п'ятниця, 22 листопада 2024 г.
Трудовой кодекс Кабмина: ни профсоюзов, ни возможности выйти на якобы гарантированную законом забастовку

Трудовой кодекс Кабмина: ни профсоюзов, ни возможности выйти на якобы гарантированную законом забастовку

Юрій Гаврилечко

Співзасновник Української фабрики думки

За три дня до Нового года Кабмин внес на рассмотрение парламента проект Кодекса Законов о Труде (законопроект №2708 “Про труд” авторства министра экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова, – KV).

По мнению коллектива авторов, отраженного в пояснительной записке к законопроекту, предложенная ими либерализация трудового законодательства направлена на создание равных правил игры и баланса интересов работников и работодателей, предоставления стимулов для развития бизнеса, упрощение входа-выхода из трудовых отношений в сочетании с эффективными механизмами защиты от внезапной потери работы, облегчение поиска новой работы и снижение уровня безработицы.

Выглядит очень амбициозно и глупо! Так как нарушения логики и здравого смысла и есть признак глупости.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В чем же кроются эти нарушения? Да в том, что “либерализация” — это процесс снижения участия государства в регулировании разного рода отношений, а потому либерализация всегда и всюду означала как раз разбалансировку интересов, снижение уровня защиты наемных работников, усложнение поиска работы и рост безработицы.

В чем же именно будет заключаться эта самая “либерализация” на практике? В первую очередь, в ликвидации профсоюзов. Да, именно так. Из кабминовского проекта Трудового кодекса (авторское определение, – KV) исчезли профсоюзы.

Следовательно, наемные работники не только не смогут полноценно реализовать свое право на представительство в трудовых спорах, но и:

  • исчезнет Генеральное соглашение и отраслевые соглашения, определяющие права и обязанности КМУ, работодателей и наемных рабочих при реализации трудовых отношений;

  • “подвиснет в воздухе” тарифная сетка, а с нею и система оплаты труда бюджетников, которая непонятно кем будет определяться, скорее всего, самим Кабмином;

  • Фонды социального страхования, находящиеся сейчас под трехсторонним управлением с равным представительством профсоюзов, работодателей и правительства, станут кормушкой для Кабмина. Следовательно, о больничных, пособиях по безработице, страховых выплатах на случай производственной травмы, регрессных и прочих социальных выплатах придётся забыть.

Кроме того, переходными положениями проекта Трудового кодекса вносятся изменения в ст. 24 закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”, которые фактически запрещают проведение забастовок в любом виде, для всех и сразу.

Действующая норма выглядит так: “Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотиям или ликвидации их последствий”. То есть совершенно четко и однозначно описывает ситуацию, при которой забастовка запрещается.

Новая редакция предлагается в следующем виде: “Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками (служащими) работы (службы) создает угрозу национальной безопасности, жизни и здоровью людей, правам и свободам других людей”, не только уравнивает понятие “забастовка” и “прекращение работы”, но и вносит фантастически растяжимое по своей сути понятие “создание угрозы правам и свободам других людей”.

Перечень же этих прав и свобод не оговаривается. Таким образом, суд получает возможность запретить любую забастовку на основании, например, жалобы любого гражданина. И, поскольку профсоюзов-то нет, отстаивать свое право на забастовку придется каждому работнику самостоятельно.

Вот что означает “исчезновение профсоюзов” при первом, достаточно поверхностном анализе. Но и это еще не все.

Читайте: Труд по Милованову: отмена профсоюзов и всеобщее право на забастовки

Новая редакция Трудового кодекса, вместо профсоюзов, предлагает некий “инновационный механизм” в виде “представителей трудящихся”. В частности, в ст. 10 обозначено, что представителями трудящихся являются лица, уполномоченные трудовым коллективом на представительство интересов. Они осуществляют свою деятельность по защите трудовых, социальных и экономических прав и интересов работников в установленном законом порядке.

Одна незадача – в переходных положениях нет ни слова о том, что новая редакция Трудового кодекса вступает в силу только после вступления в силу “закона о представителях трудящихся”. Да и не существует такого закона даже в виде проекта. Также нигде нет и намека на то, что “представителями трудящихся” могут быть профсоюзы.

Так что, в случае принятия парламентом кабминовского законопроекта, осуществлять представительство интересов со стороны наемных работников будет некому. Почему некому? Да потому что в проекте нигде не указано, что делать в случае, если “представителя трудящихся” нет. Как нет и порядка, согласно которому трудовой коллектив может кого-либо уполномочить представлять свои интересы.

Возникшие правовые коллизии будет решать суд. Скорее всего, на основании “аналогии права/закона”, норму о чем включили в ст. 4 проекта Трудового кодекса. Как это будет работать и по аналогии с каким законами, и каким именно правом вынесут свои вердикты суды – никто сейчас не может сказать, да и вряд ли вообще сможет.

В завершение, хочу еще раз напомнить: профсоюзы — это не только трудовой договор и вопросы оплаты труда и увольнений. Но об этом, очевидно, не знают ни авторы законопроектов, ни почти 100% тех, кто его обсуждает.

Читайте: “Трудовий кодекс” Кабміну: “слуги народу” вирішили остаточно зґвалтувати свого пана – народ

Юрий Гаврилечко, соучредитель Украинской фабрики мысли

Источник публикации

КиевVласть

Теги: новости киева, новости киевской области, новости киевщины, новости украины, слуга народа, Тимофей Милованов, трудовой кодекс, закон о труде

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.