Про женщин-наставниц и свободу от духовного мужского шовинизма
В своей жизни я встречалась с разными духовными учителями, учениями и практиками – как древних традиционных, так и ньюэйджевских. И заметила одну, несколько удивительную для себя вещь: среди именно просветленных гуру 98% составляют мужчины. Женщины же в духовности – это, скорее, люди, помогающих профессий.
Если речь идет о церкви –то это свешницы, монашки, послушницы. В неодуховных учениях – коучи и проводники, по большей части женственности, женских энергий и т.д. Т.е. женщина-иерофант – это, в общем, нонсенс.
Мне бы не хотелось уходить в сексистскую плоскость, этого достаточно и без моих замечаний. И все же, мне иногда придется “кивать” на патриархат и авраамические религии, внесшие серьезные искажения в данную сферу.
Тем не менее, подвергая критике ту или иную форму устройства религиозно-общественных институтов, нанесших серьезный ущерб психике человека, его когнитивным способностям и, как следствие, ощущениям счастья, благополучия и достоинства, я осознаю, что перед лицом встроенной в нас мирозданием жажды духовного поиска, мы абсолютно равны.
Мужчины и женщины, старики и дети, подростки и зрелые люди – всем нам присуща жажда истины, жажда абсолютного приятия, счастья и любви.
Кристина Гроф в своей работе “Жажда целостности. Наркомания и духовный путь”, анализирует собственный опыт духовного поиска. Ее жизнь, в этом смысле, не была тяжела, как у большинства духовно ищущих. Ее всемирно известный супруг – Станислав Гроф – и сам был “того же поля ягода”, поэтому в семье царило взаимопонимание и общие смыслы. Тем не менее, у Кристины Гроф были серьезные проблемы с алкоголем и наркотиками, вследствие чего она занялась, и весьма успешно, так сказать духовной подоплекой всякого рода зависимостей.
Тема алкоголизма и наркомании с точки зрения духовных поисков не является новой и прослеживается у многих известных учителей и гуру. Ведь человек, спасенный неким собственным духовным центром психики, связанным с Высшими Силами, не может отрицать действия этих Сил. С другой стороны, человек, кому не повезло столь явно, может стать агностиком, атеистом, либо неким богоборцем, перечеркивая все свои искания, а вместе с ними и все духовные мотивы своего поведения.
Означает ли это, что путь человека к Богу должен быть настолько труден? Вовсе нет.
Поэтому я и здесь говорить о неком женском или условно женском пути – пути приятия и любви.
Вот как об этом пишет Кристина Гроф: “Некоторые люди могут чувствовать в себе жажду целостности, и им удается утолять ее относительно легко. Они спокойно и терпеливо вовлекаются в те виды деятельности, которые постепенно ведут их к соприкосновению с их глубинной Сущностью. По мере продвижения, усваиваемые ими уроки начинают проявляться в их образе жизни. Одни чувствуют тягу к регулярной духовной практике, например, к молитве, медитации, священным обрядам или богослужениям, проводимым целой общиной. Другие могут открыть в себе талант художника, служащий средством развития связи с божественным истоком. Есть и такие, кто находит в себе духовную сущность, участвуя в повседневных делах, выполняя любимую работу, заботясь о себе и о своих близких или создавая вокруг себя благодатную среду” (*).
Последнее как раз про это. Если на каком-то этапе своей жизни я не ушла в концепции, предлагаемые мне т.н. духовной индустрией, основанной, как и все индустрии и монополии, на вертикальной иерархии, и мне посчастливилось “найти себя” в повседневных делах, любимых людях и занятиях, то это отнюдь не означает, что моя связь с мистическим Сердцем и с моим духовным центром прервалась, либо вообще отсутствовала.
По собственному опыту взаимодействия в женских сообществах могу сказать: если они построены по принципу приятия и поддержки, то в них нет конкуренции, нет соперничества и нет попыток встать на верх пирамиды, чтобы доминировать (в предыдущей статье я упоминала, что среди женщин мало перверзных нарциссов и психопатов). Именно это обстоятельство стало решающим, когда я начала отходить ото всех концептуализированных учений, систем и общин.
Читайте: Как распознать психопата и абьюзера под маской духовного учителя-гуру
Конечно, здесь не обошлось без подозрительности – ведь всю свою жизнь я “спасалась” и “прорабатывалась” с помощью концепций: вина, грех, искупление. Это распространенная история на наших территориях, где авраамические и поставраамические (нью-эйдж) учения/религии опираются исключительно на твое несовершенство, неправильность, греховность, лишь преодолев которые ты, может быть, и если служители культа обилетят, получишь пропуск к Богу. То есть ты вынуждена/вынужден искренне угождать своему учителю, гуру, священнику, жрецу и т.д., а чтобы искренне угождать – быть вынужденно привязанной/привязанным к учителю, гуру и т.д.
Вот что о данном виде привязанности пишет Кристина Гроф: “Даже когда мы имеем дело с самыми просвещенными и нравственными учителями, наша привязанность к ним может привести нас к огромным страданиям. Мы настолько приковываем свой взор к посланнику, что утрачиваем суть самого послания. Мы путаем дорожный указатель с местом назначения. Мы становимся настолько поглощенными присутствием другого человека, что утрачиваем свою целостность. Мудрый и благоразумный учитель признает в этом неизбежную стадию духовного роста и сострадательно поможет нам направить внутрь себя преданность и любовь, которые мы направляем вовне. Духовный или религиозный лидер, отличающийся непорядочностью и продажностью, может использовать эту путаницу в своих интересах, чтобы обрести финансовую поддержку, сексуальный контакт или власть, что влечет за собой разрушительные последствия для его учеников”.
Здесь, пожалуй, стоит сделать передышку и ответить на вопрос: считаю ли я все общины и опыт, который они дают, деструктивными сектами, более вредящими чем помогающими? Конечно, нет. Более того, что для одного секта, то для другого может стать приятным и веселым приключением. Хиппи выросли – и стали яппи.
Я говорю, по большей части, о женском травмирующем опыте насилия или подавления в семье и обществе, который в конечном итоге может привести женщину к выученной беспомощности, нарушению когнитивных способностей и потере самостоятельности. Если я понимаю, что моя тоска и одиночество связаны с поиском той недостающей мне духовной части меня, Самости, Души и т.д., то понимаю и что причины чувствовать вину, стыд и отверженность – во мне, и для избавления от этого не нужно каяться, молится, кому-то угождать и зависеть от чьего-то мнения и чьих-то правил. Внутренний конфликт может быть очищен от личностных травм и трансцендирован в истинный поиск, о чем, собственно, работа Кристины Гроф.
На пути такого, казалось бы, простого постижения сути проблемы встречаются ловушки и подводные камни, “сциллы и харибды”, которые ломают, увы, очень многих из нас, так и не позволив прийти с относительно здоровой психикой к пониманию собственного пути. Оказывается, что самое страшное для человека – это отказ от собственных иллюзий, многие из которых закреплены не только личными неврозами, но и коллективными – догматами, традициями, привычками или, как это модно называть в политологической среде, менталитетом.
В христианстве (в авраамических религиях в целом) женщина долгое время была “сосудом нечистот” – и до сих пор во время месячных в церковь ходить считается грешным. Когда я впервые задумалась о том, как указатель на способность женщины рожать, т.е. приводить на свет новую жизнь, может свидетельствовать о ее нечестивости, то разумных объяснений внутри церковных документов этому не нашла. Но нашла много странностей относительно статуса Девы Марии, фактически низведенной до заступницы рабов божьих перед грозным сыном. Но почему он, то есть сын, грозен? И не он ли говорил, что все спасены и Бог есть любовь?
Для меня такие “неточности” стали серьезными сомнениями только после изнурительных и безуспешных попыток заслужить любовь грозного Бога, ободрав себе не только колени, но и Душу. Ведь именно так, где главный в семье мужчина, который “спаситель и избавитель”, воспитывались и очень многие женщины из моего окружения и мои предки – мама, бабушка, прабабушка. И очень непросто выйти из концепции антропоморфного бога-психопата, которого стоит бояться и которого надо задобрить бесконечными жертвами, а для нечистой женской природы задабривание – это, прежде всего, отрицание своей дикости, своей сексуальности, своего темперамента и своей связи с природными силами, стихиями. Это как бы добровольный отказ от так называемой силы, которая дана природой, чтобы создавать, рожать и защищать.
Многие мужчины весьма обесценивающе реагировали на заявления такого рода – и я всегда в итоге уступала, даже не понимая, что происходит. Пока не разрыла эту генетически выведенную в себе склонность поддаваться во имя даже не любви, а защиты от некой агрессии и насилия, моей собственной, в том числе.
Читайте: Как не стать рабом любой религии или группы (видео)
Теперь давайте экстраполируем это на поиск духовных учений и течений, где женщина чувствует себя в безопасности. Их два типа.
Первый – путь женской силы. С точки зрения сохранности, для женского эго этот путь более гуманен.
Второй – путь отрицания всяческих сил, включая природные, который обещает полное избавление от страданий путем потери самоидентификации, т.е. демонтажа эго.
У женщины эго, скажем так, весьма своеобразное. Многие из нас вообще не понимают значения фразы “жить для себя” или “любить себя”. Если моя функция, как социально выведенного вида, обслуживать интересы других, то себя я могу любить только через пользу, которую приношу другим и через их отклик на это. И это заложено во мне генетически. Когда женщина вскрывает в себе эту угодническую позицию, у нее начинается внутренний бунт, вследствие которого она может вообще остаться в одиночестве, уйдя в другую крайность. Но попадание в зависимые отношения от гуру, бога или какого-то мужчины, облеченного властью морального авторитета, помогает законсервировать этот психоз и превратить его в служение. И, конечно, это помогает.
Именно поэтому в духовных течениях при мужчинах-лидерах так много женщин. Женщины вообще составляют до 80% посетителей всех тренингов и практик. Так мы ищем опору, потому что нас учили, что нам в себе искать нечего. Мы как бы пусты внутри, весь Бог – снаружи. А если кто-то особо ретиво копал и обнаружил там дикость, злость, враждебность (невротичность), которая наложилась на внутреннее ощущение полноты и связи с природой (а это уже демоны, Лилит и прочие Гекаты), то это напугало еще сильнее, потому что уход в это фактически означает предательство бога.
Кстати, монашек называли невестами Христа именно поэтому. Если ты, извините, не трахаешься, не даешь волю своим природным инстинктам, то ты – хорошая и правильная девочка, и быть тебе невестой Христа.
Заметьте, монахов женихами Христа никто не называет. Потому что для мужчины отношения не так важны. Так, из-за важности отношений, мы и становимся “невестами Христа”, гуру, бога и еще какого-то, извините за каламбур, черта лысого. Мы будем делать что угодно, чтобы не быть собой, потому что наша изначальная природа – это: месячные, кровь, грязь и грех.
Конечно, я умышленно сгущаю краски, чтобы заставить себя посмотреть в то место, из которого растет женская одержимость поисками бога – через культ гуру – и ослабить давление этого “духовного корсета”. Тем более, хорошие девочки попадают только на небеса и только после смерти, а плохие – куда сами захотят и уже при жизни.
В последнее время все чаще встречаются женщины-учителя, живущие в совершенно другой парадигме, нежели подражание и служение мужчинам виде разных ритуалов и псевдоведического бреда. Речь о женщинах-учителях, которым удалось выйти из-под гипноза “карающего бога-отца, бога-мужчины”. Вероятно, это следующий этап эмансипации – выход за рамки патриархальных концепций.
В заключении я бы хотела дать несколько практических рекомендаций тем, в первую очередь, женщинам, кто еще ищет к какого рода течению или учению примкнуть, или вроде определился, но есть некие смутные подозрения.
В современном духовном мире появились толковые женщины-учителя, которые обладают необходимыми знаниями в психологии, телесности и мистических традициях. Если у них достаточно тактичности и уважения, то инициации лучше проходить у них. Бережное присутствие не гарантирует быстрых результатов или интенсивных “приходов”, но позволит создать условия для пробуждения подлинной Самости.
Будьте осторожны с неистовыми эгоборцами. Тот, кто отказывается питать свое здоровое Эго, будет питать чужое нездоровое. А в том, что Эго сохраняется у всех, сомнений нет, так как Эго – ядро личности. Те, кто нападает на вас, старается как-то высмеять, подавить и пр. ваше типа Эго на самом деле “чешет” свое.
Если столкнулась/столкнулся с собственными багами, которые указывают на нездоровые тенденции Эго, стоит обратиться к психотерапевтам или специалистам такого профиля, которые знают, как работать с личностными расстройствами. Важно: такой специалист (или учитель) должен сам время от времени сомневаться в своей непогрешимости и иметь супервизора или своего гуру, чтобы его не заносило в абсолюты и тому подобные виражи ума.
Мы не знаем всей глубины нашей психики и того, что она скрывает, поэтому, когда у вас начинаются видения, откровения и другие сильные психоэффекты, стоит остановиться и посмотреть на происходящее под разными ракурсами. В том числе – здравого смысла. Есть такие детские травмы и симптомы, защищать которые психика будет даже с угрозой для жизни и психической адекватности. Распаковывать такие эпизоды можно только в бережной и безопасной атмосфере. Насильственный катарсис может закончится психозом или суицидом. Потому будьте осторожны и никакого насилия над собой!
Для женщины любые запреты и аскезы, чаще всего, не полезны и, кроме эгоистического превосходства ума, никаких эффектов не дают. Для женщин, особенно привыкших к насилию и подавлению, тема строгой самодисциплины ведет к одержанию Тенью (неистовость и фанатизм). Конечно, в краткосрочной перспективе все может выглядеть красиво и вдохновляюще, но позже приведет к депрессии.
Духовный поиск – это все-таки про Любовь. А не про ад, пытки, “надо и должен”. Да, в “темную ночь души” мы проходим все это. Но, если ночь затянулась, следует проверить, а не болезнь ли это. И лечиться от болезни традиционным способом.
Обратите внимание на технику двунаправленного внимания, которая используется во многих духовных практиках и в НЛП. Техника заключается в следующем: вектор вашего внимания условно разделяется на субъект и объект, то есть вы – и тот, кто смотрит, и то, на что смотрите. В этот момент психика работает с крайним напряжением, поэтому она не критична к тому, что вам говорят в это время. Кем и какие идеи, концепции или открытость чему в этот момент пропагандируются? Достаточно ли вы верите тому, кто это делает? Доверяя самое дорогое, что у вас есть (вашу психическую энергию, адекватность) другому человеку, насколько вы уверены, что хотите такого же, как у него, и он может вам это дать?
И, если слишком серьезно отнестись к диагнозу “невротическая личность” в том смысле, что ты один такой инвалид, а остальные очень даже здоровы, может качнуть в другую сторону – обреченности, подозрительности и безысходности.
Почему мне нравятся современные женщины-учителя? Именно потому, что пройдя эти личностные кризисы, осознав серьезность ущерба и пройдя/проходя личностные терапии, они не забыли об удовольствии, а сделали акцент на теле, на чувствах, на телесно-ориентированных практиках, арт-терапии, танцах, дыхании и, собственно, на Жизни. Единственных ценностях, пожалуй, которые спасают нас от безумия “цивилизованного” ума – не разрушая его, а делая союзником, полезным и дружественным.
Читайте: Татьяна Кобежикова: “Всякая власть дается от бога, ну, или от черта”
Наталья Халимовская, спецпроект "Мастерская", для КиевVласть
* Все выделения сделаны КиевVласть