четвер, 21 листопада 2024 г.

Избирательный кодекс Порошенко-Зеленского: цементирование старых элит

В Верховной Раде есть старая традиция: принимать какой-нибудь фундаментальный закон – и тут же начинать вносить в него поправки. Так было – до Крыма и войны – с Налоговым кодексом. То же, весьма вероятно,случится с Избирательным кодексом, рожденным двумя президентами (Петром Порошенко и Владимиром Зеленским), а также двумя созывами Рады.

Не буду погружаться в достоинства/недостатки самой модели голосования – подсчета – распределения власти и на парламентских, и на местных выборах, заложенной в кодексе. Пусть спорят специалисты по избирательному праву. Им же высказываться по поводу заимствования отдельных новелл кодекса из тех или иных источников, или упрекать в возможном копипасте чужого законодательства. 

Ограничусь лишь некоторыми деталями Избирательного кодекса Порошенко-Зеленского.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Безусловно, самый яркий момент – повышение залога для участия в выборах и перекосы в пропорциях. Например, за участие в выборах мэра Киева надо будет внести залог в размере 4 млн гривен, что больше залога за право побороться за булаву верховного главнокомандующего.

Очевидно, снижение или отмена залога за право быть избранным открывает доступ к власти бОльшему количеству граждан. От обратного – повышение залога закрывает доступ к власти 90% киевлян. Многие из которых куда больше готовы управлять городом, чем те, кто без проблем внесет залог в 150 тыс. евро. Имена многих из этих толстосумов хорошо известны, в том числе – по публикациям КиевVласти.

То есть повышение залога неизбежно ведет к цементированию “правящих элит”. Которые клептократичны и, что куда хуже, некомпетентны. Таким образом нарастание воровства и бессмысленного уничтожения столицы видится, увы, неизбежным.

То же касается всей Украины, ее областей, а также будущих общин и округов. Кстати, об избирательных округах.

Мы привыкли, что в Киеве 10 районов, но 13 мажоритарных округов. Теперь в столице два избирательных округа – Правобережный и Левобережный. Почему глубоко правобережные районы Голосеево и Печерск оказались в Левобережном округе – загадка великая есть.

Также непонятно, как будет проходить голосование за парламентские региональные списки Крыма и временно неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей? Или по этим регионам вообще не будет соответствующих списков? Будет ли Раде X созыва укомплектована полностью – на 450 или 300 (как хочет Зеленский) нардепов или парламентариев будет меньше? И как это отразится на распределении мандатов? Очень хочу услышать мнения специалистов и законотворцев по этим вопросам.

Не буду останавливаться на том факте, что остаются нетронутыми совершенно бесполезные областные советы. Они есть и в конституционном законопроекте Владимира Зеленского (подвергнутого жесткой критике на уровне Киевской области и не только), заменяющего вертикаль госадминистраций на институт префектов, наделенных расширенными полномочиями.

Впрочем, даже в законопроекте Зеленского нет районных советов, а в Избирательном кодексе – есть. Получается, декларируемая децентрализация не завершится до местных выборов в октябре с.г. и все обещания “слуг народа” на эту тему – пустая болтовня. Потому что важная составляющая децентрализации – формирование объединенных территориальных общин во всей стране и формирование на их базе округов, с уточненными границами, количеством населения и особыми социально-экономическими возможностями и потребностями. Один только армрестлинг Киевщины с Минрегионом за один-два дополнительных округа дорого стоит. 

Более того, децентрализация не будет завершена еще четыре года после избрания райсоветов. Ибо где вы видели людей, облеченных даже небольшой властью, которые добровольно откажутся от нее?

Получается, вместо развития демократии и здоровой трансформации административно-территориального устройства государства, действующая власть снова занимается плохо прикрытой попыткой дальнейшего укрепления гетьманско-президентской вертикали?

Как по мне, прекрасно ложится в канву “цементирования элит”. Которые, ввиду полного внутреннего застоя, продолжат удушающее погружение страны и отдельных территорий в управленческий бардак и казнокрадство всех мастей.

Потому совершенно логичным выглядит отсутствие даже намека на попытку прописать в Избирательном кодексе процедуры отзыва по инициативе избирателей депутатов любых уровней и местных голов. Не говоря уже об отзыве президента по народной инициативе. 

Возможно, специалисты сочтут это мнение глупым и скажут, что правила и процедуры следует прописать в других законопроектах. Соглашусь, но при одном условии: наличии этих законопроектов. Потому что Владимир Зеленский еще осенью ратовал за прямое народовластие – и в этом грех его не поддержать.

Или “времена меняются, меняемся и мы”? Да и, кажется, нынешний президент никому ничего толком не обещал. А предыдущий – уже как бы не при делах.

Читайте: Избирательный кодекс: мэр Киева дороже президента Украины

Антон Подлуцкий, соучредитель Украинской фабрики мысли

КиевVласть

Теги: новости киева, новости киевской области, новости киевщины, новости украины, владимир зеленский, Петр Порошенко, избирательный кодекс

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.