субота, 4 травня 2024 г.

Строительство Большой окружной дороги вокруг Киева преподнесет украинцам ряд сюрпризов

Строительство Большой окружной дороги вокруг Киева преподнесет украинцам ряд сюрпризов

На минувшей неделе, 6-10 декабря, “Укравтодор” запустил торги по выбору подрядчика строительства Большой окружной дороги вокруг Киева. Речь идет о первом участке протяженностью 18 км с ожидаемой ценой в 5,35 млрд гривен или 300 млн гривен за километр. Это дороже, чем, например, себестоимость километра дороги в США, Китае или Германии. Кроме того, Кабмин определил этот проект как “экспериментальный” и запланировал под него ряд новшеств, которые вряд ли порадуют общественность.

Об этом KV стало известно из материала издания “Наші гроші”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Сообщается, что на прошлой неделе “Укравтодор” запустил первые торги по выбору подрядчика строительства первого участка Большой окружной дороги протяженностью 18 км.

Как сообщила пресс-служба Укравтодора, первый участок дороги  в 18 км предполагает строительство отрезка от трассы М-07 Киев – Ковель – Ягодин до М-06 Киев – Чоп. Проект предусматривает строительство 9 искусственных сооружений, в том числе двух мостов, шести путепроводов и одной эстакады.

Ожидаемая стоимость, отмечается в материале, составила 300 миллионов гривен за километр, тогда как всего год назад в "Укравтодоре" утверждали, что нормальная цена строительства новых дорог в Украине составляет 170 млн гривен за километр.

Кроме того, по данным "Центра транспортных стратегий", это одна из самых высоких себестоимостей дорожного километра в мире.

Издание "НГ" сообщает, что для “освоения” такой маржи была привлечена вся вертикаль власти.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

В частности, “Слуги народа” провели через ВР закон об исключении закупок для Большой кольцевой из-под действия закона “О публичных закупках” и соответственно вывод этих торгов из системы Prozorro.

Затем Кабмин принял постановление об “экспериментальном проекте” по освоению миллиардов на Большой кольцевой и в нем зафиксировал следующие факторы:

  • никакого ограничения по завышению цены контракта уже после тендера, 

  • никакой прозрачности (торги пройдут вне Prozorro на площадке “Playtender”, которая принадлежит бывшему зятю Черновецкого Вячеславу Супруненко).

На практике это означает, что общественность не будет иметь возможность проверить, как происходят тендеры по Большой окружной. 

Более того, “Укравтодор” уже сейчас пишет, что эксперимент “соответствует стандартным процедурам, применяемым на проектах ЕИБ, ЕБРР и Всемирного банка”. Также "Укравтодор" обещает что “по результатам эксперимента Укравтодор и Министерство инфраструктуры будет инициировать усовершенствование имеющегося инструментария системы ProZorro”.

По мнению экспертов, такое “усовершенствование” таит опасность для нормального функционирования системы Prozorro.

“Люди президента приучают украинцев вместо законов читать пресс-релизы. Но я призываю почитать сам текст постановления. Она более точно раскрывает планы чиновников. А именно п. 2: “Экспериментальный проект строительства Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Киева (далее экспериментальный проект) заключается в применении альтернативного прозрачного механизма определения через информационно-телекоммуникационную систему отбора исполнителя работ и способов регулирования хозяйственных отношений, определение максимально эффективных подходов для дальнейшего закрепления апробированного регулирования на законодательном уровне”. Что здесь вы видите? Я, например, вижу попытку создать якобы конкурента для Прозорро под “особые закупки”. Зачем каждый раз терпеть публикации вотчдогов, обжалование в АМКУ, мониторинги ГАСУ?! Проще просто иметь свою систему. Свое маленькое Прозорро для Банковой”, – прокомментировала “эксперимент" основатель “Лиги антитраста” Агия Загребельская.

Также свои опасения по поводу "эксперимента" Кабмина выразил и директор ГП “Прозорро” Василий Задворный.

“Prozorro всегда настаивает, что все средства налогоплательщиков в государственных закупках должны тратиться максимально прозрачно и конкурентно. Поэтому хорошо, что закупки по строительству окружной дороги в обход Киева предполагают конкурсный отбор участников, а Укравтодор активно коммуникирует старт закупки. В то же время, эти торги будут проходить не в электронной системе публичных закупок Prozorro, а через частную электронную площадку, вызывающую определенную обеспокоенность. Система Prozorro принадлежит государству, имеет сертификаты комплексной системы защиты информации, публикует данные о каждом тендере в автоматическом режиме. Кроме того, участник закупки может увидеть документы своих конкурентов, все решения заказчика и подать жалобу в АМКУ, если он видит нарушение своих прав. А вот будет ли обеспечена полная прозрачность отбора исполнителя для строительства окружной дороги, который будет проходить вне Prozorro — этот вопрос остается актуальным и стоит уделить этому большое внимание”, – сообщил Задворный.

Кроме того, существует еще одна большая проблема: на Киевщине под строительство Большой кольцевой дороги хотят отчуждать земли громад и физлиц. При этом, сами территориальные громады будут, по информации экоактивистки Kyiv Green City и главреда журнала "Мандры" Леся Москаленко, будут полностью отстранены от участия в процессах. 

"Я хочу привлечь внимание к грубому и насильственному нарушению прав территориальных громад Киевщины, которое происходит прямо сейчас. И делает это не бизнес, притесняет громады – власть!" – цитирует “Экополитика” Москаленко. 

В частности, такие проблемы уже испытывает Козинская ОТГ,  по землям которой (через ценные торфяники и жилища отдельных людей) будет проходить дорога.

"Громады хотят сохранить свои ценные торфяники, природу, животных и птиц, чтобы в будущем, возможно, принять участие в каком-нибудь инвестиционном проекте по восстановлению болот. А для дороги предложить лучшие и более простые участки в нашей же ОТГ, которые к тому же пройдут за пределами сел", — объяснила активистка.

По словам Москаленко, громады обращаются в суды, рассылают письма по инстанциям, но безрезультатно. Местные жители узнают о строительстве на их участках из соцсетей, потому что земли под отчуждение в "Укравтодоре" смотрят без выезда на место.

Кроме того, по данным Москаленко, Кабмин готовит законопроект, который позволит отнимать земли в принудительном порядке и в короткий срок.

“9 сентября после заседания Кабмина появилась информация об удивительном правительственном законопроекте. Изменения позволят судам принимать решение об отчуждении земли и имущества частных владельцев в месяц. А админдела о спорах по принудительному отчуждению будут рассматриваться в упрощенном порядке. Сообщать владельцам, что их имущество принудительно заберут, будут через два месяца. Сейчас это касается только строительства дорог и делается под конкретный проект – Большое строительство, а именно – строительство Кольцевой дороги вокруг Киева. Но применяться эти методы будут потом ко всем и повсюду”, – сообщила Москаленко.

Как писала KV, Кабинет министров Дениса Шмыгаля одобрил и собирается внести на рассмотрение Верховной Рады (ВР) законопроект, которым предлагается сократить сроки принятия и оформления решений о выкупе земельного участка и других объектов недвижимого имущества, размещенных для нужд дорожного хозяйства. Местные власти смогут выкупить нужный земельный участок или обратиться в суд для принудительного отчуждения.

Читайте: Кабмин предлагает Раде принудительно отчуждать земли под строительство дорог

Как ранее сообщала KV, Государственное агентство автомобильных дорог сообщило, что с подачи министерства инфраструктуры (министр – Александр Кубраков) Кабмин собирается привлечь подрядчика для строительства Киевской обходной дороги (КОД) на открытых международных торгах. 

Строительство КОД 12 августа 2020 года анонсировали заместитель руководителя Офиса президента (ОП) Кирилл Тимошенко и глава “Укравтодора” Александр Кубраков, которого 20 мая с.г. ВР назначила министром инфраструктуры. Общая стоимость строительства КОД тогда оценили в 85 млрд гривен, сроки окончания работ – от 2025 года до “пяти-шести лет при наличии стабильного финансирования”.

В октябре 2020 года началась разработка проектно-сметной документации стоимостью 38 млн гривен. Одной из проблем при строительстве КОД станет тысяча земельных участков, по которым пройдет дорога и, которые придется выкупить у нынешних владельцев.

Читайте: Нацполиция расследует миллиардные махинации на строительстве Большой Окружной дороги

Фото: открытые источники

КиевVласть

Оксана Олейникова

Теги: новости киева, новости украины, тендер, кабинет министров, слуга народа, закон, вр, прозорро, общественность, стоимость, александр кубраков, большая окружная дорога, код, принудительное отчуждение земельных участков, чтроительство

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій