четвер, 18 квітня 2024 г.

Кабмин предлагает разрешить местным властям размещать бюджетные средства на депозитах и взимать плату за производство и торговлю спиртом и топливом

Кабмин предлагает разрешить местным властям размещать бюджетные средства на депозитах и взимать плату за производство и торговлю спиртом и топливом

Кабинет министров предлагает расширить классификацию доходов и расходов госбюджета, а также дополнить источники их финансирования. В частности, бюджеты Киева, областей, районов и объединенных территориальных общин (ОТО) могут получить право: размещать свободные деньги на депозитах; взимать плату за лицензии на производство зернового и виноградного спирта, биоэтанола, а также оптовую и розничную торговлю этими товарами; взимать плату за лицензии на производство, оптовую и розничную торговлю горючим. При этом увеличиваются расходы местных бюджетов на образование.

Об этом KV стало известно из законопроекта 2144 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины" Кабинета министров от 16 сентября 2019 года, который обнародован на сайте ВР.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Законопроектом предусматривается в классификацию доходов бюджета добавить собственные поступления бюджетных учреждений (т.е. средства, полученные такими учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ, гранты, подарки и благотворительные взносы, а также средства от реализации продукции или имущества и другой деятельности).

Также законопроект устанавливает, что поступления в виде получения имущества в натуральной форме (получение благотворительной помощи в виде материальных ценностей, работ и услуг, изъятие активов в результате ликвидации необоротных активов и др.) из сферы управления государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции по управлению имуществом, приобретенным за счет средств государственного или соответствующего местного бюджета, не относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений соответствующего бюджета.

Так, предлагается дополнить источники финансирования бюджета и включить:

  • остатки средств собственных поступлений бюджетных учреждений;

  • остатки средств, источником формирования которых были поступления специального фонда бюджета в части доходов (акцизный налог, ввозная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним, судебный сбор, плата за проезд автомобильными дорогами, экологический налог, поступления от реализации материальных ценностей государственного резерва, другие доходы) и в части кредитования (возврат кредитов, предоставленных из бюджета индивидуальным сельским застройщикам, молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, фермерским хозяйствам и др.).

Законопроектом четко выделено, что в случае предоставления местных гарантий по решению Верховного совета (ВС) Автономной Республики Крым (АРК), соответствующего горосовета для обеспечения полного или частичного выполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования – резидентов Украины, относящихся к коммунальному сектору экономики города или АРК и которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов с целью развития коммунальной инфраструктуры или внедрения ресурсосберегающих технологий, право собственности на объект инвестиций остается за субъектом хозяйствования коммунального сектора экономики города или АРК.

Предусматривается возможность передачи полномочий на выполнение функций, задач или оказания услуг, на которое предоставлено бюджетное назначение без прекращения бюджетного назначения от одного ответственного исполнителя бюджетных программ к другому ответственному исполнителю, но одного главного распорядителя бюджетных средств. Передача бюджетных назначений в данном случае может предусматривать определение новых бюджетных программ.

В пределах общего объема бюджетных назначений по бюджетной программе Министерство финансов или местный финансовый орган по обоснованному представлению главного распорядителя бюджетных средств может осуществить перераспределение утвержденных бюджетных ассигнований, в том числе увеличение расходов развития за счет уменьшения расходов потребления, а также в разрезе классификации кредитования бюджета – о предоставлении кредитов из бюджета.

В пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя бюджетных средств перераспределение расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета по бюджетным программам, включая резервный фонд, дополнительные дотации и субвенции, а также увеличение расходов развития и предоставление кредитов из бюджета за счет уменьшения других расходов, осуществляются по решению Кабмина, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета, Совмина Крыма, согласованному с комитетом ВР по вопросам бюджета (соответствующей комиссией ВС АРК, местного совета) – в порядке, установленном Кабмином.

Определяется, что решение о выделении средств из резервного фонда бюджета предусматривает обязательное определение новых бюджетных программ.

При составлении бюджетной декларации и проекта государственного бюджета государственный фонд регионального развития определяется в объеме не более 1% прогнозного объема доходов общего фонда проекта Госбюджета на соответствующий бюджетный период. Сейчас эта норма – не менее 1%.

К источникам формирования государственного дорожного фонда и государственного фонда развития водного хозяйства добавляются остатки средств собственных поступлений бюджетных учреждений.

Состав доходов госбюджета законопроектом дополнен:

  • платой за сертификацию оператора системы передачи электроэнергии, оператора газотранспортной системы;

  • единым сбором, который взимается в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украины.

Также источники формирования специального фонда госбюджета в части доходов пополняются взносами на регулирование, которые уплачиваются субъектами хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Предполагается финансовое обеспечение функционирования постоянно действующего независимого государственного коллегиального органа, осуществляющего государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг за счет средств, полученных в специальный фонд госбюджета.

Отмечается, что среди материалов, которые прилагаются к проекту закона о госбюджете будут объяснения главных распорядителей средств государственного бюджета, которые направляются в комитет ВР по вопросам бюджета.

Определенные изменения касаются и особенности осуществления отдельных расходов бюджета. Так, если фактические объемы собственных поступлений бюджетных учреждений с учетом остатков бюджетных средств на начало года превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о госбюджете (решением о местном бюджете), распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, стипендий, коммунальных услуг и энергоносителей.

Также пополняются защищенные расходы бюджета направлением на социальное обеспечение и подготовку кадров учреждениями профессионального предвысшего и высшего образования, и, в общем – научной и научно-технической деятельности.

Состав доходов общего фонда бюджетов городов республиканского АРК и областного значения, Киева и Севастополя, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных общин (ОТО) дополняется следующими пунктами:

  • плата за лицензии на производство зернового дистиллята, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового, биоэтанола;

  • плата за лицензии на право оптовой торговли спиртом коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым и биоэтанолом, зачисляемой в городские бюджеты Киева и Севастополя лицензиатами по месту осуществления деятельности;

  • плата за лицензии на производство горючего, на право оптовой торговли горючим, на право розничной торговли горючим, на право хранения горючего, засчитывается в городские бюджеты городов Киева и Севастополя лицензиатами по месту осуществления деятельности;

  • плата за размещение временно свободных средств соответствующих местных бюджетов (кроме средств, полученных учреждениями профессионального, профессионально-технического, профессионального предвысшего и высшего образования от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг). 

В состав доходов общего фонда бюджета АРК, областных бюджетов добавлены:

  • плата за лицензии на производство и зернового дистиллята, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового, биоэтанола;

  • плата за лицензии на право оптовой торговли спиртом коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, дистиллятом виноградным спиртовым, спиртом-сырцом плодовым и биоэтанолом;

  • плата за лицензии на производство горючего, на право оптовой торговли горючим, на право розничной торговли горючим, на право хранения горючего, зачисляемой в бюджет АРК и областных бюджетов лицензиатами по месту осуществления деятельности.

Также нововведением является то, что при составлении и принятии прогноза местного бюджета Совмина АРК, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов в трехдневный срок после получения прогноза предоставляют другим местным государственным администрациям, исполнительным органам местных советов объемы межбюджетных трансфертов, что прогнозируется предоставить таким местным бюджетам. Объемы таких межбюджетных трансфертов должны быть учтены при одобрении прогнозов соответствующих местных бюджетов.

Пополняются расходы из госбюджета на:

  • профессиональное предвысшее образование – на оплату услуг по подготовке специалистов на условиях государственного заказа в учреждениях профессионального предвысшего образования, которые являются обособленными структурными подразделениями и имеют статуса юридического лица, высших учебных заведений;

  • в учреждениях высшего образования государственной собственности, а также учреждениях высшего образования частной собственности, стоимость образовательных услуг которых устанавливается с учетом законодательства об индикативной (минимальной) себестоимости;

  • жилищные субсидии населению и льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива, сжиженного газа отдельным категориям граждан, которые предоставляются: ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие закона "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"; лицам, имеющим особые заслуги перед родиной; вдовам (вдовцам) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые заслуги перед родиной; пострадавшим участникам “Революции Достоинства”; лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед родиной; вдовам (вдовцам) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые трудовые заслуги перед родиной; жертвам нацистских преследований; ветеранам военной службы; ветеранам органов внутренних дел; ветеранам Национальной полиции; ветеранам налоговой милиции; ветеранам государственной пожарной охраны; ветеранам Государственной уголовно-исполнительной службы; ветеранам службы гражданской защиты; ветеранам Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины; вдовам (вдовцам) умерших (погибших) ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции, ветеранов налоговой милиции, ветеранов государственной пожарной охраны, ветеранов Государственной уголовно-исполнительной службы, ветеранов службы гражданской защиты и ветеранов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины; уволенным со службы по возрасту, болезни или по выслуге лет военнослужащим Службы безопасности Украины; лицам, уволенным со службы гражданской защиты по возрасту, по болезни или по выслуге лет, и которые стали лицами с инвалидностью при исполнении служебных обязанностей; уволенным с военной службы лицам, которые стали лицами с инвалидностью во время прохождения военной службы; родителям и членам семей военнослужащих, военнослужащих Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, погибших (умерших) или пропавших без вести во время прохождения военной службы; родителям и членам семей лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей; реабилитированным гражданам, которые стали лицами с инвалидностью вследствие репрессий или являются пенсионерами; депортированным лицам, которые вернулись в Украину на постоянное проживание; гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы; женам (мужьям) и опекунам (на время опекунства) детей умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой и другим.

  • помощь семьям с детьми, помощь на детей, воспитывающихся в многодетных семьях, малообеспеченным семьям, лицам с инвалидностью с детства, детям с инвалидностью, временной государственной помощи детям, пособие по уходу за лицами с инвалидностью I или II группы вследствие психического расстройства, государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью, государственной социальной помощи на уход, ежемесячную компенсационную выплату неработающему трудоспособному лицу, ухаживающему за лицом с инвалидностью I группы, а также за в обою, достигшим 80-летнего возраста, временную государственную социальную помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет "муниципальная няня", предоставление при рождении ребенка единовременного натуральной помощи "пакет малыша".

Расходы, которые осуществляются из бюджетов городов республиканского АРК и областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТО, дополнены:

  • на общее среднее образование: начальные школы, гимназии, лицеи, в том числе с дошкольными подразделениями (отделениями, группами), межшкольные ресурсные центры; учебно-реабилитационные центры (если на территорию соответствующего города, района или ОТО приходится не менее 70% количества учеников центров), инклюзивного-ресурсные центры;

  • профессиональное предвысшее образование – на оплату услуг по подготовке специалистов на условиях регионального заказа в учреждениях профессионального предвысшего образования коммунальной собственности, учредителем которых является городской, районный, сельский или поселковый совет;

  • высшее образование – на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров в условиях регионального заказа в учреждениях высшего образования коммунальной собственности, учредителем которых является городской, районный, сельский или поселковый совет;

  • последипломное образование – на оплату услуг по повышению квалификации и переподготовки кадров в условиях регионального заказа;

  • профессиональное (начальное профессиональное) образование из бюджетов городов областного значения – областных центров и бюджетов ОТО, в составе которых есть город областного значения – областной центр – на оплату услуг по подготовке кадров на условиях регионального заказа в учреждениях профессионального и профессионально-технического образования и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности, расположенных на территории указанных городов.

Расходы, которые осуществляются из бюджетов городов республиканского АРК и областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТО дополнены:

  • на общее среднее образование: начальные школы, гимназии, лицеи, в том числе с дошкольными подразделениями (отделениями, группами),  межшкольные ресурсные центры; учебно-реабилитационные центры, если не менее 70% количества учеников учебно-реабилитационных центров приходится на территорию соответствующего города, района или ОТО, инклюзивного-ресурсные центры;

  • профессиональное предвысшее образование – на оплату услуг по подготовке специалистов на условиях регионального заказ в заведениях профессионального предвысшего образования коммунальной собственности, учредителем которых является городской, районный, сельский или поселковый совет; 

  • высшее образование – на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров в условиях регионального заказа в учреждениях высшего образования коммунальной собственности, учредителем которых является городской, районный, сельский или поселковый совет;

  • последипломное образование – на оплату услуг по повышению квалификации и переподготовки кадров в условиях регионального заказа;

  • профессиональное и начальное профессиональное образование из бюджетов городов областного значения – областных центров и бюджетов ОТО, в составе которых есть город областного значения – областной центр – на оплату услуг по подготовке кадров на условиях регионального заказа в учреждениях профессионального и профессионально-технического образования и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности, расположенных на территории указанных городов.

Законопроектом также предложены новые расходы, что осуществляются из бюджета АРК и областных бюджетов на:

  • общее среднее образование: специальные школы, санаторные школы, учебно-реабилитационные центры (кроме учебно-реабилитационных центров, определенных абзацем выше), соответствующие учреждения общего среднего образования государственной собственности, специализированные художественные школы (школы-интернаты), школы-интернаты (лицеи-интернаты) спортивного профиля, военные (военно-морские) лицее, лицее с усиленной военно-физической подготовкой, научные лицее, научные лицеи-интернаты, если не менее 70% количества учащихся, получающих образование в соответствующем заведении являются жителями населенных пунктов, расположенных на территории АРК или области или населенного пункта, где находится такое заведение;

  • профессиональное предвысшее образование – на оплату услуг по подготовке специалистов на условиях государственного и/или регионального заказа в учреждениях профессионального предвысшего образования государственной и/или коммунальной собственности (кроме учреждений, определенных выше);

  • другие учреждения и мероприятия в системе здравоохранения (дома ребенка, учреждения службы крови, медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, базы спецмедснабжения).

К расходам местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов законопроект добавляет профессиональное, начальное профессиональное, профессиональное предвысшее и высшее образование – на оплату услуг по подготовке кадров на условиях регионального заказ в учреждениях профессионального, профессионально-технического образования, специалистов, научных и научно-педагогических кадров в учреждениях профессионального предвысшего и высшего образования государственной, коммунальной и частной собственности, в соответствии с программами социально-экономического развития.

Законопроектом изменен подход к выделению дополнительной дотации на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учреждений образования и здравоохранения. 

Так, дополнительная дотация распределяется между областными бюджетами с учетом следующих параметров:

1) численность населения;

2) поступления доходов местных бюджетов области за соответствующий отчетный период года, предшествующий плановому;

3) приведенный индекс относительной налогоспособности сводного бюджета области;

4) количество учащихся учреждений общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования.

Распределение дополнительной дотации на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учреждений образования и здравоохранения будет осуществляться в следующих пропорциях:

  • 10% объема – пропорционально удельному весу количества имеющегося населения области на 1 января года, предшествующего плановому;

  • 40% процентов объема – пропорционально удельному весу приведенного индекса относительной налогоспособности сводного бюджета области;

  • 50% процентов объема – пропорционально удельному весу количества учащихся учреждений общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования по состоянию на 1 января года, предшествующего плановому.

Кроме того, в законопроекте предусматривается установить, что объем расходов госбюджета на высшее образование распределяется между вузами на основе формулы, что должна учитывать, в частности, следующие параметры:

  • количество соискателей высшего образования по государственному заказу по уровням высшего образования, формами получения высшего образования и специальностям и соотношении стоимости образовательных услуг;

  • показатели качества образовательной, научной и международной деятельности учреждения высшего образования.

В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2020 года. 

Читайте: Закон о столице еще не принят, но от президента уже требуют его отменить – петиция

Фото: АТР

КиевVласть

Анжела Заика

Теги: новости киева, новости киевской области, новости киевщины, новости украины, верховная рада, кабинет министров, образование, законопроект, минфин, государственный бюджет, местные бюджеты, лицензии, бюджетный кодекс

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.