Тарифная война: как депутаты местных советов и мэры могут снизить платежки за отопление
Тариф на отопление на сегодня завышен из-за двух ключевых проблем. Во-первых, он включает в себя в два раза завышенную стоимость газа. Во-вторых, система формирования тарифов оставляет лазейки для монополистов, которые могут раздувать свои расходы так, как им заблагорассудится. А Нацкомиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг все спускает на тормозах.
Поэтому вопрос снижения тарифов для населения должны взять под свой контроль мэры. Для начала, следует обеспечить стопроцентный учет тепловой энергии в своих городах. Чтобы ускорить темпы установки счетчиков тепла, городским головам необходимо инициировать уменьшение нормативов потребления тепловой энергии без счетчиков. Эти нормативы сегодня существенно завышены.
При этом, состояние выполнения инвестпрограмм поставщиков и соблюдение графика установления счетчиков должны находиться на постоянном контроле у мэров. Далее местные советы могут сделать так, чтобы компании-энергопоставщики собственными силами привлекали инвестиции и проводили модернизацию сетей и производственных мощностей, а не закладывали соответствующие расходы в тарифы для населения.
Сегодня компании используют активы, принадлежащие городской общине, из года в год зарабатывают на них деньги, но никаких инвестиций в модернизацию не проводят. Средства, направляемые на содержание сетей, изымаются из потребителей – через тарифы.
Горсоветы должны делать все, чтобы энергопоставщики не паразитировали на базисе, созданном до них, а были обязаны уменьшать расходы и повышать эффективность управления сетями.
Например, в прошлом году киевляне проинвестировали “Киевэнерго” на 175 млн гривен. А с 2011 года они вложили в улучшение имущества, которым управляет и через которое обогащается монополист, примерно 500 млн гривен.
Потому с юридической точки зрения вполне возможно, чтобы Киевсовет инициировал судебное разбирательство по установлению права собственности киевской общины на имущество ПАО “Киевэнерго” пропорционально этим 500 миллионам.
Сегодня для монополистов не установлена планка в виде средневзвешенной цены на тепловую энергию, а потому они могут закладывать в расходную часть и свои коррупционные “хотелки”. Так, почти 76% предприятий ТКЭ по Украине поставляют тепло по завышенным тарифам.
Происходит это именно из-за отсутствия стопроцентного учета тепловой энергии и устаревшей системы расчета стоимости отопления (потребители платят не за фактически потребленные Гкал, а за квадратные метры с устаревшими завышенным нормативам теплопотерь). Средний тариф за отопление по стране (с учетом грабительской цены на газ) должен составлять 1300 гривен/1 Гкал. Но в некоторых регионах Украины он достигает более 1600 гривен.
Цены выше среднего зафиксировано почти во всех регионах Украины, в частности, в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Кировоградской, Ровенской, Одесской, Полтавской, Херсонской, Сумской, Харьковской, Хмельницкой, Черкасской обласятх и в Киеве.
Поэтому местным депутатам - там, где это возможно - необходимо пересмотреть тарифы, выделив в них и составляющие, которые несут коррупционные риски и не соответствуют действительности. Регионы не имеют права самоустраняться, они должны осознать свою силу и делать все возможные шаги для снижения тарифов.
Читайте: Мильна бульбашка комунального популізму Київради
Максим Гольдарб, руководитель ОО “Публичный аудит”