п'ятниця, 29 березня 2024 г.

Вадим Жежерин: “Киев мог быть другим. Выход на сегодня один – Киевская агломерация”

Вадим Жежерин: “Киев мог быть другим. Выход на сегодня один – Киевская агломерация”

Новая “честная власть” уверенно ведет Киев и столичный регион к инфраструктурному и транспортному коллапсу, не отставая от уровня “преступных попередников”. Об истории земельного дерибана, монархической природе градостроительства, необходимости создания киевской агломерации и выноса правительственного квартала из исторической части столицы в интервью “КиевВласти” поведал народный архитектор Украины, глава киевской организации Национального союза архитекторов Украины Вадим Жежерин.

- Почему, несмотря на все обещания центрального и столичного руководства, в Киеве продолжается вакханалия незаконного строительства?

- Никто не меняет правила игры. В итоге сложившаяся система не может родить ничего кроме дерибана.

Активная застройка Киева началась где-то в конце 90-х, когда бывшая партийная номенклатура поняла, что на строительстве в столице можно зарабатывать огромные деньги, и начала выводить под это дело средства, ранее спрятанные в оффшорах.

Идея зарабатывать по 200-400% прибыли от продажи квартир в новостроях, когда еще только вырыт котлован, не могла не понравиться нуворишам. Многим архитекторам было понятно, что Киев такого не выдержит еще, когда не натворили того, что натворили сейчас.

Причина  не только в эстетических соображениях. Есть объективные инженерные трудности, социологический фактор. Уже почти для всех очевидно, что  жизнь в Киеве с таким количеством новых домов и транспорта стала некомфортной.

Когда начинается беспрерывное наращивание мускулов, то в конечном итоге костяк не выдерживает и начинает трещать хребет. Но, почему-то многие, понимая все это, молчали и молчат по сей день.

- Вы имеете в виду, что инженерные коммуникации и транспортная сеть не могут выдерживать уплотняющей застройки?

Конечно. И это касается не только Киева, но и Львова, центра Одессы, и Харькова, и многих других наших замечательных  городов. Они, в силу исторических причин, не могут выдержать такого вторжения жадных и беспринципных застройщиков.

В столице же ситуация усугубляется еще и наличием в историческом центре правительственного квартала, вокруг которого крутится огромная толпа так называемых “бизнесменов от политики”.

Еще с 90-х годов они, их многочисленные посланники, слуги и помощники, тысячи людей, крутятся вокруг нашей правительственной и депутатской элиты, вокруг  нашего президента сегодняшнего, предыдущего, предпредыдущих и т.д. Эти люди фактически и парализовали движение по центру Киева.

Это - огромное количество машин, которые здесь совершенно не нужны. И все они крутятся вокруг госаппарата с одной целью – чтобы делить какие-то лакомые куски.

Ну, хорошо, ребята, бизнес должен развиваться. Но почему это нужно делать только в центре Киева, в зоне исторически сложившихся улиц, которая никогда не предусматривала такого напора транспорта, такой нагрузки на инженерные коммуникации. Почему необходимо строить именно здесь кучу жилья, офисов и пр.? Ясно: здесь покупают задорого.

Все понимают, что подземные коммуникации были построены еще в советские времена. И они, поверьте, были построены плохо и из плохих материалов. Вся система советского строительства была построена по остаточному принципу: лишь то, что осталось от военной супермашины, шло в строительство.

А еще строители у нас быстро научились воровать и халтурить. Например, начали сдавать целые группы домов на жилых массивах, которые даже не были подключены к инженерным сетям. Чтобы их приняли в эксплуатацию, ходили к первому колодцу, там заливали ведро воды и видели, как полилась вода в колодец, а куда она дальше пошла, никто не знает...

Все это сплошное вранье. Вся советская система была построена на лжи. Она так въелась в мозги тех, которые пришли к власти впоследствии, что продолжается и посей день через 25 лет!

- И что, за весь постсоветский период в Киеве не предпринимались попытки решать градостроительные вопросы цивилизовано?

- В 1998 году сюда заявилась южнокорейская фирма "ДЕУ КОРПОРЕЙШН" с идеей купить в центре Киева Бессарабский квартал и сделать там что-то грандиозное. Тогдашний мэр это дело благословил, но с условием, что проектировщики будут наши.

Намечался колоссальный проект: корейцы хотели  строить торгово-деловой центр с отелями и т.д. Амбиции у них были большие, денег много. Закончилось тем, что они почему-то пришли ко мне, хотя до этого для них проектировал институт “Киевпроект”, но что-то там не получилось.

Я тогда еще работал в “Киевпроекте”, но уже открыл свою архитектурную мастерскую. Я им тогда сказал, что я не буду проектировать строительные объекты, пока не будет разработан проект реконструкции инженерно-транспортной инфраструктуры всей центральной части Киева.

Они сопротивлялись, но недолго. "ДЕУ КОРПОРЕЙШН"  заплатила и мы (над этим, в т.ч., работало человек 300 из “Киевпроекта”) сделали проект, предполагающий создание новой инженерной инфраструктуры на огромной территории.

От Воздухофлотского моста до Подола, от Подола - до Верховной Рады и до Арсенальной, от Арсенальной - до центрального стадиона (Олимпийский), от стадиона - снова до Воздухохофлотского моста.

Мы проанализировали все участки, где можно строить, не нарушая структуры исторического  Киева, проанализировали, какие коммуникации и сети нужно переложить, запланировали строительство новых инженерных систем.

В комплексе мы также запроектировали  реконструкцию сложного транспортного узла, где, например, ул. Крещатик ныряла под бул. Шевченко, где планировались две серьезные развязки в районе ул. Эспланадной, а  также создание непрерывного пешеходного променада от Крещатика до центрального (Олимпийского) стадиона. Там, где сейчас стоят торгово-офисные центры “Гулливер” и “Парус”, и где они никогда не должны были стоять, потому что они заблокировали движение транспорта в центре Киева, должны были возникнуть многоуровневые автостоянки, которые должны были обеспечить машиноместами всех посетителей и работающих в зоне Крещатика.

Все это было вскоре одобрено Киевсоветом. Но, где-то в 2000 году случился корейский кризис. Тогда выяснилось, что "ДЕУ КОРПОРЕЙШН" “обокрала” всю Корею. Когда начались судебные процессы, корейская корпорация фактически погибла в этом котле, и, как результат, грандиозный проект стало реализовывать некому.

- И что?

- Больше реконструкцией коммуникаций в центре Киева системно никто не занимался. Занимались только дерибаном земли: вместо транспортных туннелей и городских развязок строили торговые центры и офисы.

Тогдашний мэр Киева Александр Омельченко решил, что все равно будет реконструировать Бессарабский квартал, но уже совершенно по другим принципам. Омельченко поручил своим замам искать инвесторов, замы по обыкновению стали дерибанить землю и существующую недвижимость. В общем, там было много всего…

Я считаю, что сохранять десятилетиями руины в центре Киева, как было на Бессарабском квартале, абсолютно недопустимо и поэтому поддерживаю волевые и смелые решения Омельченко. К сожалению, сейчас в Киеве стоят жуткие примеры безвластия – недострой зданий и станции метрополитена на Львовской площади, Крещатицкий квартал и универмаг, руины в районе Европейской площади.

Когда мы начали проект реконструкции Бессарабского квартала и было необходимо комплексно решить транспортную проблему, как она была намечена в нашем проекте, один из замов Омельченко мне сказал:  “Хто ж це буде будувати твої тунелі, кому вони потрібні? А це ми побудуємо підземний торговий комплекс і гроші зразу отримаємо”.

Мы, конечно, сопротивлялись, как могли: где-то удавалось ограничить застройки, что-то решить с точки зрения инженерии, не превышать максимальных параметров. Но, в целом работа пошла уже совсем в другом направлении… О комплексности решения городских проблем вопрос не стоял.

А потом руководить Киевом пришла “молодая команда” Леонида Черновецкого, которую вообще ничего не останавливало. Это Денис Басс, Олесь Довгий, Братья Супруненко, Степан Черновецкий. Об Ирэне Кильчицкой говорить не могу, не знаю, но в основном эта команда состояла из “абсолютных уголовников”.

Все что можно было продать и украсть, они сделали в этом городе. Хотя с 2002 года в Киеве и действовал Генплан, который впоследствии стал бессрочным, но его требования начали обходить любыми путями.

В те времена Леонид Черновецкий продавал застройщикам землю где угодно, любую, какую попало, без координации с действующим генпланом. Земельщики были административно отделены от Главархитектуры для бессистемной, по команде сверху, нарезки кусков зеленых зон, транспортных развязок и пр. под застройку.

Когда же в ДП “Институт Киевгенплан” (часть “Киевпроекта”, разработчик действующего Генплана развития Киева,- Ред.) начали таким “инвесторам” отказывать  в согласовании, Киевсовет попросту аннулировал полномочия организации, которая до этого 70 лет разрабатывала все Генпланы столицы и где хранятся бесценные архивы большинства объектов застройки Киева.

Когда я узнал, что данный вопрос выносится на горсовет, я был в шоке. Побежал туда, в зал меня не пустили, мы с журналистами все это безобразие наблюдали на экране в фойе.

Два голосования подряд это решение принято не было. Как известно, по одному вопросу более двух голосований в день проводить нельзя, потому я спокойно вздохнул и ушел.

А когда дошел до “Киевпроекта”, то  мне сказали, что Олесь Довгий додавил депутатов и они  положительно проголосовали в третий раз. Это чистейшая коррупция в страшной форме.

- Т.е., это уже при Черновецком стало понятно, что цивилизованно развиваться Киев больше не сможет?

- Скорее, при Черновецком все лишь до чрезвычайности усугубилось. В Киеве деградация профессионалов от градостроительства началась раньше.

Что попало впервые начал делать еще главный архитектор столицы Сергей Бабушкин - известный всем персонаж, который был посажен на это место тогдашним главой администрации президента Леонида Кучмы Дмитрием Табачником.

Бабушкин был абсолютно некомпетентен в вопросах застройки, тем более - Киева. Он выходец из Свердловска (сейчас Екатеринбург,- Ред.), работал в Риге, занимался курортным проектированием. Потом приехал в Киев, поработал годик или два в управлении инженерных сооружений “Киевпроекта” - и его посадили в кресло главного архитектора Киева.

Посадили с одной целью - устроить дерибан с пользой для группы Дмитрия Табачника. И Сергей Бабушкин, будучи на госслужбе, начал создавать свои фирмы, которым сам же и согласовывал любые проекты. Только в этой стране может такое быть, где по закону разрешено одновременно от имени государства согласовывать свои бизнеспроекты “в порядке творческого участия”.

Союз архитекторов и другие профессиональные организации несколько раз ставили вопрос об увольнении Бабушкина на уровне Кабмина и ВР. Однажды, когда премьер-министром был Валерий Пустовойтенко, а его замом Анатолий Голубченко, нам даже удалось добиться подготовки протокола заседания Кабмина о снятии Бабушкина.

Но… он сбежал на больничный в Феофанию. Друзья Бабушкина, вместе с Дмитрием Табачником, побежали к президенту Леониду Кучме и сказали, что “наших бьют!”.

Всем известно участие Табачника  в президентской кампании Леонида  Кучмы. Пока Кравчук жевал тут свой бутерброд, спокойно сидя на лаврах, Табачник уговорил директорат всего юго-востока Украины. И, естественно, Кучма потом был ему благодарен: сделал Табачника своей правой рукой, опорой. Поэтому они и распоряжались, как хотели.

Вот тогда в Киеве и началось первое строительство объектов, которые по здравым рассуждениям нельзя было даже проектировать.

Тогда и начали вылезать такие компании, как, например “К.А.Н.”, широко известная теперь, когда Игорь Никонов стал первым зампредом КГГА. Они многое беззастенчиво натворили на Печерске вместе с Бабушкиным и его соратниками.

Потом Черновецкий придумал свою карманную структуру – КО “Институт Генерального плана города Киева”, и поставил заведовать генпланом Киева Сергея Броневицкого. Почему именно этот человек - это отдельный разговор, мы прекрасно все это знаем.

Так что система, когда главный архитектор Киева начал разрешать застройщикам делать в городе что угодно и где угодно, а мнение градсовета стало абсолютно “до лампочки”, окончательно сложилась при Леониде Черновецком.

- И что мы имеем в итоге?

- В целом по стране мы сейчас наблюдаем падение строительства на 80%. Это потому, что у инвесторов закончилось доверие к нашей власти. Они устали от наших афер и мздоимства на каждом шагу. Никто из здравомыслящих людей не бросит свои капиталы в непредсказуемый омут.

Во всем цивилизованном мире все работает очень просто. Государственные и муниципальные органы обеспечивают разработку детальной градостроительной документации, которая определяет все регламенты застройки на всех земельных участках, и создание открытых и доступных правил застройки, утверждаемых местными общинами.

Для заказчика любого строительства все известно заранее, все условия и ограничения в открытом доступе. Потенциальный инвестор просто изучает документы, просчитывает свои риски, резоны и знает, что нигде новых подвохов не будет.

Приобретя себе какой-то участок, ему останется только нанять сертифицированного архитектора и не нужно будет ничего ни с кем согласовывать (на что еще недавно у нас тратились годы), что-то у кого-то просить, ждать проверок, судебных исков и пр. При этом если архитектор допустил ошибки, заказчику все потери возместит архитектурная саморегулируемая организация, членом которой он обязан быть.

Мы с Национальным союзом архитекторов (НСАУ) уже 25 лет тщетно пытаемся создать у нас такую систему: упорно объясняем законодателям, что не надо изобретать велосипед, все в цивилизованном мире давно продумано, стране нужны сертифицированные специалисты по всем направлениям (архитектура и градостроительство, инженерия, медицина, юриспруденция, нотариат и пр.), где действуют единые для всех правила с персонификацией ответственности профессионала перед обществом и заказчиком.

При таком подходе наши профильные министерства будут резко сокращены, и всем, кроме коррупционеров, станет легче жить. Вот, что нам нужно, но нас никто не слышит.

- Возможно, в Украине есть примеры городов, где система работает более прогрессивно, по-европейски?  

- Нет, и быть не может. Несколько более цивилизованным может показаться Львов. Но многие наши коллеги, разобравшись, говорят, что там все далеко не так хорошо, как это подается.  И это при том, что Садовый вроде бы коренной львовьянин и патриот своего города.

А у нас Киевом вообще уже давно управляют “кочевники” - страшные люди, которые приходят с одной целью - нажиться. Есть в Киеве один боксер, я его люблю и уважаю, когда он на ринге, я к нему прекрасно отношусь, когда он со своими детьми, с женой, хорошей, симпатичной…

Но при чем тут мэрство? Каких людей он ставит управлять городом и с какой целью?

- Ваша старинная идея перенести правительственный квартал из исторического центра Киева. Насколько она сейчас актуальна и необходима?  

- Переместить центральные органы власти из исторической части Киева, с Печерской и Старокиевской гор - уже давно жизненно необходимо. Центр Киева – это уникальная структура на потрясающем рельефе. Этот известный в мире силуэт зеленых холмов Правобережья с куполами церквей давно стал символом православия. За последние 10 лет он обезображен до неузнаваемости.

Мы рассматривали создание комфортного  правительственного центра, в том числе, всех сооружений для Верховной Рады и Президентской Администрации на Рыбальском полуострове. Днепр и Гавань уникальное по красоте место без транзита транспорта. Такой центр мог бы стать новой визитной карточкой Украины (похлеще лондонского “Докленда”) и привлечь огромные инвестиции.

Диаметр Киева - около 40  км, а за Кольцевой дорогой у нас существует область со своими правами, начальниками и депутатами. Они так же, как в Киеве, уже раздерибанили всю территорию вокруг Киева. И что делать?

Сейчас столичное руководство хочет нам презентовать “новый генеральный план до 2025 года”, который примитивно говорит, что в Киеве еще полно территорий для развития. Дескать, давайте застраивать жильем территории под военными городками, промышленными предприятиями, и все будет прекрасно - сможем построить несколько миллионов квадратных метров жилья, поселить сюда еще два миллиона населения, или полтора, неважно.

Вопрос: а нужно ли это киевлянам? А нужно это городу, в котором уже нельзя проехать? Городу, который еще в 1980 году был признан одним из самых комфортных для проживания в Европе? Вообще, для чего это нужно?

Превратить его в мегаполис ради наживы “кочевников”? Какая цель? Все наши начальники хотят здесь только поживиться, никто не планирует больше строить парки, создавать красивые рекреационные зоны, имея уникальный Днепр и острова.

Все превращено в мусорник – посмотрите на метро Гидропарк. А как с комфортными рабочими местами? Наш малый бизнес – это клоака из киосков и рекламы, на которых наживаются чиновничий и депутатский аппарат.    

Я бывал в Кельне. Абсолютно разбомбленный после войны город там восстанавливал мэр Конрад Аденауэр, который впоследствии стал канцлером Германии. И в любом районе он заботился, чтобы у людей были парки, озера, инфраструктура, чтобы жить в городе было комфортно, чтобы хотелось любить город и ценить жизнь.

А у нас в Киеве, если бы Бабушкин чуть больше оставался на должности, то, наверное, застроили бы даже парк Шевченко. Наши киевские жилые массивы – это не город, Троещина никогда городом не станет.

В центре Киева хотя бы еще остался рельеф, который является основой нашего города. Но здесь, из-за донецких, днепропетровских и пр. иногородних чиновников, которые непременно приобретают вместе с родней и прихлебателями  в столице жилье, скоро уже не останется киевлян.  

Здесь уже не стало “булгаковых и некрасовых”, здесь уже совершенно другая атмосфера, другие люди, а это – культурная деградация. Дальнейшее разрастание этого города я считаю недопустимым, а вынесение правительственных кварталов из исторического центра Киева – обязательным. Это еще может позволить историческому центру стать привлекательнее для туристов Украины и широкого зарубежья.

Правительственные здания, которые были построены в сталинскую эпоху, могут быть очень интересно использованы: как отели, как культурные центры, музеи. Каждая столица в конечном итоге и привлекательна тем, что там достаточно места и для своих и для туристов, можно свободно передвигаться, не натыкаясь на каждом шагу на перегороженные оградами улицы с охраной властьпредержащих от народа.

- Вынести органы управления из центра Киева - и все пойдет развиваться по другому сценарию?

- Второй очень важный момент –  куда дальше территориально развиваться городу, который новым генпланом хотят  окончательно запереть в собственных условных границах? Вообще не развиваться? Этого не может быть.

Значит, этот вопрос должен стоять на уровне руководства страны, Верховной Рады.

Выход на сегодня один – принять решение по созданию Киевской агломерации. Т.е., общее, комплексное развитие Киева с окружающими его городами, городками и поселками. Должно быть принято единое государственное мощное решение, не смотря на всю эту объявленную децентрализацию. Рассказы о правах маленьких общин и пр., где каждая “громада” почему-то может блокировать жизнь сотен тысяч сограждан вокруг, это новый путь в никуда.

Градостроительство – это всеохватывающая и многополюсная наука с ростом человеческой популяции должна быть вынесена на первый план, а реализация градостроительных решений требует “монархической” власти.

Никто бы сегодня не восхищался Парижем, если бы Наполеон III и его архитектор, Осман, не взяли бы и снесли страшные трущобы, создав на их месте большие бульвары, проспекты, новые здания. Только после этого и возникло в мире понимание вопроса о сохранении памятников архитектуры.

Это то, что нам остро необходимо сейчас для спасения Киева – сберечь все лучшее, что еще осталось от погромов последнего 20-летия.

А для этого надо развивать вокруг столицы агломерацию городов-спутников, как это делалось в свое время во многих развитых странах.

Взять, к примеру, Вышгород. Это может быть прекрасный и комфортный для проживания город, если его перестать банально бессистемно дерибанить. В Вышгoрoде можно расположить даже правительственный квартал. Туда надо кинуть, к примеру, монорельс, чтоб было сообщение с Киевом  со скоростью 200  км/час, и совсем по-другому развивать, чтобы всем захотелось там жить.

Нужно создать скоростное, современное транспортное сообщение и с другими окружающими Киев городами по всем направлениям – Ирпень, Буча, Бровары, Борисполь, Обухов, Украинка, Васильков и т.д.

Сейчас многие киевляне ищут, куда бы недалеко поехать на выходные. Даже небольшие путешествия оживляют людям жизнь. В каждом городке можно создавать свои уникальные культурные зоны, проводить оригинальные  мероприятия, не копировать других, а применять творческую выдумку.

Но главное во всем - обеспечить быстрое транспортное средство передвижения. И это несложно: например, пригласите для этого китайцев.

Как-то я прилетел в Шанхай, сел в аэропорту в  автобус, еду в центр, рядом эстакада. Я спросил: “А почему никто по ней не едет?”. Да нет, говорят, по ней постоянно едут поезда-“челноки”, вы просто этого не замечаете, т.к. их скорость - 450 км/час.

А мы сегодня добираемся по полтора часа до центра Киева, а уже пора это делать за 7-15 минут, вот и вся разница.

Пригласите китайцев, если сами не можете, только создайте им нормальные условия…

- Что у нас надо сделать, чтобы такие идеи начали реализовываться? С чего начать? Дайте совет нашим чудо-реформаторам.

- Сделать из “бизнес-ристалища” столицу, и это будет фантастическая вещь. Но для этого надо снести возмутительные незаконные сооружения, создать новый столичный центр, развивать агломерацию. Государственным мужам  пристало мыслить государственно и отказаться от привычек “воров-карманников”.

Так после войны делали в Стокгольме и Лондоне, от уровня развития которых мы отстали уже на 60 лет. А у нас в профильных министерствах сидят люди, которые ничего менять не хотят.

Они подходят к градостроительству, как коммунальному хозяйству, которым, на самом деле, должен заниматься не министр из Киева, а мэр конкретного населенного пункта (достаточно одного названия министерства). Это же местные вопросы, которые никакого отношения к центральной власти не имеют.

Центральная власть должна формировать градостроительную стратегию государства, развивать науку, финансировать перспективные проекты.

Вопрос стратегии, вопрос создания агломерации - это многопрофильная межведомственная работа всего государственного аппарата. Это не только киевский бюджет, это государственный бюджет и привлечение огромного числа инвесторов на понятных и незыблемых условиях.

Центральная власть тут должна выступать заказчиком,   распорядителем и гарантом. Надо менять идеологию, а не только министров , их замов, и чуть-чуть внутреннюю структуру госорганов под лозунгом реформ.

Сегодня в Украине нет идеологии. Цивилизованный человекоцентризм – гуманизм абсолютно претит эгоизму государственного чиновника.

С чего начать? Надо  устранить от власти носителей мертвой идеологии. Есть три вещи, которые не надо делать в жизни: не красть, не лгать, не бояться. Вот мой совет всем.

Беседовала Анна Крятова

Теги: генплан, никонов, черновецкий, целовальник, омельченко, архитектор, нсау, бабушкин, киевпроект, жежерин, халтура

п'ятниця, 29 березня 2024 г.
15:45
Вбиральні Київського гуртожитку НУБіП хочуть відремонтувати за 3,9 млн гривень
15:26
Сирський про мобілізацію: 500 тисяч новобранців ЗСУ не потребують
15:05
Поліцейського-хабарника на Київщині судили вісім років, щоб засудити до семи у справі про приховання наркоторгівлі
14:47
СБУ витратить 7,3 млн гривень на обладнання для відеоспостереження
14:36
Зеленський: РНБО при новому керівництві має в першу чергу забезпечити державу якісним прогнозуванням ситуацій
14:04
У столиці планують створити безбар’єрне туристичне середовище
13:44
100 Волинська бригада ТрО запрошує на службу в підрозділах бригади
13:24
За добу втрати ворога зросли на 820 осіб, 56 БПЛА та 5 крилатих ракет, - Генштаб ЗСУ
13:03
На Північному мосту обмежать рух транспорту до 15 червня (схема)
12:42
У столиці судитимуть росіянина, який скоїв розбійний напад на аптеку
12:24
В Україну повернули тіла 121 полеглого оборонця
12:02
У Польщі переговори щодо українського зерна не мали успіху, але Сольський налаштован оптимистично, - ЗМІ
11:44
Руслан Кравченко: Німеччина продовжить допомагати Київщині у процесі відбудови
11:25
Комунальні підприємства Вишневого подарують військовим два авто вартістю 110 тисяч доларів
11:01
29 комунальних медзакладів столиці підключено до Реєстру територіальної громади, - КМДА
10:47
Голосіївська окружна прокуратура через суд вимагає повернути державі приміщення вартістю понад 6,7 млн гривень
Календар подій