В Парижских мансардах… “Богема”
В четверг, 14 ноября, и субботу, 16 ноября, в Национальной опере Украины состоялась премьера новой постановки одного из наиболее популярных произведений Джакомо Пуччини – оперы “Богема”. До этого новым спектаклем на сцене оперы был “Севильский цирюльник”, показанный в апреле, так что постановка “Богемы” стала резонансным событием среди поклонников оперы. Подтверждением тому был билетный ажиотаж, ведь раскуплено было все и задолго до дня премьеры.
Над спектаклем работал итальянский режиссер Итало Нунциата, чьи спектакли хорошо известны зрителям главной оперной сцены страны – “Бал-маскарад” и “Макбет” Дж. Верди, “Золушка” Дж. Россини, “Любовный напиток” В. Беллини и “Манон Леско” Дж. Пуччини. Последний раз он работал в Киеве в 2010 году, и новый его спектакль прекрасно вписался в набор уже существующих. Популярность “Богемы”, которая входит в топ-исполняемых опер – верный залог успеха у публики. Решение спектакля довольно традиционно и базируется на принципах соответствия эпохе, во времена которой происходит действие.
Читайте: Опера “Богема” перенесет зрителей Нацоперы в иное временное измерение
Искушенным опероманам новая постановка могла показаться скучноватой, ведь никаких провокационных новшеств в ней не использовалось, а они, если цитировать одного из литературных персонажей известного киевлянина, “Видели не только голых женщин, но и совершенно без кожи…”, – право, современная режиссура и не такое предложить может! Для простого же зрителя, который пришел в театр не выискивать концептуальных подходов, а смотреть традиционный оперный спектакль, увиденное было приятным, качественно сделанным продуктом как по музыке, так и по режиссуре.
Единственный отход от либретто – это перенос действия на сто лет вперед, в 50-е годы ХХ века. “Этот период намного ближе современному зрителю. Он оправдан с той точки зрения, что не воспринимается как некая сказка из-за отрезка времени, разделяющего его и современность. При таком подходе сопереживание героям более вероятно”, – пояснил свой выбор режиссер.
Сама опера была написана в 1896 году в сотрудничестве с либреттистами Луиджи Иллико и Джузеппе Джакоза, а первая постановка была в Турине. Основой либретто стало произведение Французского писателя Анри Мюрже “Сцены из жизни богемы”, в котором он описывал жизнь бедной артистической среды Парижа 30-х–40-х годов ХІХ века, к которой он принадлежал и сам.
Итак, спектакль! Перенос времени действия сменил и визуальное решение декораций. Маленькая мансарда, в которой происходят первое и четвертое действия, является как бы обрамлением, альфой и омегой произведения. Здесь зритель знакомится с поэтом Рудольф (Валентин Дытюк) и белошвейкой Мими (Лилия Гревцова), завязкой их любви, здесь же произойдёт и трагическое её завершение – смерть героини от чахотки. Сразу же напрашивается сюжетная аналогия с “Травиатой”. Это действительно так: будучи поклонником Дж. Верди, Пуччини таким образом делает реверанс Маэстро, но берет сюжет, который, несмотря на те же хронологические рамки, рассказывает о другой прослойке общества того времени.
Увертюра к опере отсутствует. Композитор, видимо, предвидел нынешнее время, когда, пускай даже паруминутное вступление, всячески обыгрывается постановщиком. Темп эпохи не располагает к созерцанию закрытой кулисы! Здесь же стоит сказать и о правильности того, что оригинальных четыре действия остались таковыми – некоторые спектакли Оперы поставлены с объединением коротких актов в один, а требуемая смена декораций происходит в вынужденной паузе при закрытом занавесе. К сожалению, машинерия сцены достаточно и не позволяет постановщикам быстро менять декорации.
Обстановка комнатушки, которую мы видим сразу, довольно аскетична: сундук, пару ящиков, кровать, печь да стул, чуть было не оказавшийся в огне, столом служит снятая с петель дверь. Это маленькое пространство посреди сцены с боков окружено полупрозрачными кулисами, которые позволяют зрителю видеть приход и уход персонажей.
Первоначально в мансарде присутствует поэт Рудольф и художник Марсель (Андрей Бондаренко), страдающие от голода и холода. В надежде немного согреться, Рудольф жертвует своей вновь написанной драмой: “В ней очень много жару…!”. Приход философа Коллена (Сергей Магера), раздосадованного закрытыми ломбардами, динамизирует происходящее. Вдруг в комнату заходят работники бакалейной лавки, неся продукты, табак и дрова. Это ещё один друг, музыкант Шонар (Геннадий Ващенко), смог раздобыть финансы.
Приход домовладельца Бенуа (Андрей Маслаков) за давно просроченной арендной платой становится неожиданностью для героев. Войдя в комнату, он подвергается насмешкам и, одураченный, убирается восвояси. Согревшись и слегка перекусив, компания решает провести вечер в кафе “Момус”, куда незамедлительно отправляется. Лишь Рудольф остаётся, дабы закончить статью.
В это время появляется их соседка Мими, прося зажечь её погасшую свечу. Находясь в комнате, она теряет ключ, а свеча вновь гаснет. Рудольф преднамеренно тушит свою и использует момент для знакомства с девушкой. Вспыхнувшие в них чувства взаимны. Слыша просьбу друзей поторопиться, влюблённые решают идти вместе.
Если парижская мансарда – это пространство вне времени, то второе и третье действия как раз позволяют узнать ХХ век. Стены кафе и кабаре обклеены афишами фильмов – привет итальянскому кинематографу! Во втором действии также использована проекция с парадом духовых оркестров, популярных в 50-е годы. Исторически стилизованы и костюмы всех исполнителей (костюмы и сценография – Мария Левитская). Основной декорацией является выше упомянутый фасад со сквозными арочными проемами, дополненный реквизитом в виде ресторанной мебели и уличных скамеек. Арки позволяют использовать глубину сцены, ведь большое количество актёров заполняет ее полностью.
Второе действие наиболее массовое и динамичное, здесь во всей красе показал себя хор, который получает похвалы в каждой моей статье (хормейстер – Богдан Плиш). Он не только фон к основной линии развития действия, но и равноправный его участник. Он все время активно двигается по сцене, исполняя роль праздничной толпы в Латинском квартале. Среди хористов не только штатные актеры театра, но и дети. Их присутствие добавляет правдоподобности происходящим накануне Рождественских праздников событиям. Как и взрослая половина хора, дети прекрасно справились со своей ролью.
Собравшись в кафе, жители мансарды, теперь уже с Мими, заказывают лучшие блюда, но их трапезу прерывает появление бывшей подруги Марселя Мюзетты (Ольга Фомичева) в ярко красном наряде, с новым, весьма в возрасте кавалером. Все еще испытывая чувства к художнику и желая вызвать в нем ревность, она всеми способами привлекает к себе внимание. Продолжает любить её и Марсель. Разыгранный каламбур позволяет на время избавиться от старика и благополучно, свалив на него оплату счетов, всем вместе покинуть кафе.
Следует сказать, что вся опера, кроме последнего действия, дает возможность чередовать лирические номера с явно комическими, стоит лишь сделать соответствующие акценты при постановке – этим и воспользовался режиссер. Постоянные шуточные моменты динамизируют действие. Музыка при этом не прямо иллюстрирует характер мизансцены, не диктует условий и позволяет делать разные трактовки – вот уж рай для режиссёра. Оркестровка у Пуччини непревзойденная, красочная и рельефная, полнота звучания его оркестра заслуживает отдельного разговора. В вечер премьеры спектакля за дирижерским пультом был Николай Дядюра. Под его руководством все выше названные моменты партитуры звучали превосходно.
Третье действие кульминационно. В кабаре на окраине Парижа живут Марсель и Мюзетта. Он красит стены, а она дает уроки вокала. К ним же, сбежав от Мими, приходит и Рудольф. В скором времени появляется и она, ища возлюбленного. В разговоре с Марселем Мими жалуется на постоянное раздражение Рудольфа и необоснованную ревность. Его появление вынуждает ее затаиться, а Марсель пробует узнать у друга причину такого поведения.
Сначала он не говорит правды, но в итоге поэт вынужден признаться, что болезнь Мими и его боязнь невозможности помочь ей – истинная причина такого поведения. Девушка выдает себя рыданиями, и они решают до весны не расставаться, хотя понимают, что всё это мало вероятно. Параллельно с любовным дуэтом происходит темпераментное объяснение между Марселем и Мюзеттой, и их ссора завершается окончательным разрывом отношений. Поскольку место действия – окраина города, то и сценическое оформление довольно “индустриально”. Это высокие кирпичные стены, металл и металлоконструкции. Использование всего объема сцены контрастирует с количеством персонажей, находящимся на ней.
В следующем действии все как бы снова по-старому, но на пороге появляется Мюзетта с ослабевшей Мими, желающей проститься с Рудольфом и товарищами. Для облегчения ее страданий и покупку лекарства Мюзетта жертвует серьги, а Коллен расстается с любимым плащом. Рудольф и Мими вспоминают знакомство и моменты счастья, но судьба ставит свои условия.
Говоря о персонажах, следует сказать, что в этой опере нет антигероев. Ветренная Мюзетта такова лишь по характеру, но склонна к состраданию, Рудольф расстается с возлюбленной из-за невозможности оказать ей необходимую помощь. Все они находятся в жизненных обстоятельствах, социальных рамках и не могут противостоять им.
Состав солистов был подобран в соответствии ролям. Все исполнители качественно играли и хорошо выглядели вокально, правда, кто лучше, а кто хуже звучал в разных актах. Описывать детали не вижу смысла – оперу нужно слушать! В целом постановка произвела хорошее впечатление, все её составляющие дополняли друг друга. Это тот случай, когда пошёл бы на спектакль повторно.
Алексей Гончар, журналист