гг.) Николай Леонидович Жариков.

KV: В последние годы активно ведется застройка столицы без учета требований действующего Генплана Киева. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь, виноват в возникновении такой ситуации?

Николай Жариков: То, что произошло в градостроительстве Киева можно назвать, извините за выражение, градостроительный беспредел. Он начался еще при Омельченко (Александр Омельченко – мєр Киева и глава КГГА 1996-2006 гг. – KV). Сменивший его мэр Леонид Черновецкий (городской голова Киева, глава КГГА 2006-2012 гг. – KV) с молодой командой превратили дерибан киевской земли в промысел. А так как их действия противоречили действующему Генеральному плану Киева, а, следовательно, незаконные, был запущен тезис, что Генплан Киева устарел, а, значит, он не годится и нужно разработать новый.

В августе 2008 года по поручению Черновецкого была создана рабочая группа по разработке нового Генплана Киева. Возглавил ее первый заместитель председателя КГГА Денис Басс. Заодно, не тратя время, он возглавил и дерибан земли, а также сопутствующую в таких операциях коррупцию в КГГА. Поговаривали о его связях в этом деле с Администрацией Президента, что подкреплялось откровенной наглостью поборов и безнаказанностью.

Вскоре при Главархитектуре создали коммунальную организацию “Институт генерального плана г. Киева”, перенявшую функции института “Киевгенплан”, сдерживавшего дерибан. Руководить этой КО назначили Сергея Броневицкого – не архитектора, никогда градостроительством и проектированием не занимавшегося, работавшего ранее рядовым чиновником у Омельченко, “росшего” при нем и воспитанного им.

Тезис о необходимости разработать новый Генплан работает до сих пор. При этом Генплан не отменен, и его надо соблюдать. То, что город довели до больного состояния, к действующему Генплану отношения не имеет. Документ имеется и в нем говориться как надо поступать.

KV: Думаете, в этом году КГГА сможет продавить принятие нового Генплана Киева? И как Вам, кстати, ДПТ, которые Киевсовет утверждал в минувшем году?

Николай Жариков: Проект нового Генплана Киева разрабатывают почти 10 лет. Сколько вокруг этого было пиара, разговоров, сколько было приложено усилий протянуть согласование… Потратили колоссальные деньги. А в результате документ в нынешнем виде утверждать нельзя. Он не годится, потому что разрабатывался неквалифицированными людьми, в угоду тем, кто грабит и уродует город незаконными стройками, и чтобы легализовать градостроительные нарушения минувших лет. В проекте нового Генплана, к примеру, территории, которые не должны застраиваться - зеленые или буферные зоны, отводятся под строительство. Подлежат застройке и производственные территории и много другого, что недопустимо.

Читайте: Администрация Кличко продолжает пускать Голосеевский парк под застройку

Сегодня, к счастью, имеются люди, которым не безразлична судьба города, которые не продались. Они протестуют. В итоге новый Генплан не утвержден. Борьба продолжается.

Чувствуя, что не преодолеют общественное возражение, в КГГА и придумали выход из сложившейся ситуации: разрабатывают и принимают Детальные планы территории (ДПТ). Да, в Генплане всего не предусмотришь. ДПТ делались и раньше, но они не противоречили Генплану.

ДПТ только дополняет его и развивает более детально на отдельной территории, учитывая сложившуюся застройку, ее характер, историческую и природную ценность. Такой проект должен пройти экспертизу, рассмотрение на градостроительном совете и лишь потом, после устранения замечаний, утверждаться. От качества проекта ДПТ зависит не только уровень градостроительных решений и архитектуры, границ земельных участков, но и экономическая составляющая, связанная с бюджетом города или финансовыми вложениями застройщика. Разумеется, разрабатываться такая документация должна квалифицированными специалистами и проектными организациями.

Читайте: Александр Спасибко: “Законом не запрещается одновременная разработка ДПТ и обновление генерального плана города”

Ничего такого сейчас у нас не происходит. Известно, что Департамент градостроительства и архитектуры КГГА большую часть таких заказов передает двум коммерческим мастерским, созданным бывшим заместителем главного архитектора города Андреем Ваврышем, который был поставлен на должность в КГГА окружением Виктора Януковича в качестве “смотрящего”. Кстати, диплом архитектора он получил, обучаясь полтора года заочно во Львовском политехническом институте, когда уже работал в градостроительном департаменте КГГА.

Такой же диплом Львовского политехнического института получил директор КО “Институт генерального плана г. Киева” Сергей Броневицкий и нынешний заместитель главного архитектора Киева Анна Бондарь, которая, как говорят, является креатурой упомянутого “архитектора” Ваврыша.

Кстати Сергей Броневицкий и Анна Бондарь были первыми в списке претендентов на пост главы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА. Их в этом конкурсе “вели” заместители главы КГГА Владимир Бондаренко (глава аппарата КГГА.- KV) и Александр Спасибко, но напоролись на жесткую критику и сопротивление общественности, а также принципиальную позицию Союза архитекторов Украины. После главным архитектором города был назначен “запасной” претендент, воспитанный в такой же среде, архитектор Александр Свистунов. Смею утверждать, он абсолютно не подготовленный к этой должности по многим статьям, кроме послушания верхам.

Читайте: Руководить градостроительным департаментом КГГА теперь будет Александр Свистунов

Мэр Киева Виталий Кличко перед прошлыми выборами, чувствуя недовольство киевлян, уволил главного архитектора города Сергея Целовальника. Но сегодняшнее недостаточно компетентное и недостаточно ответственное окружение Кличко не способствует принятию правильных градостроительных решений, открытости. Мэр Киева изолирован от гражданской инициативы. Видимо, так кому-то выгодно.

KV: Столичная власть сегодня может начать не допускать нарушений в сфере градостроительства? При Вас в Киеве подобные нарушения случались?

Николай Жариков: Да, в КГГА могут остановить нарушения. Только для этого нужно, чтобы у чиновников была такая цель, чувство ответственности и желание.

Когда в 1987 году я вступил в должность главного архитектора Киева, у архитекторов и чиновников тоже были ошибки. Но тогда не от коррупции или коммерческого делячества, а просто от недостаточной градостроительной грамотности. Приведу, к примеру, такой случай. Лаврухин (Николай Лаврухин - первый заместитель председателя исполкома Киевсовета 1970-1990 гг. – KV) разрешил строительным организациям, завершившим реконструкцию проспекта Победы, построить себе по одному двенадцатиэтажному точечному жилому дому в зеленой зоне среди вековых сосен и дубов в начале проспекта.

Он не подумал о том, что это не украсит въезд в город, а главное, что нельзя строить на вековых соснах и дубах. Я остановил это строительство. Причем все решено было без предписаний или, как сейчас, судов, одним словом, осуждающим такое неправильное решение. У меня, как у главного архитектора Киева, были на это полномочия, была воля, а также понимание и поддержка исполнительной власти республики и страны в наведении порядка в градостроительстве Киева. Была общая ответственность за облик и застройку столицы, реагирование на замечание общественности.

Подписывайтесь на новости «КиевVласть»
 

Еще пример. Гостиница “Салют” по проекту Авы Милецкого была бы в два раза выше, если бы не вмешалась общественность и не реакция на это власти. Милецкий объяснял это тем, что на этом месте была колокольня Никольского военного собора.  Люди возмущались: здание - это не колокольня. Решение о понижении этажности было принято в процессе строительства Госстроем Украины. Сейчас же, несмотря на отчаянное сопротивление киевлян, рядом построен огромный монстр – жилой дом для элиты. В КГГА оправдывались, дескать, сделали все, чтобы дом был красивым, не понимая, что его огромный объем не допустим в этой исторической и природной среде.

KV: Вы сказали, что имеющийся проект Генплана Киева принимать нельзя. Чиновники, которые заведуют градостроительством в столице, профессионально слабые. Как выйти из сложившейся ситуации?

Николай Жариков: Я уже несколько лет пытаюсь прорваться на прием к Кличко. Первое, что я хотел бы предложить при встрече, кроме реорганизации Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, передать разработку Генплана Киева квалифицированной организации – Институту Генерального плана.

Опытнейший градостроитель руководитель этого института Владимир Чекмарев разрабатывал все генпланы очень грамотно. Он и его коллектив смогли бы доделать проект нового Генплана Киева в короткий срок.

Специалисты коммунальной организации “Киевгенплан”, которую возглавляет Сергей Броневицкий, и которая сегодня осуществляет разработку проекта Генплана, не имеют достаточной квалификации для работы над таким масштабным проектом. Они не смогут доработать Генплан так, чтобы документ приняла общественность, и все понимали, что в нем отражена не только реальная ситуация, но и перспектива развития Киева. Они хитрят и придумывают разные вещи, чтобы документ соответствовал не интересам киевлян и здравому смыслу, а требованиям застройщиков.

Читайте: Новый Генеральный план развития Киева готов к утверждению

KV: По Вашему мнению, необходима реорганизация градостроительного Департамента КГГА. Что именно следует изменить?

Николай Жариков: Сейчас об этом не хотел бы говорить. Я и несколько опытных архитекторов, которые переживают за то, что творится в градостроительстве Киева, уже давно пытаются встретиться с Кличко.

Мы, как опытные архитекторы, обращались к мэру, когда шел этот фальшивый конкурс на должность главного архитектора Киева. Просили нас принять, выслушать и ввести от нас в жюри конкурса несколько человек, а также разрешить дать предложение по кандидатуре. Но нас не захотели услышать.

Мы до сих пор заинтересованы во встрече с Кличко. Хотим объяснить ему, что будет правильно сделать для развития Киева и сохранения его архитектурных памятников, а также покритиковать за недостатки и упущения в этой сфере.

KV: Если в градостроительстве столицы такая патовая ситуация, смогут ли в Киеве качественно реализовать крупные инфраструктурные проекты, которые анонсируют чиновники?

Николай Жариков: Многое, что они говорят – это болтовня. Они не умеют реализовывать крупные проекты. Их окружение не способно дать им нормальные деловые предложения. Поэтому и выдумывают: то трамвай пустить с Троещины по трассе метро на Подол, то привлекают Всемирный банк для помощи в разработке транспортной модели города, специалисты которого за большие деньги предложили запустить пару новых маршрутов.

А чего стоит сообщение в прессе зампреда КГГА Ильи Сагайдака о том, что планируется весной на Крещатике обустроить девять наземных пешеходных переходов.

Читайте: Сагайдак обещает зарыть на Крещатике подземные переходы

Немцам платят 200 тыс. долларов за экспертизу проекта Подольско-Воскресенского моста. Несколько месяцев платили иностранцам за участие в жюри конкурсов на увековечивание памяти Героев Небесной Сотни и выбора главного архитектора Киева. Деньги потрачены. Результат нулевой, даже отрицательный. У нас хватает своих специалистов, чтобы все это делать. Все это пиар, который не влечет за собой реальных эффективных решений, а только имитирует деятельность.

Читайте: Транспортную схему Киева разработают немецкая компания и Мировой банк и В 2016 году план развития киевского транспорта финансироваться не будет

Заявления о строительстве объездной автомобильной дороги вокруг Киева - это тот же пиар. У них ничего нет, чтобы эту дорогу построить. Конечно, дорога нужна, но не так, чтобы угробить все остальное. Ее строительство предполагает колоссальные затраты, которые сегодня Киев себе позволить не может. А влазить в долги зачем?

Читайте: Киевская кольцевая: Виктор Ющенко лоббирует строителей из Китая

Все эти разговоры только для того, чтобы заполнить вакуум, завуалировать то, что люди у власти не в состоянии делать полезные городу нормальные вещи. Это все от беспомощности. Заместители Кличко не способны вести нужные городу проекты еще и потому, что не имеют должного профессионального уровня и контакта с общественностью, ее компетентным активом. Они лишь работают с людьми из окружения Черновецкого и Попова, которые участвовали в согласовании всех преступных строек в Киеве.

Читайте: Кличко собрался потратить более 1 млрд гривен из горбюджета ради выгодной продажи недвижимости на Рыбальском острове

KV: Нынешняя власть Киева декларирует намерение вскоре достроить Подольско-Воскресенский мост. Реально ли завершение этого проекта к 2020 году?

Николай Жариков: Все заявления о завершении строительства этого моста в 2020 году от беспомощности и непонимания задач. Мост можно достроить за два года. Сейчас следует завершить экспертизу, скорректировать, если нужно, проект, решить способ завершения работ наверху. Не теряя времени начать работу по сторонам - перейти Русановские сады, дойти до станции “Проспект Ватутина” и перейти на правый берег. К концу 2018 года строительство моста нужно было бы завершить, чтобы в 2020 году пустить метро на Троещину. Но по предложенной мною новой проектной трассе до Контрактовой площади, а в последующие годы: в 2021-м – до Львовской площади, 2022-м – до проспекта Победы, в 2023-м – до вокзала.

Изменения правобережной трассы с уходом от станций “Тараса Шевченко” и “Лукьяновской” на более короткую и приоритетную только на этом участке дает 100 млн долларов экономии и сокращение срока строительства на один год. Такое проектное предложение разработано мною несколько лет назад. Я обращался с ним к Президентам, мэрам Киева, но никто из них не заинтересовался. Все блокирует окружение, которому это не выгодно.

KV: Сегодня, кроме метро на Троещину, предлагается несколько транспортных решений для этого района. Как альтернативу метро рассматривают, например, запуск трам-трейна – трамвая-электрички.

Николай Жариков: Это все выдумки. Трамвай на Троещине с первого дня пуска и до сих пор возит воздух. Когда этот трамвайный маршрут продлили до электрички, то люди стали им чаще пользоваться, но только в часы пик. Спросите у жителей Троещины, они подтвердят.

Вообще эти разговоры о трамвае через мост на правый берег, на мой взгляд, унижают достоинство руководителей города, а, значит, и всех нас.

Читайте: Киевские власти нашли альтернативу метро на Троещину

Думаю, что это всего лишь разговоры, чтобы отвлечь внимание и показать какую-то деятельность, прикрывая бездеятельность. Метро на Троещину нужно делать однозначно. И деньги для начала у города на это имеются.

Читайте: Кубив хочет предложить японцам достроить метро на Троещину

Меня в последнее время удивляет резкое изменение ориентации чиновников КГГА в вопросе строительства линий метрополитена с троещинского направления на Виноградарь. Власти Киева обещают построить новые станции метро “Проспект Правды” и “Мостицкая” на Виноградаре. В мэрии даже показали эскизы этих станций и сообщили общественности, что их собираются открыть в декабре 2019 года.

Читайте: Илья Сагайдак пообещал киевлянам две новых станции метро к концу 2019 года

Виноградарю, конечно, тоже нужно метро, но почему отложили Троещину? В чем дело? А ответ я нашел в прессе, где появилась реклама строительства на Виноградаре большого жилого комплекса с предложением вкладывать деньги в будущие квартиры. Многие предпочитают такую покупку делать на этапе строительства, потому что это дешевле. А в данном случае, когда читают, что в 2019 году там будет метро и это совпадает со сдачей дома, то предложение подкупает. Но очень неприлично обманывать людей и с Троещины, и с Виноградаря.

KV: На Ваш взгляд, кроме метро на Троещину, какие инфраструктурные проекты сегодня критически необходимо реализовать городу?

Николай Жариков: Следует не выдумывать строительство крупных объектов, которые сегодня городу не под силу, а делать то, что возможно. В первую очередь улучшить ситуацию с транспортом в центре столицы. Я могу завтра же мэру положить на стол несколько проектных предложений, которые решают задачу улучшения транспортной ситуации в центре Киева.

Стоит возобновить работу речного транспорта. Недавно сообщалось о появлении речного маршрута с Подола на Левобережную. Это правильно, но проблема в том, что на Левобережной причалить этому речному транспорту некуда. Прибрежная территория в запущенном состоянии. Да и архитектурное окружение всего этого пространства с недостроями ужасное. Так что гостей Евровидения-2017 туда направлять нельзя.

Читайте: Весной речной транспорт соединит Подол с левым берегом Киева

Конечно, нужно было более активно готовить город к проведению в Киеве Евровидения-2017. Это престиж государства. А у нас до сих пор ничего не готово. Ведь можно было бы успеть сделать подземный переход на Левобережной. Когда я там бываю, думаю, как же иностранные гости Киева будут идти в МВЦ под мостом, где грязь и нерегулируемые пешеходные переходы. Также важно было бы привести в порядок фасад гостиницы “Турист” и территорию вокруг нее. Она рядом с МВЦ. Там не будет ни одного свободного места. Вот от нее бы и сделать подземный переход к МВЦ. А главное - он очень нужен киевлянам. Остался бы как память о Евровидение.

Но сегодня в Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность. Они не понимают, что это важно и не готовы слушать грамотных архитекторов, не связанных с бизнесом, способных высказать свое независимое мнение. Вопросы градостроительства нельзя превращать в ничего не значащий пиар, их надо очень тщательно продумывать и обсуждать, в том числе с грамотной, ответственной и профессиональной общественностью.

Справка KV: Николай Леонидович Жариков - народный архитектор Украины, лауреат Государственной премии Украины, действительный член Украинской академии архитектуры.

Жариков родился 7 ноября 1931 года в Славянске (Донецкая область), окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института.

В 1956 году начал профессиональную деятельность в Запорожье. Был директором Запорожского филиала института "Укргорстройпроект" (1964—1978).

В 1978-1987 гг. занимал пост первого заместителя председателя Госстроя Украинской ССР.

С 1987 года по 1992 год был главным архитектором Киева.

В 1993-1996 гг. работал заместителем начальника Главкиевархитектуры по охране памятников.

С 1996 года руководит творческой архитектурной мастерской “Н. Жариков” в Киеве.

КиевVласть

Беседовала Ирина Ященко

Теги: новости киева, жариков, градостроительство, генплан, дпт, институт генплана, киевгенплан, кгга, кличко, градостроительный департамент, свистунов, спасибко, инфраструктурные проекты, метро на троещину, подольско воскресенский мост, евровидение 2017