неділя, 15 грудня 2024 г.
“Неприятный юбилей”, или Метро на Троещину

“Неприятный юбилей”, или Метро на Троещину

Николай Жариков

Главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

У каждого человека в жизни бывают события, которые ему запоминаются надолго. Об одном таком, связанном с моей профессией архитектора, решил поделиться. В 2008 году многие с радостью восприняли известие о проведении в Украине “Евро-2012”. Меня, как бывшего главного архитектора Киева, это заставило поразмыслить и о подготовке столицы к такому событию. Предстояло принять из Европы много гостей, которые по окончанию увезут с собой впечатления не только о футболе, но и о Киеве. 

Стал обдумывать, что в этом плане нужно бы сделать, чтобы город стал краше. Разумеется, начал с Крещатика и Подола, необходимость проведения их в порядок давно назрела. Подготовил статью в газету с критикой незаконного строительства большого торгового центра, нагло проводимого каким-то иностранным инвестором на предстадионной Олимпийской площади. Учел многое, что волновало киевлян и было им нужно. Это, конечно же, подняло бы и имидж столицы в глазах гостей. Передать эти предложения “наверх” было не реально. Да и кого бы там это заинтересовало...

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

В перечне было и строительство метро на Троещину. За четыре года можно было многое сделать и запустить первую очередь.

Я много лет был “в этой проблеме”, стараясь ускорить ее решение. Все началось еще в 1987 году, когда меня только что назначенного переводом из Госстроя Украины главным архитектором Киева, первым звонком по телефону пригласил к себе в кабинет тогдашний председатель горисполкома Валентин Згурский. Там собрались все члены исполкома горсовета. Все стояли по одной стороне длинного стола заседаний, на котором лежал такой же длинный чертеж трассы метро на Троещину. Не теряя время, Згурский попросил меня высказать на этот счет свое мнение. 

В проекте предлагалось построить огромную эстакаду по всему Верхнему и Нижнему валу от моста через Гавань до улицы Глыбочицкой, где метро войдет в тоннель. Я объяснил собравшимся, что Верхний Вал одно из ценных исторических мест Подола, утратив которое мы нанесем ему непоправимый ущерб. Сказал, что был в Нью-Йорке на Брайтон Бич, где рядом громыхают едущие по эстакаде поезда и представляю, что здесь будет. Завершил все тем, что это делать нельзя. Наступила пауза, после которой мэр поблагодарил меня и сказал, что я свободен. Уходя я чувствовал на себе взгляды членов исполкома, но слово “свободен” понимал натурально, не как “освобожден”. У меня ведь обещанное доверие и права. Но на сложившееся уже мнение руководства города это не повлияло. Менять его многие из них не привыкли, считая ударом по авторитету. 

Вскоре в прессе появилась статья одного из “придворных специалистов” в защиту эстакады. Он критиковал меня за предложение строительства метро методом глубокого заложения под Днепром, что, на мой взгляд, имело много преимуществ, а главное, было комфортнее для киевлян. Шли годы, но кроме проектирования и разговоров ничего не делалось. Я выступал в прессе, пытаясь изменить принятый курс.

Но все надежды повернуть строительство метро на Троещину методом глубокого заложения рухнули, когда в 2002 году перед выборами тогдашний мэр Киева Александр Омельченко, как говорят “под фанфары”, при большом стечении журналистов, начал строительство эстакады на Трухановом острове. Был утвержден и порочный, на мой взгляд, проект новой трассы метро через Гавань в сторону станций метро “Тараса Шевченка” и “Лукьяновская”.

В прессе постоянно сообщалось о строительстве эстакады на Трухановом острове и сопротивлении садоводов сносу дач. А я представлял какой хаос и неудобство жителям принесет такое строительство на Подоле. При том еще и в очень сомнительном направлении – в сторону станций метро “Тараса Шевченко” и “Лукьяновская”. Да и сама эстакада на Трухановом острове – зоне отдыха киевлян – “забирала” у нее огромную территорию, чего могло бы не быть.

Читайте: Дачники Русановских садов требуют приостановить строительство Подольского моста

Я стал прорабатывать альтернативное предложение с учетом изменившейся ситуации. Главным в нем стало направление трассы в сторону Контрактовой и Львовской площадей. Выезжая на место с сожалением смотрел как не там, где нужно растут опоры моста через Гавань, а значит напрасно тратятся большие деньги и труд людей. 

Длина будущего моста составлявшая 500 метров из-за строительства под углом 30 градусов к берегу могла быть уменьшена почти в два раза. А это большая экономия средств. Но обратиться было не к кому. 

На выборах 2006 года победил и стал мэром Киева банкир Леонид Черновецкий, который, к сожалению, был далек от градостроительного созидания. Хотя при строительстве метро на Теремки он несколько раз “засветился” в СМИ. Не превзошел его в этом, к сожалению, и назначенный 16 ноября 2010 года главой Киевской горгосадминистрации Александр Попов. Я не раз обращался к нему с просьбой о приеме. Наконец мне сообщили, что встреча назначена. Но почему-то в обычный приемный день, которого месяцами ждут сотни людей со своими важными для них проблемами и бедами. Было неудобно перед людьми, но подошла очередь и не зайти было бы неправильно. Рассчитывал на короткое изложение своих проектных предложений, но помог сам мэр. Встретил с улыбкой и, взглянув вдруг на часы, сказал, что он должен куда-то бежать. Также улыбаясь сказал, что встретимся в другой раз и попьем чаю. Чаепитие, конечно, не состоялось... А ведь от моих предложений город мог сэкономить огромные средства киевлян.

Недавно исполнилось 10 лет, как в августе 2009 года узнал, что на предстоящих выборах мэра Киева будет баллотироваться величайший боксер нашего времени Виталий Кличко. Сожалел, что он принял такое решение. С такими данными он мог бы еще года три “колотить” противников во славу страны и нам на радость. А в мэры без подготовки, это как и в боксе, рискованно. Утешала надежда, что хуже предшественников не будет. Подберет компетентных порядочных специалистов, которые помогут.

Решил помочь ему выиграть выборы и я, предложив выступить перед избирателями на Троещине с новой программой и обещанием строительства метро. В те дни он в Нью-Йорке одержал очередную победу на ринге и возвращался домой в Украину. 

За неделю я на нескольких больших планшетах вычертил проект новой трассы метро на Подоле, направив ее вместо станций метро “Тараса Шевченко” и “Лукьяновская” в сторону Контрактовой и Львовской площадей подземным методом мелкого заложения, при этом значительно сократив ее против утвержденного проектом. Преимущества нового предложения по всем вопросам огромное. Основные из них, перечисленные в пояснительной записке к проекту:

  • Сокращение трассы метро на 1 200 метров и времени строительства на 1,5 года.

  • Уменьшение длины моста через Гавань на 300 метров – с 500 до 200 метров. К тому же проход судов под мостом, запроектированный перпендикулярно к береговой линии удобнее, чем под строящимся сегодня острым углом 30 градусов.

  • Значительное сокращение сносов многих сооружений и полное исключение переноса инженерных коммуникаций на большом пространстве трассы.

  • Сохранение благоустройства и инженерных коммуникаций на значительной территории Подола, недопущение связанных с этим неудобств для жителей и водителей автотранспорта на длительный период.

  • Значительное уменьшение экологического загрязнения от строительства на большой территории.

  • Сокращение времени и комфортность проезда в подземном метро в отличии от езды по эстакаде.

  • Удобство связи жителей с центром города.

  • Большое преимущество устройства подземных переходов на станциях “Контрактовая площадь” и “Львовская брама” для граждан и больший экономический эффект.

  • Предлагается также строительство новой станции “Глубочица”, что продиктовано увеличением заселенности этого района и транспортной целесообразностью.

  • Сокращение трассы метро и времени строительства дает экономию более 100 млн долларов. Экономия других затрат, в том числе от пересмотра эксплуатации наземного транспорта после ввода станций метро, составит много млрд гривен.

Тогда в сентябре 2009 года, зная, что офис Кличко находится на улице Богдана Хмельницкого, прибыл туда с планшетами. Но оказывается, он переехал на улицу Пушкинскую. Там меня принял его молодой помощник Коля. Разочаровал. Виталий Кличко уехал в Германию. Стал ему рассказывать о цели моего визита, просил передать. Но помощник предложил все написать на бумаге. Я рассердился и ушел. Через неделю визит повторил. Однако встреча так и не состоялась. Все усилия были напрасны… Но я продолжал работу над проектом.

Победивший, наконец, на выборах 2014 года Виталий Кличко, к сожалению, не стал доступным для общения с опытными специалистами, а также неравнодушной к происходящему в столице общественностью, доверившись заангажированному и некомпетентному в градостроительстве близкому окружению. Видя это, мы с коллегами архитекторами и другими специалистами в декабре 2015 года создали “Общественный совет содействия деятельности КГГА в сфере архитектуры и градостроительства”. Нам было что предложить мэру сделать для Киева и в чем удержать его от нанесения столице ущерба. Но, к сожалению, все это не совпадало с позицией и делами окружения Виталия Кличко. Пришлось периодически письмами реагировать на действия, несущие архитектуре столицы вред. Но там наверху нас просто не замечали. 

Что же касается метро на Троещину, то в прессе появлялись высказывания чиновников о разных методах его запуска в сторону Подола, в том числе и трамвайного. Я, как и многие, понимал, что это просто болтовня и продолжал совершенствовать проектное решение.

Виталий Кличко в одном из интервью по телевидению, высказав критику в адрес своих предшественников, сказал, что хочет стать мэром, который построит метро на Троещину. Но как было такое обещать, когда за последние годы “Метрострой” превратился в изгоя, а его специалисты вынуждены ехать строить метро в другие страны?

Читайте: КГГА обещает достроить “Подольский мост” в 2020 году

Видя, как и многие киевляне, появившиеся недостатки в застройке столицы, охране ее исторической среды, неквалифицированное руководство КГГА в этой сфере деятельности и полное игнорирование наших желаний помочь, мы направили 24 января 2017 года письмо (1, 2) мэру Киева Виталию Кличко с категорическим требованием принять нас.

Через неделю меня с народным архитектором Украины Юрием Худяковым Виталий Кличко таки принял. Перед этим коллеги советовали нам воздержаться от критики, чтобы не сорвать встречу. Беседа проходила нормально. Мэр дал мне свою визитку. При разговоре присутствовали помощник и замы. Встреча длилась больше получаса. Мэр внимательно слушал. В конце я не удержался, сказал о нескольких недостатках в застройке столицы, упомянул о транспортной проблеме, подарил свою книгу о нарушениях в застройке Киева и проектном предложении строительства метро на Троещину, а также два проектных предложения:

  • Планшет с чертежами восьмиэтажного механического паркинга на 280 мест в середине квартала вблизи Почтампа с въездами с Крещатика и ул. Бориса Гринченка. 

  • Проектные предложения реконструкции Кловского спуска, ул. Московской и Кутузова с тоннелем под бульваром Леси Украинки.

Их реализация решает проблему забитых транспортом улиц и парковку на Крещатике. Но, видимо, моя откровенность мэру действительно не понравилась. На все мои звонки не отвечали. Прошло 10 лет как я впервые пытался поговорить с Виталием Кличко о проблеме строительства метро на Троещину и помочь. Но так и не был услышан. Неприятный юбилей.

Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

КиевVласть

Теги: новости киева, киев, строительство, застройка, метро на троещину, проекты, развязка, эстакада, николай жариков

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій