п'ятниця, 19 квітня 2024 г.

В Киеве и области растут долги по налогу на “квадратные метры”

В Киеве и области растут долги по налогу на “квадратные метры”

С 2013 года в Украине применяется налог на жилую (квартиры, дома) и нежилую (офисные, торговые здания, склады, гаражи и т.д.) недвижимость. Его платят как физические, так и юридические лица, в том числе нерезиденты. Как в Киеве, так и Киевской области в текущем году отмечается рост поступлений этого налога. При этом растут и долги налогоплательщиков. Долг киевлян составляет 38 млн гривен, а юридических и физических лиц Киевщины - более 50 млн гривен.

Кто и когда платит

В этом году юридические и физические лица платили налог на жилую и нежилую недвижимость (название в соответствии с Налоговым кодексом - налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) за 2017 год. Соответствующие налоговые уведомления-решения должны были вручить каждому плательщику Киева и столичной области до 1 июля. А заплатить по счетам следовало на протяжении 60 дней со дня получения налогового уведомления-решения.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Для граждан, владельцев жилой недвижимости, сохранены так называемые “льготные” квадратные метры. В связи с этим не облагаются налогом квартиры, площадью до 60 кв. метров, дома меньше 120 кв. метров и различные типы недвижимости, суммарная площадь которой меньше 180 кв. метров. Но льгота не применяется, если квартира сдается в аренду или если площадь объекта превышает пятикратный размер необлагаемой площади.

Не платят налог на жилую и нежилую недвижимость:

  • госорганы, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими, которые полностью содержатся за счет государственного или местного бюджета и являются неприбыльными;

  • собственники недвижимости, расположенной в зоне отчуждения;

  • детские дома семейного типа;

  • многодетные и приемные семьи, в которых 5 или более детей;

  • общежития;

  • владельцы жилья, которое непригодно для проживания, в том числе в связи с аварийным состоянием (если это официально признано);

  • дети-сироты и дети-инвалиды, которые воспитываются только одним из родителей (не больше одного жилого помещения на одного ребенка);

  • общественные организации инвалидов и их предприятия;

  • владельцы промышленных помещений (цехов, складов); сельскохозяйственные товаропроизводители за здания и сооружения, которые используются непосредственно в сельскохоздеятельности;

  • религиозные организации;

  • детские садики и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности;

  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки.

Ставка налога в Киеве и Киевской области

Согласно Налоговому кодексу, ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин в размере, не превышающем 1,5 % минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного (налогового) года за 1 кв. метр.

Соответственно, для расчета суммы налога в текущем году учитывалась минимальная зарплата на начало 2017 года. Напомним, на 1 января 2016 года размер минимальной заработной платы составлял 1 378 гривен, а на 1 января 2017 года - 3 200 гривен, а на 1 января 2018 года - 3 723 гривен.

Решением Киевсовета утверждена на 2017 год ставка налога на недвижимость в размере 1% от минимальной зарплаты (32 гривны за квадратный метр) и с 1 января по 31 декабря 2017 года введен понижающий коэффициент 0,75 к ставке налога.

Предельный размер ставок, предусмотренных для расчета уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в 2018 году составил 1,5% от 3 200 гривен или 48 гривен за 1 кв. метр базы налогообложения.

Поступления

Как сообщили KV в ГУ ГФС в Киевской области, в этом году в местные бюджеты Киевской области поступило 210 млн гривен налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Темп роста к соответствующему периоду 2017 года составляет почти 68%. Это увеличило поступления местной казны на 84,5 млн гривен.

При этом физические лица уплатили 58,6 млн гривен, что в 3 раза больше показателя соответствующего периода прошлого года (дополнительно поступило 40 млн гривен). Юридические лица уплатили 151 млн гривен, что на 41% или 44 млн гривен больше суммы, перечисленной в прошлом году.

“На положительную динамику по уплаченной сумме налога на недвижимое имущество повлияло, в частности, увеличение размера минимальной заработной платы, изменение ставок, установленных органами местного самоуправления в сторону увеличения, повышение самосознания граждан”, - отметила KV заместитель начальника ГУ ГФС в Киевской области Ольга Шапошникова.

В столице, по данным ГУ ГФС в Киеве, на 1 января 2018 года уплачено 361,797 млн гривен налога на недвижимость, отличной от земельного участка, а на 1 сентября 2018 года поступления составили 428,465 млн гривен.

Долги

Наряду с ростом поступлений, по словам начальника ГУ ГФС в Киеве Людмилы Демченко, по состоянию на 1 октября 2018 года по Киеву учитывается долг по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в сумме 38 млн гривен (долг юридических лиц - 18,6 млн гривен или 49%; долг физических лиц - 19,5 млн гривен или 51%).

Она отметила, что с начала года долг по налогу на жилую и нежилую недвижимость в Киеве увеличился более чем на 17 млн гривен или на 82%, в т.ч. юридических лиц - на 3,2 млн грн (на 21,6%); физических лиц - на 13,8 млн грн (на 244%).

Читайте: Долги киевлян по уплате налогов на недвижимость за год увеличились в 3,5 раза

Имеются долги по налогу на жилую и нежилую недвижимость и на Киевщине.

“По состоянию на 10 сентября 2018 года по ГУ ГФС в Киевской области учитывался налоговый долг по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка на общую сумму 51,3 млн грн, в том числе по физическим лицам - 40,8 млн грн, по юридическим лицам - 10,5 млн грн”, - отметила Ольга Шапошникова.

Она сообщила, что налоговый долг возникает как в результате неуплаты налога, так и в результате начисления пени в соответствии с требованиями статьи 129 Налогового кодекса.

Согласно статьи 129 Налогового кодекса, если налог не уплачен своевременно, то на сумму денежного обязательства (включая сумму штрафных санкций) начисляется пеня за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения: 120 % годовых учетной ставки НБУ.

Также в пункте 126.1 статьи 126 Налогового кодекса за платеж с опозданием установлены:

  • штраф 10% от непогашенной суммы налогового долга – при задержке до 30 календарных дней;

  • штраф 20% от непогашенной суммы налогового долга – при задержке более 30 календарных дней.

“С целью уменьшения общей суммы налогового долга и сокращение количества должников, налоговыми управляющими ГУ ГФС в Киевской области постоянно принимаются меры, направленные на погашение налогового долга. А именно: направление налоговых требований, описание имущества в налоговый залог, направленные исков в суд с обращением о взыскании активов должников через Государственную исполнительную службу, предоставлении разрешения на погашение налогового долга за счет взимания средств и предоставления разрешения на погашение налогового долга за счет заложенного имущества должника, взыскание средств с банковских счетов, взыскание за счет изъятия наличных, реализации залогового имущества должников”, - рассказала заместитель начальника ГУ ГФС в Киевской области.

Как провести сверку

Налогоплательщик, согласно Налоговому кодексу, имеет право обратиться с письменным заявлением в ГФС по месту регистрации для проведения сверки данных по объектам жилой и/или нежилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности налогоплательщика; размеру общей площади этих объектов недвижимости; праву на пользование льготой по уплате налога; размеру ставки налога; начисленной сумме налога.

Как пояснили KV в ГУ ГФС в Киевская область, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также органы, осуществляющие регистрацию местожительства физических лиц, согласно Налоговому кодексу, обязаны ежеквартально в 15 дневный срок после окончания налогового (отчетного) квартала подавать контролирующим органам сведения, необходимые для расчета и взимания налога физических и юридических лиц по месту расположения объекта недвижимого имущества по состоянию на первое число соответствующего квартала.

В столице база налогообложения объектов жилой и нежилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности физических лиц, рассчитывается контролирующим органом на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые бесплатно предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество, или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика.

В случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными, подтвержденными налогоплательщиком на основании оригинала документов на право собственности, контролирующий орган по месту регистрации налогоплательщика должен провести перерасчет суммы налога и вручить новое налоговое уведомление-решения. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отмененным.

Читайте: Столичные Центры обслуживания плательщиков ГФС будут работать дольше и без перерыва на обед

Фото: коллаж KV

KиевVласть

Настя Недашковская

Теги: новости киева, новости киевской области, новости киевщины, недвижимость, гфс, штраф, долг, налог, поступления, налог на недвижимость, пеня, налог на недвижимое имущество отличное от земельного участка

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.