Тексты

Геннадий Плис: "Банк “Хрещатик” “лег” по причине наличия в портфеле дыры в размере 5 млрд гривен"

7 декабря 2016 г. 10:47

Геннадий Плис: "Банк “Хрещатик” “лег” по причине наличия в портфеле дыры в размере 5 млрд гривен"

За месяц до нового года думается о перспективах года грядущего, о том, в каких вопросах точки над “і” стоит расставить еще в текущем году. О планах Киевской горгосадминистрации (КГГА) по развитию инфраструктуры столицы, принятии обновленной Стратегии развития Киева и нового Генплана, а также о событиях года уходящего - банкротстве банка “Хрещатик”, чистках в КГГА и слухах о возможной отставке читайте во второй части интервью, которое дал КиевВласти первый замглавы КГГА Геннадий Плис.

Первую часть интервью с Геннадием Плисом читайте здесь.

Об инфраструктурных проектах

KV: Имеются в работе перспективные, но не настолько глобальные, как строительство Подольско-Воскресенского мостового перехода или мусоросжигательного завода, проекты?

Геннадий Плис: Из того, что перспективно, намечаем реализацию проекта по созданию скоростной выделенной полосы для общественного транспорта, которая будет выделена отдельным барьером. Это так называемая BRT-линия. Ее хотим построить от Троещины по Московскому мосту, ул. Елены Телиги до Севастопольской площади. Общественный транспорт будет двигаться по этой выделенной полосе, на которую больше никто заехать не сможет. Это значит, что автобусы и троллейбусы не будут стоять в пробках.

Проект достаточно амбициозный. Его пропускная способность 140 тысяч пассажиров в день. Это больше, чем по расчету на линии метро, которая может быть построена на Троещину, учитывая отсутствие инфраструктуры на подвоз людей к линии метро. Там расчетная пропускная способность будет 110 тысяч пассажиров в день, а стоимость проекта 45 млрд гривен. BRT-линия обойдется в 3 млрд гривен. Поэтому рациональнее сначала построить BRT, а потом – метро.

Подписывайтесь на новости «КиевVласть»
 

KV: Этот проект планируете реализовать за бюджетные деньги?

Геннадий Плис: Будем рассматривать любые варианты. Это могут быть как бюджетные деньги, так и кредитные или средства инвесторов. Конечно, вероятнее всего, финансирование будет идти либо за счет кредита, либо за счет бюджета. Но мы очень аккуратно подходим к привлечению кредитов. Пока город никаких кредитов не брал, а только гасил.

KV: А еще какие проекты запланированы на 2017 год?

Геннадий Плис: Tram-train (трамвай-поезд), которым мы собираемся соединить Троещину с другими районами Киева. Это тоже очень перспективный проект. Зачем лезть под землю, если имеется кольцо электрички по городу? И его можно задействовать очень разумно: ночью там будут возить груз, а днем – будет ездить пассажирский транспорт. Техническая возможность соединить рельсы трамвая и электрички имеется, также имеется транспортное средство, которое одновременно идет по двум этим линиям.

Читайте: В Киеве может появиться новый вид общественного транспорта

KV: Об этом проекте заявляли в середине сентября. Когда он реально может быть реализован?

Геннадий Плис: Мы выделяем в бюджете Киева-2017 средства на проектирование. Это порядка 20 млн гривен. Когда будет готов проект, тогда мы находим средства и начинаем строительство. Реально на всю процедуру необходимо года два – не меньше.

KV: Т.е. однозначно не в 2017 году?

Геннадий Плис: Да. На 2017 год закладываются средства на обновление подвижного состава общественного транспорта. Причем, новые трамваи уже появились, также еще в этом году появятся новые троллейбусы и автобусы. И обязательно будут в следующем.

Сегодня у нас имеется разработанная совместно с Нью-Йоркским институтом транспорта четкая транспортная модель. По сути, это компьютерная программа, которая может смоделировать любую транспортную линию в городе, рассчитать ее пропускную способность, как она может разгрузить город. На основании этих расчетов мы определяем приоритетность.

KV: Сколько Киев тратит денег на то, чтобы понять, стоит ли реализовывать тот или иной проект?

Геннадий Плис: Любые исследования - это расходы. Если мы рассматриваем варианты транспортных развязок, то при помощи упомянутой транспортной модели наши специалисты могут сделать расчет. Если задача серьезная, мы обращаемся к консультантам. По проектам, связанным с транспортом, работаем со специалистами, которые разрабатывали нам транспортную модель. Тут расходы незначительные – порядка 50-60 тысяч гривен.

Вообще технико-экономическое обоснование может стоить до миллиона гривен. А когда разрабатывается сам проект, то расходы могут составить 20-30 млн гривен.

KV: В 2016 году разработка ТЭО подобных проектов во сколько обошлась городу?

Геннадий Плис: Около 10 млн гривен. В 2017 году на проектирование будет направлено более 10 млн гривен. Стоимость ТЭО - до 10% от стоимости проекта. КП “Киевское инвестиционное агентство” (КП “КИА”) делает только предпроект - это начальная стадия проекта, в которой прописываются основные показатели, требования и составляющие проекта, которая оценивается как 1% от проекта.

KV: Сколько из сделанных в 2016 году просчетов перспективны?

Геннадий Плис: Думаю, 20-30 проектов будут реализовываться в 2017 году. Это транспортные развязки, детсады, школы.

Нам выгодны экономически эффективные проекты. Не случайно в новый проект Стратегии развития Киева до 2025 года включен пункт о том, что инвестиции будем направлять в активы, которые генерируют будущий доход или экономию средств. Когда мы отдаем объект для строительства и управления инвестору, то получаем доходы в бюджет.

KV: Расскажите о нескольких инвестиционных проектах.

Геннадий Плис: Например, больница на ул. Зоологической. Проект на 170 млн гривен реализуется за счет отечественного инвестора. Аналогично с привлечением инвестора начнется строительство спортивного комплекса на проспекте Генерала Ватутина, на ул. Героев Сталинграда будет строиться частная школа, на ул. Старонаводницкой, 20 – частный детсад.

KV: Планируются ли в 2017 году проведение инвестиционных конкурсов?

Геннадий Плис: Сегодня имеется два аспекта, которые сдерживают инвестиционное направление. Первый – это устаревший Генплан развития Киева. Нельзя строить, если нет детального плана территории (ДПТ). Нельзя иметь ДПТ, если нет зонинга или Генплана. Когда будет принят новый Генплан и зоннинг, тогда будет ясно, что и где можно будет строить. И тогда можно будет привлечь инвесторов.

Пока решения принимаются только там, где определено функциональное предназначение участка. Следовательно, количество мест, где можно реализовать инвестпроекты, лимитировано.

Второй аспект, которые в ближайшие три-четыре месяца затормозит процесс осуществления крупных инвестиций - геополитический фактор. Он связан с тем, когда Трамп задекларирует свое отношение к Украине. Конечно, значительно влияет на поведение инвесторов и проведение на территории Украины АТО.

О Стратегии развития Киева и Генплане

KV: Вы руководитель рабочей группы по подготовке нового варианта Стратегии развития Киева до 2025 года. Что конкретно принесет киевлянам утверждение новой Стратегии?

Геннадий Плис: Принятая в 2011 году Стратегия устарела. Мы хотим ее обновить, но не это главное. Главное то, что мы хотим четко выстроить вертикаль. В начале должна быть Стратегия, потом Генплан, далее городские целевые программы, которые должны вытекать из стратегии, и объекты социально-экономического развития. Вот та вертикаль, которая должна соблюдаться. И следует понимать: на реализацию какого именно пункта Стратегии, какого приоритета, строится каждый объект по программе социально-экономического развития Киева.

Для этого, собственно, и делается обновление Стратегии и Генплана. Когда эти документы будут утверждены, все муниципальные программы будут с ними гармонизированы.

Читайте: Кличко назначил Плиса главным по Стратегии Киева-2025

KV: Обновленная Стратегия соответствует действующему Генплану?

Геннадий Плис: Стратегия является более концептуальным и важным документом, чем Генплан. Стратегия должна определить: Киев – это бизнес-гавань или это комфорт-столица или это туристический центр? Естественно, эта стратегическая линия будет влиять на содержание Генплана. Ведь если мы стоим бизнес-столицу, то нужно строить бизнес-центры, а если комфорт-столицу, то нужно что-то другое.

KV: Получается, новая стратегия не соответствует действующему генплану?

Геннадий Плис: Действующий Генплан нуждается в уточнении. Он устарел. Этот документ не соответствует реальности.

KV: Когда будет принят новый Генплан?

Геннадий Плис: Сейчас он разрабатывается. Дорабатывается последний раздел Генплана – историко-архитектурный план. После переходим к общественному обсуждению. Планируется, что новый Генплан будет принят в следующем году.

KV: Проекту нового Генплана проект новой Стратегии развития Киева соответствует?

Геннадий Плис: Учитывая, что сейчас мы делаем ревизию, а не полное изменение Стратегии, то корреляция присутствует. Существенных расхождений нет.

О банке “Хрещатик”

KV: Для выяснения причин банкротства банка “Хрещатик” была создана временная контрольной комиссии Киевсовета. Потом появилась информация, что Вы блокируете ее работу и связаны с выведением средств из банка. Скажите, работает ли сегодня эта комиссия, и какие результаты ее работы?

Геннадий Плис: Киев не должен этому банку ни копейки. В предыдущем году городскими учреждениями было погашено 500 млн гривен долга перед банком, и 50 млн гривен – бюджетом направлено на докапитализацию. В этом году в горбюджете было предусмотрено 150 млн гривен на увеличение уставного капитала банка. Город выполнил все обязательства и подписал все документы, связанные с докапитализацией, и пытался сделать все, чтобы этот банк сохранить и удержать.

До сих пор у нас имеются большие проблемы с Карточкой киевлянина. Поверьте, деньги на докапитализацию банка не соразмерны с тем, сколько мы потеряли на своей репутации в связи с его неплатежеспособностью.

Ни одно коммунальное предприятие или учреждение, а у нас их 1 900, не должно банку ни копейки. Я еще раз говорю, никто никуда деньги из банка не выводил. Их невозможно было вывести даже теоретически, потому что был негативный корсчет. Т.е. деньги из банка не могли уйти даже теоретически.

Читайте: Комиссия по проверке обстоятельств банкротства банка “Хрещатик” не работает

KV: Так расскажите результаты деятельности ВКК?

Геннадий Плис: Название этой ВКК - о правомерности введения временной администрации. Так вот, я не вводил в банк “Хрещатик” временную администрацию, никаких документов не подписывал. Временную администрацию вводит Нацбанк. Он мне не подотчетен и депутатской комиссии Киевсовета тоже.

НБУ является контролирующей структурой. НБУ имеет доступ к документам. Кто может из сторонних людей иметь доступ к этим документам без специальных полномочий? Точно не депутаты Киевсовета или чиновники КГГА.

Город погасил перед банком все долги и подтвердил готовность провести докапитализацию банка в этом году. При этом, некоторые прямо на заседании Киевсовета выступали категорически против этого. В тот день, когда на заседании Киевсовета некоторые выступали против, из банка забрали 110 млн гривен. Это было задолго до введения временной администрации.

При этом, с 1 января и до введения временной администрации баланс коммунальных средств в банке уменьшился только на 120 млн гривен или на 25%.

KV: Т.е., проблемы в банке начались после заявлений в ходе заседания Киевсовета, где рассматривали вопрос докапитализации “Хрещатика”?

Геннадий Плис: Почему-то все анализируют последний день работы банка? Что привело к тому, что у банка на 5 млрд гривен оказалось необеспеченных бумаг? О чем публично заявляли представители НБУ. Вы реально считаете, что 110 млн гривен забранные на последние двух месяцах – это причина банкротства банка? А 5 млрд гривен выведенные кем-то до этого – это не причина банкротства банка? Почему-то никто не обращает внимания на 5 млрд грн., неправомерно выведенными из банка некоторыми приватными структурами, а приковывают внимание к 110 млн грн., правомерно, по окончанию депозита снятых со своих счетов коммунальными структурами.

KV: В проблемах банка виноваты должностные лица банка?

Геннадий Плис: Должностные лица городской администрации не имеют отношение к кредитному комитету, который выдавал кредиты под фиктивные бумаги. Точно никто из администрации или наблюдательного совета банка “Хрещатик” эти вопросы не решали. Это решал кредитный комитет, в котором никого из наших служащих нет и быть не может. Банк “лег” по причине отсутствия ликвидности, по причине наличия в портфеле дыры в размере 5 млрд гривен.

Мы эти 5 млрд не брали, должностные лица, работающие КГГА, в нем кредит тоже не брали. Кто брал кредит и не вернул 5 млрд гривен и под какие весомые гарантии их брал – это вопрос, но не к нам и точно не к должностным лицам нашей администрации.

KV: Обращалось ли руководство Киева в НБУ и правоохранительные органы с просьбой расследовать ситуацию и установить виновных в банкротстве “Хрещатика”?

Геннадий Плис: Мы публично обращались к правоохранительным органам, потому что у нас нет ни одного документально подтвержденного факта, нет доступа к банковским документам. Так вот, мы публично обратились к правоохранительным органам с просьбой разобраться, найти виновного и не позволить вывести деньги, которые остались в банке “Хрещатик”. Я знаю, что правоохранители этим занимаются. Открыты уголовные дела, в рамках расследования которых у нас также берут документы. Следствие ведется.

О чистках в КГГА и перспективах коммунальных предприятий

KV: Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА достаточно часто выявляет в ходе аудитов работы городских коммунальных или полу коммунальных предприятий нарушения, приведшие к существенным финансовым потерям (например, аудит “Киевспецтранса”, “Киевзеленстроя” и т.д.). Какие управленческие решения были приняты в 2016 году по результатам таких аудитов?

Геннадий Плис: Все документы переданы в правоохранительные органы. На сегодняшний день открыто 96 уголовных дел, в рамках которых предъявлено 22 подозрения руководителям таких предприятий. Шестеро руководителей наших КП находятся в розыске. Следствие по девяти уголовным делам закончено, документы направлены в суд.

У нас есть взаимопонимание с правоохранительными органами. Они начали активно работать и работают. Пока проблема в том, что НИИ судебных экспертиз не в состоянии дать заключение по 30 делам. Но как только будет получена судебная экспертиза, сразу же материалы пойдут в суд.

Читайте: В 2015-2016 годах в КО “Киевзеленстрой” украли на закупках около 25 миллионов гривен

Также хочу отметить, что в 2015-2016 годах сотрудники департамента финконтроля и аудита КГГА не допустили финансовых нарушения на сумму 3 млрд гривен и предотвратили потери на более чем 200 млн гривен.

Читайте: Четырехлетнее сотрудничество с “Киевспецтрансом” принесло Киеву одни убытки

KV: Управления по вопросам контроля и предотвращения и противодействия коррупции секретариата Киевсовета выявило, что сегодня не выполнены решения горсовета о ликвидации и реорганизации 57 коммунальных предприятий. Почему решения горсовета не выполнены?

Геннадий Плис: Я слышал об этой информации. Если интересует мое мнение, могу сказать о причинах. Все очень просто - решение по ликвидации/реорганизации КП не выполнено из-за бюрократии. Сейчас мы этот вопрос поставим на контроль.

Я допускаю, что кто-то пытался использовать ситуацию с ликвидацией КП в криминальных целях. Возможно. Но я не знаю. Могу сказать только то, что по всем фактам правонарушений 100% материалов передается в правоохранительные органы.

Сегодня в Киеве имеется 170 неактивных коммунальных предприятий, по которым следует принимать решения. Вероятно, они будут приняты в следующем году. Я предлагал разные варианты решения этой проблемы. Однозначно, эти предприятия будут ликвидироваться либо в том или ином виде присоединятся к другим предприятиям.

Читайте: 57 коммунальных предприятий Киева не выполнили решение о ликвидации и реорганизации

Об отставке

KV: Соответствуют ли действительности слухи о Вашей возможной отставке из-за незаконного назначения на должность первого заместителя председателя КГГА?

Геннадий Плис: Ни Виталию Владимировичу, ни мне о моей отставке ничего не известно. Как только меня назначили, на второй день появились слухи, что меня должны снять. Они были не беспочвенны, потому что Кабмин не соглашался с тем, что с ним не было согласовано мое назначение.

Но, в соответствии с действующим законодательством, первый заместитель председателя КГГА согласовывается администрацией президента, а заместители председателя КГГА согласовываются Кабмином. Просто так сложилось, что ранее перед назначением на должность первого заместителя документы направляли и в Администрацию президента, и в Кабмин.

KV: Ваше назначение пытались опротестовать в суде. Это так?

Геннадий Плис: Да, иск подавали. Но суд принял решение, которое все проясняет. Иск оставлен без рассмотрения. Кабмин возражений не имеет. Он и не может возражать, потому что так предусмотрено законодательством.

Читайте: Суд может вскоре лишить Плиса должности первого зама Кличко

Справка KV: Геннадий Плис родился 20 мая 1967 года в г. Первомайск (Луганская область). Имеет несколько высших образований, кандидат технических наук.

Работал на различных предприятиях Луганской области: Стахановском машиностроительном заводе, производственном объединении “Первомайскуголь”, государственной холдинговой компании “Свердловантрацит”, производственном объединении “Краснодонуголь”, предприятии “Украинское дело”, государственной холдинговой компании “Луганскуглепереработка”.

В Киевской горгосадминистрации Плис начал свою трудовую деятельность в 2006 году, возглавив Главное управление внутреннего финансового контроля и аудита КГГА.

С июля 2014 года был советником главы управления по организационно-аналитическому обеспечению аппарата главы КГГА. В октябре 2014 года возглавил Департамент внутреннего финансового контроля и аудита КГГА. 28 января 2016 года был назначен на должность первого заместителя председателя КГГА.

Читайте: Геннадий Плис: “Мы сразу не планируем большую доходную часть бюджета, чтобы Киев не погряз в долгах”

КиевVласть

Беседовала Ирина Ященко

Теги: новости киева, кгга, геннадий плис, инфраструктурные проекты, инвестиции, стратегия развития киева, генплан, банк хрещатик, аудит, нарушения, правоохранители, отставка