вівторок, 5 листопада 2024 г.
“Метрообещалки” от мэров

“Метрообещалки” от мэров

Николай Жариков

Главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

Во время инспектирования Подольско-Воскресенского моста мэр Киева Виталий Кличко заявил, что “нужно два года, чтобы пустить по мосту автотранспорт, затем можно говорить о строительстве метро на Троещину”. Многих киевлян, особенно жителей Троещины, очень удивило такое заявление мэра. Я был возмущен.

Вспомнились многочисленные обещания Кличко киевлянам пустить метро на Троещину и его публичные заявления с критикой всех мэров, обещавших это, но ничего не сделавших. Он тогда в заключение сказал, что хочет быть мэром, который построит метро на Троещину.

Читайте: В КГГА отчитались о ходе строительства Подольского моста (видео)

Конечно, сделано немало на Трухановом острове, да и мост вроде уже стоит. Доделать бы оставшееся. Но оказывается на это нужно, как сказал мэр, 7 млрд гривен. В этом году, по данным КГГА, на мосту выполнят работы на более чем 500 млн гривен. Это при том, что уйма денег уже потрачена. Получается не мост, а какая-то “дойная корова”.

Год назад заговорили о строительстве метро на Виноградарь. Подумал, что это тоже надо, но как же метро на Троещину - многолетнее обещание всех мэров? И почему вдруг такой поворот? Даже мысль нехорошая закралась, ведь перед этим широко рекламировали новое жилье, строящееся на Виноградоре…. И не будет ли дальше так, как с Троещиной? Мощности у Метростроя уже не те. Забыли, когда станции открывали. Говорят, что многие метростроевцы работают в Москве. Там в этом году открывают до 10 станций.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Разумеется все это меня лично особенно расстраивает, так как темой строительства метро на Троещину я занимаюсь уже более 30 лет. Особенно последние 10 лет, когда сделал альтернативный проект со строительством путем мелкого заложения с изменением направления трассы в сторону Контрактовой и Львовской площадей (вместо станций метро “Тараса Шевченко” и “Лукьяновской”). Это позволяет сократить срок строительства на один год, уменьшив трассу на 1,2 км, сэкономить 100 млн долларов и миллиарды гривен в дальнейшем на работе пассажирского автотранспорта.

Тогда, 30 лет назад, когда я в августе 1987 года занял должность главного архитектора Киева, буквально на второй день раздался звонок, прямой от председателя горисполкома - мэра Киева Валентина Згурского с просьбой зайти к нему. Зашел. Вокруг длинного стола для заседаний стояли члены исполкома. На столе лежал такой же длинный проект схемы линии метрополитена на Троещину. Кто-то из авторов им уже доложил о нем и, видимо, в процессе обсуждения мэр решил узнать мнение и нового главного архитектора. Показал мне схему и спросил, что скажу. Ответил, что конечно же за строительство метро на Троещину. Там вырос уже целый город и с каждым днем проблема транспорта становилась острее. Говоря об этом сейчас, подумал насколько же она обострилась за прошедшие 30 лет. А сколько за эти годы вокруг нее было разговоров, обещаний, пиара чиновников…

Тогда я откровенно сказал, что все это так, да вот только мост через Днепр надо строить в соответствии с Генеральным планом в северной стороне с выходом на окружную дорогу и выводом туда транзитного транспорта. Его в проекте так и называли “Северный”. К тому же почти рядом имелся Московский мост (с 2018 года - Северный мост - Ред.). А главное не стоит пускать через Подол столько транспорта, тем более через его историческую часть и охранную зону. Они потом перестанут быть такими. Ведь эстакада метро пройдет с моста по Верхнему и Нижнему Валу, по его центральной бульварной части с аллеей и деревьями. Привел пример нью-йоркского Брайтон-Бич, где довелось побывать и ощутить ужас от громыхающих по эстакаде метро поездов. Но там место отдаленное с разнохарактерной простой архитектурой. За эстакадой какая-то хозяйственная территория. Это не улица с двусторонним движением. В общем я предложил отказаться от такого решения и построить метро под землей напрямую к вокзалу. Это будет быстрее, дешевле и не внесет на Подол многочисленные проблемы и неудобства в связи с открытым строительством. К тому же это более удобно и комфортно для пассажиров. И произошла немая сцена как в гоголевском “Ревизоре”.

После этой безмолвной паузы мэр сухо поблагодарил меня и сказал, что могу идти. И я ушел при полном молчании провожавших меня, как чувствовал, взглядами. Потом я узнал, что работа эта велась целый год и не одним институтом и уже рассматривалась, затрачены деньги и пересматривать решение никто не собирался. Более того в прессе появилась статья начальника транспортного отдела Киевпроекта о невозможности строительства под Днепром, так как тоннель съедает какую-то подземную дамбу, грозящую чем-то...

Вопрос о подземном строительстве со мной больше не обсуждали. Проект на градсовет 6 лет не представлялся, зная мое к нему отношение. Сменявшиеся мэры в изменившихся условиях этим не занимались. И только мэр Александр Омельченко с большой помпой организовал показ проекта и возвестил о начале строительства эстакады на Трухановом острове. Несколько лет строительство шло интенсивно, строился мост... Потом, в 2011 году, когда упал кран, монтировавший мост, все остановилось. Разговоры о строительстве продолжались, а дела не было, строительство не велось.

Сейчас, видимо, мэр понял конфузорность ситуации и взял на 2 года таймаут. Но согласны ли с этим киевляне? Я категорически нет. И если состоится общественная дискуссия предложу свой вариант решения.

Читайте: Николай Жариков: “В Киеве нет команды, которая бы соображала на столичном уровне, имела достаточный опыт и компетентность”

Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

КиевVласть

Теги: новости киева, строительство, проект, подольский мост, метро на троещину, метро на виноградарь, николай жариков

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.