“Метрообещалки” от мэров
Во время инспектирования Подольско-Воскресенского моста мэр Киева Виталий Кличко заявил, что “нужно два года, чтобы пустить по мосту автотранспорт, затем можно говорить о строительстве метро на Троещину”. Многих киевлян, особенно жителей Троещины, очень удивило такое заявление мэра. Я был возмущен.
Вспомнились многочисленные обещания Кличко киевлянам пустить метро на Троещину и его публичные заявления с критикой всех мэров, обещавших это, но ничего не сделавших. Он тогда в заключение сказал, что хочет быть мэром, который построит метро на Троещину.
Читайте: В КГГА отчитались о ходе строительства Подольского моста (видео)
Конечно, сделано немало на Трухановом острове, да и мост вроде уже стоит. Доделать бы оставшееся. Но оказывается на это нужно, как сказал мэр, 7 млрд гривен. В этом году, по данным КГГА, на мосту выполнят работы на более чем 500 млн гривен. Это при том, что уйма денег уже потрачена. Получается не мост, а какая-то “дойная корова”.
Год назад заговорили о строительстве метро на Виноградарь. Подумал, что это тоже надо, но как же метро на Троещину - многолетнее обещание всех мэров? И почему вдруг такой поворот? Даже мысль нехорошая закралась, ведь перед этим широко рекламировали новое жилье, строящееся на Виноградоре…. И не будет ли дальше так, как с Троещиной? Мощности у Метростроя уже не те. Забыли, когда станции открывали. Говорят, что многие метростроевцы работают в Москве. Там в этом году открывают до 10 станций.
Разумеется все это меня лично особенно расстраивает, так как темой строительства метро на Троещину я занимаюсь уже более 30 лет. Особенно последние 10 лет, когда сделал альтернативный проект со строительством путем мелкого заложения с изменением направления трассы в сторону Контрактовой и Львовской площадей (вместо станций метро “Тараса Шевченко” и “Лукьяновской”). Это позволяет сократить срок строительства на один год, уменьшив трассу на 1,2 км, сэкономить 100 млн долларов и миллиарды гривен в дальнейшем на работе пассажирского автотранспорта.
Тогда, 30 лет назад, когда я в августе 1987 года занял должность главного архитектора Киева, буквально на второй день раздался звонок, прямой от председателя горисполкома - мэра Киева Валентина Згурского с просьбой зайти к нему. Зашел. Вокруг длинного стола для заседаний стояли члены исполкома. На столе лежал такой же длинный проект схемы линии метрополитена на Троещину. Кто-то из авторов им уже доложил о нем и, видимо, в процессе обсуждения мэр решил узнать мнение и нового главного архитектора. Показал мне схему и спросил, что скажу. Ответил, что конечно же за строительство метро на Троещину. Там вырос уже целый город и с каждым днем проблема транспорта становилась острее. Говоря об этом сейчас, подумал насколько же она обострилась за прошедшие 30 лет. А сколько за эти годы вокруг нее было разговоров, обещаний, пиара чиновников…
Тогда я откровенно сказал, что все это так, да вот только мост через Днепр надо строить в соответствии с Генеральным планом в северной стороне с выходом на окружную дорогу и выводом туда транзитного транспорта. Его в проекте так и называли “Северный”. К тому же почти рядом имелся Московский мост (с 2018 года - Северный мост - Ред.). А главное не стоит пускать через Подол столько транспорта, тем более через его историческую часть и охранную зону. Они потом перестанут быть такими. Ведь эстакада метро пройдет с моста по Верхнему и Нижнему Валу, по его центральной бульварной части с аллеей и деревьями. Привел пример нью-йоркского Брайтон-Бич, где довелось побывать и ощутить ужас от громыхающих по эстакаде метро поездов. Но там место отдаленное с разнохарактерной простой архитектурой. За эстакадой какая-то хозяйственная территория. Это не улица с двусторонним движением. В общем я предложил отказаться от такого решения и построить метро под землей напрямую к вокзалу. Это будет быстрее, дешевле и не внесет на Подол многочисленные проблемы и неудобства в связи с открытым строительством. К тому же это более удобно и комфортно для пассажиров. И произошла немая сцена как в гоголевском “Ревизоре”.
После этой безмолвной паузы мэр сухо поблагодарил меня и сказал, что могу идти. И я ушел при полном молчании провожавших меня, как чувствовал, взглядами. Потом я узнал, что работа эта велась целый год и не одним институтом и уже рассматривалась, затрачены деньги и пересматривать решение никто не собирался. Более того в прессе появилась статья начальника транспортного отдела Киевпроекта о невозможности строительства под Днепром, так как тоннель съедает какую-то подземную дамбу, грозящую чем-то...
Вопрос о подземном строительстве со мной больше не обсуждали. Проект на градсовет 6 лет не представлялся, зная мое к нему отношение. Сменявшиеся мэры в изменившихся условиях этим не занимались. И только мэр Александр Омельченко с большой помпой организовал показ проекта и возвестил о начале строительства эстакады на Трухановом острове. Несколько лет строительство шло интенсивно, строился мост... Потом, в 2011 году, когда упал кран, монтировавший мост, все остановилось. Разговоры о строительстве продолжались, а дела не было, строительство не велось.
Сейчас, видимо, мэр понял конфузорность ситуации и взял на 2 года таймаут. Но согласны ли с этим киевляне? Я категорически нет. И если состоится общественная дискуссия предложу свой вариант решения.
Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины