Нужен ли Киеву мост между Хрещатым парком и Владимирской горкой
Перед началом нового 2019 года стартовало строительство “Мостового пешеходно-велосипедного перехода между парками “Хрещатый” и “Владимирской горкой”. Его сооружение, как известно, не без противостояния одобрил Киевсовет. Спорили и об архитектуре, и о целесообразности выделения на это средств в непростое для страны время. А для получения поддержки экспертного совета Департамента охраны культурного наследия Киевской горгосадминистрации (КГГА) мэру Киева Виталию Кличко, инициатору этого проекта, пришлось лично убеждать совет.
Читайте: Мост на Владимирскую горку: от киевской “Батькивщины” - к Мураеву
Многие думают, что речь идет о “мостике с бугра на бугор”. Вроде тех, что построены вблизи площадей Славы и Независимости в годы их реконструкции по решению мэра Александра Омельченко. Но по сравнению с ними это большой пешеходно-велосипедный переход между двумя парками, стоимостью в 250 млн гривен. Длина этого моста - 215 м, а высота опор - 36 м и 24 м.
Мне не понятно, почему решено строить именно пешеходно-велосипедный мост. Разве это удобно в условиях пересеченного рельефа и большого перепада высот, где на другую сторону парка велосипед придется нести вверх по ступенькам. Да и ехать по мосту, где люди идут или стоят у перил, любуясь прекрасными далями, неудобно. Тоже самое и на Михайловской площади и Владимирской горке, где всегда отдыхают люди и играют дети. Кроме этого в сегодняшнем центре Киева на чрезвычайно загазованных улицах езда на велосипеде - дело, на мой взгляд, антигуманное. Сейчас в центре для велосипедистов впору вешать предупреждающие знаки “Вредно для здоровья”.
Вид же на это огромное бетонное сооружение, особенно при подъезде с Подола, на мой взгляд, будет мягко говоря неприятным. Высоченные столбы, эстакада, обходящая склоны… Это же не где-то в горах, а в самом центре Киева, в охранной зоне его уникального ландшафта.
С просьбой рассмотреть этот вопрос я обратился год назад к архитекторам, участникам пленума Союза архитекторов Украины (САУ). Видимо, об этом узнал автор проекта с заказчиком. Последовала реакция, но не такая, как ожидалось. Массивные бетонные опоры решили облицевать зеркалами, чтобы не портили общий вид. Решение смелое. Но вряд ли в мире еще найдется подобное. Вот прозрачное стекло под ногами или велосипедом, что там запроектировано, бывает. Но к месту ли оно на мосту - большой вопрос.
На самой же видовой площадке, куда и ведет эстакада, предусмотрено еще и строительство в северной ее стороне канатной станции с аттракционом. От этого вид на Подол и Днепр будут искажать канаты аттракциона с двигающимися на подвесках людьми. Эта площадь с видовой площадкой имеет свою особую ауру. Тот, кто туда приходил чаще, любит постоять в тишине, полюбоваться далями, поразмышлять. Туристы со всего мира здесь знакомятся с Украиной.
Еще в 80-е годы для связи Крещатого парка с Владимирской горкой проложили удобную “тропу” вдоль склона мимо “Украинского дома” и каскада фонтанов. С нормальным уклоном вниз на Европейскую площадь. Спустившись туда, граждане, в том числе и туристы, полюбовавшись панорамой площади, и улицы Грушевского с музеем и зданием Кабмина, через короткий подземный переход направляются к главному входу в парк. А затем через арку идут к главной видовой площадке страны. Это решение удобно, логично и не требует подобных замен.
Думаю, сегодня целесообразно создать комиссию из компетентных, опытных архитекторов и представителей общественности, которые бы изучили проект и помогли депутатам Киевсовета пересмотреть свое решение. Дискуссия о строительстве моста между Хрещатым парком и Владимирской горкой с участием общественности могла бы быть чрезвычайно полезной. Ведь, не смотря на то, что старт строительству уже дан, его все еще можно остановить, а заодно и сэкономить огромные деньги. Такое предложение я направил в Национальный союз архитекторов Украины и секретарю Киевсовета Владимиру Прокопиву.
Очень важно, чтобы архитектурные новации Киева обсуждались с жителями города. Это можно сделать, создав при Союзе архитекторов дискуссионный клуб, назвав его, как я предложил ранее участникам пленума САУ, “Обличчя Києва”, где жители столицы могли бы высказать свое мнение по поводу архитектурных решений и новаций представителям мэрии и депутатам горсовета. Польза от этого может быть большая, в том числе и экономическая.
Читайте: Несколько тезисов в связи с началом реконструкции Шулявского путепровода
Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины