суббота, 20 октября 2018 г.

Пожарная безопасность: мало правильно строить, нужно правильно эксплуатировать

Пожарная безопасность: мало правильно строить, нужно правильно эксплуатировать

Покупая квартиру большинство людей даже не обращают внимание на такую важную вещь как пожарная безопасность. А задумываемся мы о ней только тогда, когда случается непоправимое. На что обращать внимание при покупке, аренде “квадратных метров”, что требовать от ЖЭКа или эксплуатирующей компании, какие меры безопасности должен обеспечить застройщик, какой должна быть пожарная безопасность “высоток”  - узнавала KV у главного инженера KAN Development Игоря Романа.

KV: В чем проблема соблюдения пожарной безопасности на объектах? Девелоперы не придерживаются нормативов?

Игорь Роман (ИР): Причин возникновения пожаров не так много. На сегодняшний день украинская нормативная база по строительству требует с моей т.з., достаточных решений. Эти требования не являются дорогими, и застройщики последнее время их выполняют.

Проблемы начинаются, когда дом передается на баланс ЖЭКу. С одной стороны, проблемы со стороны эксплуатирующей организации, с другой — жителей.

В каждом жилом доме высотой выше 26,5 м (это, как правило, выше 9 этажей) квартиры оборудуются датчиками пожарной сигнализации. Жильцы "вырезают" датчики, следовательно, система нарушена. Значит, должен прийти подрядчик, перепрограммировать станцию, восстановить работу системы пожарной сигнализации.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Эта ситуация говорит о том, что необходима постоянная эксплуатация. Если ее не обеспечивают, возникающие пожары не идентифицируют на ранней стадии. А в этом и состоит задача пожарной сигнализации — выявить очаг возгорания, как только он возник и потушить в т.ч. по возможности имеющимися средствами (огнетушителями, пожарными кранами…) до прибытия пожарной службы ГСЧС.

Компания KAN Development очень внимательно относится к безопасности, в т.ч. пожарной, жителей и арендаторов своих объектов. Мы не только используем безопасные строительные материалы с соответствующим классом горючести, оборудуем здания системами противопожарной безопасности. Мы следим за правильной эксплуатацией зданий, за работой противопожарных систем.

После сдачи объектов в эксплуатацию регулярно проводим учения и плановые проверки работы пожарной сигнализации.

KV: Сегодня застройщиков упрекают в том, что объекты строятся так плотно, что не обеспечиваются проезды пожарной и другой спец-техники.

ИР: Застройщику крайне важно следить за соблюдением генплана объекта. Здесь крайне важна порядочность и застройщика, и затем - эксплуатирующей компании, их ответственность перед будущими жильцами. Есть четкие требования градостроительных нормативов - ГСН 360, где указаны требования к проездам и их устройствам.

Но есть и суровая реальность. Если речь идет о насыщении современной архитектурой центра города, то круговой проезд для спецтехники, как требуют ГСН, сделать нельзя — иначе пострадают существующие памятники архитектуры. Как из этой ситуации выходит мировая практика, и кстати, у нас тоже так работают — выполняется разработка схем проезда и разворота пожарной техники, согласовывается с соответствующими службами. В случаях строительства в центре, чтобы сохранить исторические здания, схема продумывается таким образом, чтобы без кругового подъезда дать возможность технике подъехать к зданию для ликвидации пожара и спасения людей. Такие компромиссные решения работают во всем мире, и мы, по моему мнению, в случаях строительства в центральной части города должны придерживаться аналогичных решений. Ведь ГСН 360 — от 1992 г., в части организации подъездов спецтехники он прекрасно подходит для новых массивов с широкими проездами и типовыми домами.

Но разработка правильной схемы, конечно, не гарантирует последующее ее выполнение застройщиком и эксплуатирующей компанией. "Внезапно", вопреки генплану объекта, возникает или будка охранника, или место для мусорных контейнеров, которые ломают схему проезда. Мы в KAN Development следим, чтобы такого не случалось.

KV: Киев застраивают высотными зданиями, но регулярно поднимается вопрос — а есть ли спецтехника для тушения пожаров и эвакуации людей из верхних этажей "высоток". Как застройщики выходят из этой ситуации — ведь у покупателя возникает резонный вопрос: "как вы будете меня спасать, если случится пожар"?

ИР: У нас принято рассматривать такие ситуации уже "по факту" - вся нормативная база Украины по пожарной безопасности была унаследована от Советского Союза. Советскую "нормативку" строили по принципу "горит все". В мировой же практике (например, в Германии, опыт которой мы детально изучили, когда проектировали высотные здания KAN Development) другой принцип — не "горит, и с этим надо бороться", как принято у нас, а "не допустить пожара". В этом, по моему мнению, основное отличие украинской ситуации и принятых в мире практик по пожаробезопасности. Думаю, и пожаров у нас больше по этой причине. Данные статистики по гибели людей в пожаре, если сравнить Германию и постсоветские страны, отличается в разы!

Таким образом, если дом, скажем, в 30 этажей оборудован, в зависимости от площади, 2-мя путями эвакуации, работает система дымоудаления и подпора воздуха на путях эвакуации (т. н. противодымная защита, задача которой — не допустить продукты горения на пути эвакуации или в случае их попадания мгновенно освобождать от них эвакуационные проходы), лестницы не закрыты на дополнительные замки, люди знают, где пути эвакуации и как по ним пройти — безопасность обеспечена. А машина — это для спасения людей, которые не смогли эвакуироваться. Но 99,9% людей должны выйти эвакуационными путями — свободными (акцентирую!) для прохода.

В Украине есть один коленчатый подъемник, который работает на 100 метров. Но даже если бы их было 20, это не означает, что смогут спасти всех людей, если пути эвакуации оказались закрытыми. Технике требуется определенное место (а в Киеве есть улицы, куда он даже не заедет) и время, подъемная кабина у такой машины, увы, не летает — это небыстрый процесс. Мировая статистика говорит, что такие подъемники используются крайне редко. Поэтому, еще раз акцентирую, важно предупредить пожар. Жители, арендаторы должны в т.ч. рассчитывать на себя и требовать от застройщика, у эксплуатирующей компании выполнения противопожарных норм и поддержания путей эвакуации в постоянном состоянии готовности.

KV: Мы много времени проводим на работе. Как обеспечивается безопасность в бизнес-центрах?

ИР: По зданиям этой функциональности также есть нормативы, которые сейчас синхронизируют с европейскими нормами. Сложностей с их выполнением у девелоперов нет.

Но принцип такой же, как и с жилыми объектами — системная эксплуатация, которая обеспечивает бесперебойную работу пожарозащитных систем, поддерживает в требуемом состоянии пути эвакуации, должна регулярно проводится учебная эвакуация.

Но с бизнес-центрами ответственность собственника возрастает. В таких зданиях сценарий развития пожара гораздо серьезнее — в них находится много оргтехники, больше мебели, бумаги, больше людей — на 6-10 кв. м один работник.

Обратите внимание на наш кабинет — вы видите датчик пожарной сигнализации, спринклерные оросители, колонку оповещения о пожаре. Мы как застройщик, все необходимое установили. Далее — вопрос эксплуатации. Мы например, сами обслуживаем, следим за их работой, есть регламентные работы и определенные тесты, которые мы регулярно проводим. Но в бизнес-центре актуальный вопрос — соблюдение мер пожарной безопасности со стороны арендатора. Загромоздить эвакуационный проход ящиками с офисными принадлежностями, мебелью — частое явление. Но в таком случае именно арендатор будет виноват, если что-то случится, перед своими сотрудниками. Люди должны становится сознательными — от руководителя до простого менеджера, и требовать соблюдения норм пожарной безопасности. Если на пути эвакуации в коридоре стоит принтер, который не дает разминуться людям, дверь закрыта арендатором, а не по системе контроля доступа, когда она автоматически разблокируется в случае пожара, используются неразрешенные или некачественные электроприборы — ответственность на арендаторе.

Мы в IQ Business Center сами следим за тем, как арендаторы выполняют правила пожарной безопасности. И регулярно проводим учебные эвакуации людей с привлечением пожарных.

Кстати, когда-то в статье ветерана пожарной охраны США я прочел о том, что люди должны регулярно участвовать в учебной эвакуации, чтобы пользование эвакуационными путями стало, скажем так, рефлективным, чтобы даже в стрессовой ситуации, в условиях паники люди "на автомате" нашли путь к выходу и им воспользовались.

В одном из реализованных нами бизнес-центре 101 Tower арендатор — крупнейшая международная компания Samsung. Как-то у них была конференция, приехали ключевые руководители корпорации. И когда случилась учебная тревога, эти топ-менеджеры дисциплинированно и организованно приняли в ней участие, прервали свое мероприятие и вышли. Вы заставьте какого-нибудь украинского владельца бизнеса поучаствовать... А ведь на него смотрят сотрудники, берут пример. Основатель нашей компании KAN Development эвакуируется со всеми, он заинтересован в безопасности — сотрудников, арендаторов, своей, здания, которое построил.

KV: Как решать проблему эвакуации и спасения маломобильных людей?

ИР: У нас для этого предусмотрена возможность использовать лифт для транспортировки пожарных подразделений (ЛТПП), который в режиме пожара остается функционирующим.

Основные пассажирские лифты по сигналу пожарной тревоги опускаются вниз, двери остаются открытыми, лифты отключают. Это делается, чтобы спустить на первый этаж людей, которые в момент пожара оказались в лифте. В шахты лифтов включается подпор воздуха, чтобы не распространялись продукты горения.

Лифт ЛТПП остается рабочим даже в случае пожара, им пользуются пожарные команды. К такому лифту есть отдельные требования по электропитанию, кабине, огнестойкости и т. д. Специальным ключом лифт переводят в режим "пожар". Этот подъемник можно использовать для эвакуации маломобильных групп населения, хотя наши нормативы пишут, что его нельзя применять для эвакуации людей. Но я считаю, что людей, которые не могут передвигаться по лестнице, можно и нужно эвакуировать этим лифтом. Речь идет о человеческой жизни.

KV: В заключение — пожарная безопасность торговых центров. После трагедии в Кемерово наши столичные ТРЦ провели учебные тревоги, и у некоторых результаты были удручающими.

ИР: Я считаю, что ТРЦ наиболее опасны с т.з. пожара объекты из перечисленных выше. Им необходимо уделять повышенное внимание. Мы перед запуском Ocean Plaza проводили натурные испытания, тестировали работу пожарной сигнализации, дымоудаления, спринклерного пожаротушения и т. д. Затем служба эксплуатации ТРЦ наняла кадровых пожарных для обеспечения пожарной безопасности объекта. Эти сотрудники круглосуточно присутствуют на месте и следят за работой противопожарных систем и пожарной безопасностью. Когда после трагедии в Кемерово проводились внеплановые проверки ТРЦ, к Ocean Plaza не было ни одного замечания. И отмечу: если бы на таком объекте был хаос с пожарной безопасностью, за пару дней его бы не ликвидировали. Это значит, что в этом ТРЦ все противопожарные мероприятия, работа систем выполнялись регулярно, правильно, все функционировало согласно требованиям безопасности.

Сейчас не позволят строить с нарушением нормативов, но вот дальнейшая безопасность — это работа службы эксплуатации. Если она не хочет следить за пожарной безопасностью, ее, увы никто не заставит — никакие контролирующие органы. Если ее не заставят люди, которые живут, работают в здании, выполнять свои обязанности и следить за рабочим состоянием систем пожарной безопасности, ни одна инспекция не решит такую проблему.

А всем читателям порекомендую вот что... Возможно, это профессиональная деформация, но в каком бы ТРЦ, другом общественном здании я с семьей ни был — будь это Украина, Европа и т. д. - сразу отмечаю пути эвакуации. Это не значит, что я бросаю все, и специально прохожу по таким путям. Но обязательно отмечаю входы, выходы, места возможного скопления людей, я знаю, что буду делать, когда возникнет пожар.

Берегите себя, требуйте у управляющей организации качественной работы систем безопасности и помните в том числе о личной ответственности.

Фото: пресс-служба KAN

KиевVласть

Беседовала Татьяна Шульга

Теги: новости киева, гсчс, новости компаний, недвижимость, жилье, безопасность, трц, KAN, гсн, игорь роман

суббота, 20 октября 2018 г.
12:03
Минсоцполитики обнародовало изменения в программе предоставления жилищных субсидий
11:01
Под Киевом в ДТП погибла известная комедийная актриса украинского телевидения
10:12
В Белой Церкви намерены внедрить систему общественного велопроката (видео)
09:09
На Красном хуторе в Киеве пожилую женщину-кондуктора насмерть зажало между двумя автобусами
07:15
Плановые отключения электроэнергии в Киевской области 20 октября 2018 года (полный список населенных пунктов)
07:00
Погода в Киеве и Киевской области: 20 октября 2018
пятница, 19 октября 2018 г.
20:45
Субботние ярмарки пройдут в девяти районах Киева (адреса)
20:29
Зафиксирован очередной температурный рекорд осени
20:00
Депутаты КОС требуют от КОГА провести служебное расследование в Обуховском районе
19:45
В Узине ликвидируют центр социально-психологической реабилитации детей
19:28
На выходных изменят маршруты автобусы № 9, 69, 155 в связи с дорожными работами (схемы)
19:07
Киевлян предупредили о высоком уровне пожарной опасности на выходных
18:44
Замдиректора столичного Ледового стадиона задержали при получении взятки в размере 560 тысяч гривен (фото)
18:21
С ноября цены на газ для населения вырастут на 23%
18:07
С завтрашнего дня закрывается движение двух киевских трамваев
17:47
Почти 88 тысяч киевлян прошли профориентацию с начала года
Календарь событий