четвер, 28 березня 2024 г.

Алексей Резников: “Мои коллеги-популисты не мыслят государственническими категориями”

Алексей Резников: “Мои коллеги-популисты не мыслят государственническими категориями”

Восстановление районного самоуправления в столице, которое власти отменили в 2010 году, стало предметом горячих диспутов в Киевсовете. Инициативу воссоздания райсоветов депутаты рассматривали более полугода, но к единому мнению так и не пришли. В мае, вновь вернувшись к вопросу, депутаты несколько часов к ряду его обсуждали, но в итоге, дальше принятия его за основу (первое чтение) не сдвинулись. О причинах разногласий, перспективах достижения компромисса и своем видении эффективно работающих райсоветов “КиевВласти” рассказал заммэра-секретарь Киевсовета Алексей Резников.

Часть 1

- В последнее время вас и вашу фракцию часто обвиняют в попытке блокировать восстановление в столице районного самоуправления. Какова ваша позиция в этом вопросе?

Моя позиция проста, и я ее никогда не скрывал. Я – за развитие местного самоуправления, я – за децентрализацию в стране, в том числе, и в Киеве. Я – за то, чтобы представители общины максимально имели доступ к управлению городом в рамках территорий их проживания. Один из действующих, предусмотренных сегодня законом способов, – создание домовых комитетов, уличных комитетов, органов самоорганизации населения. ОСН мы регистрируем регулярно, на каждом пленарном заседании. Это – низовые звенья, на которых народ начинает объединяться – дом, двор, улица и так далее.

Естественно, что существование районов как административно-территориальных единиц, предполагает и наличие в них неких органов самоуправления. И от развития этих органов зависит то, насколько эффективно мы сможем восстанавливать жизнь в стране. Но когда я слышу предложения просто восстановить районные советы, у меня это сразу же вызывает неприятие. Потому что я против идеи восстановления тех районных советов, которые были в Киеве раньше. Более того, будучи в предыдущем составе Киевсовета в оппозиции, я лично голосовал за их упразднение. Это было как раз одно из тех редких решений, за которое я голосовал вместе с большинством.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

- Чем были плохи те советы?

Районные советы того образца – это чистый “совок”. Это наследие социализма собирало в себя местных районных бонз. Если вы проанализируете состав тех райсоветов, я гарантирую: не менее половины от их численного состава составляли сотрудники тех же районных администраций. Поэтому я и настаиваю на том, что мы должны измениться, нам нужны реформы.

На тот момент депутаты районных советов занимались в основном распилом коммунального имущества: распилили тогда в районах практически все подвалы и чердаки, благодаря им началось и засилье МАФов в городе, ведь именно районы начали выдавать разрешения на установку киосков. В том числе и тех, которые благодаря этим разрешениям потом регистрировались в БТИ как недвижимое имущество.

То же касается и гаражей. Сейчас, наблюдая, какие иски выдвигаются к Киевсовету, я вижу немало товарищей, владеющих отдельно стоящими жестяными гаражами, не в кооперативах, а просто во дворах, на улице. Они их тоже оформили как капитальные постройки и ссылаются теперь на разрешения райсоветов. Один такой гараж мы недавно демонтировали прямо из сквера Небесной сотни. Мы выполняли заказ города на создание этого сквера, который обустроили сами местные жители, а получим иск в суд, потому что Шевченковский райсовет в свое время дал согласие на размещение там гаража.

- Какие тогда райсоветы нужны Киеву?

Когда в Киевсовете появилась инициатива восстановления районного самоуправления, мы провели десять круглых столов - по одному в каждом районе. На них мы пытались выяснить, какими должны быть районные советы в представлении простых киевлян. Параллельно я и сам заказывал замеры общественного мнения тем, кто их регулярно проводит. И данные совершенно разных исследований полностью совпали: люди хотят, чтобы развивалось местное самоуправление, люди хотят иметь в районе своих представителей, но киевлянекатегорически против того, что уже было. Но самое главное - люди не хотят политических парашютистов, спущенных по разнарядкам партий откуда-то из Жмеринки, Житомира или Иванкова.

Депутат должен жить в своем районе и знать нужды этого района. Он должен знать всех бабушек, сидящих на лавочках с семечками, и всех чинариков, которые там собираются, и они его тоже должны знать. Только тогда депутат будет действительно авторитетным в районе.  Соответственно, это должен быть мажоритарщик, а не партийный списочник, причем мажоритарщик с регистрацией в своем округе, проживающий в нем и понимающий его проблемы.

Законодательство этого сейчас не предусматривает, но если мы хотим проводить реформы, давайте это делать (закон о местных выборах был принят 14 июля на вечернем заседании ВР, - Авт.). Сегодня это вполне в наших силах.

- В мае Киевсовет принял в первом чтении решение об управлении районами Киева. Позволяет ли оно повести необходимую реформу?

Для этого проекта нужна детализация, но ее нет. Первоначально проекты решений о восстановлении районных советов подавали Татьяна Мелихова, Юрий Левченко и другие коллеги-депутаты. Когда я задал им вопрос, о чем конкретно идет речь, ответ был один: поскольку на предвыборных гонках все обещали восстановить райсоветы, нужно это сделать.

Я ожидал совсем другой аргументации: зачем нужны райсоветы, как они будут управлять городом, какая у них будет компетенция и ответственность, сколько необходимо денег на их содержание. Но ответ был, в сущности, один: давайте принимать решение, а там разберемся. То есть, история чисто популистская.

Затем все эти проекты объединили в один, который мы и принимали в первом чтении, в зале тогда было длительное, живое обсуждение. Но вот, что интересно: в зале депутаты выступали в течение нескольких часов, а правки потом предложили всего три депутата.

По моим ощущениям от настроения зала, большинства голосов этот проект решения получить не сможет. И дело не только в голосах фракции “УДАР-Солидарность”, у других фракций также есть к нему претензии. Просто некоторые депутаты вынесли этот вопрос на свои щиты, как важный политический ход.

- Какая именно детализация требуется для того, чтобы районные советы могли эффективно работать?

Конкретика необходима по всем параметрам: функции, полномочия, имущество районов, принципы формирования бюджета. Возьмите, например, проблему имущества. Старые районные советы представляли территориальные общины районов. Теперь же, согласно закону “О местном самоуправлении”, деления на районные общины в Киеве нет. Территориальная община Киева - едина.

Возникает юридический казус – в проекте решения Киевсовета предлагается передать районам имущество, но какое и в каком объеме? Согласятся ли члены общины Соломенского района с тем, что Печерский район будет богаче? Или почему Шевченковская община должна быть богаче Деснянской? У жителей районов этого никто не спросил. Городской бюджет, за счет которого строятся важные для всего города — один, наполняют его одинаково все киевляне и, соответственно, права у киевлян тоже равные.

И если они возмутятся и выйдут на улицы, мы завтра получим десять народных республик. Получается, что в условиях, когда стране грозит развал, мы сами его провоцируем, причем прямо в столице. Нужно мыслить государственническими категориями, но наши депутаты-популисты к этому не стремятся.

- Во сколько обойдется городу содержание районных советов?

Мы попросили финансовый департамент КГГА рассчитать финансирование аппарата райсоветов. Так вот, исходя из той системы, которая существовала раньше, минимальные расходы на содержание десяти райсоветов составят 60 млн. грн. Для заседаний необходимо помещение, которое нужно освещать и отапливать, потребуется установка электронной системы голосования и затраты на секретариат каждого совета - его сотрудникам нужно платить зарплату. Кроме того, транспорт, бензин, офисные расходные материалы.

Еще одна статья расходов – депутатские фонды, которые не включены в эти 60 млн. Депутат горсовета, например, распределяет на нужды и чаяния своих избирателей 200 тыс. грн. в год. То есть на 120 депутатов у нас выходит 24 млн. грн., при том, что в этом году мы эту сумму в бюджете сократили почти в полтора раза — в прошлом году около 350 тыс на год предусматривалось. И не забудьте о расходах, которые понесет столичный бюджет на организацию выборов в районах.

- О какой сумме идет речь? И разве не государственный бюджет должен финансировать эти выборы?

Цифры из года в год меняются. Если проводить выборы одновременно с выборами по всей стране, работа избирательных комиссий будет финансироваться из государственного бюджета и город сможет сэкономить. А если выборы в Киеве проводить отдельно, они будут финансироваться из местного бюджета, и это будет совсем другая история.

Приведу простой пример: три депутата-мажоритарщика Киевсовета  (Юрий Левченко, Игорь Луценко и Александр Супруненко – KV .) обнаружили в себе склонность быть депутатами Верховной Рады. Чтобы провести перевыборы по их округам теризбиркому требовалось порядка 3 млн. грн. Оказалось, что через ЦИК финансируются только очередные и внеочередные выборы, а так называемых довыборов у них нет в графе финансирования, и Кабмин денег не выделит. Поэтому за проведение довыборов прошлой осенью мы до сих пор должны. Бюллетени, например, печатались в долг. Пришлось искать резервы, что-то заплатить, часть средств мы заложили в городском бюджете на 2015 год.

Если бы нам типография, печатавшая бюллетени, не поверила под честное слово, довыборы мы бы просто сорвали – денег не было. Это, к слову, еще один пример безалаберности моих коллег, которым плевать на интересы общины и на городской бюджет. В итоге за это платит громада.

- В Верховной Раде зарегистрированы несколько законопроектов, также предполагающих восстановление райсоветов в Киеве. Готовы ли вы поддержать какой-либо из них?

Депутатами Верховной Рады внесено пять таких законопроектов. Все они практически идентичны, а главная дискуссия в парламенте развернулась по вопросу, избирать ли глав районов или назначать, и как назначать: указом Президента, постановлением правительства или по согласованию с Верховной Радой.

Когда эти проекты рассматривал профильный комитет Верховной Рады, представителей Киевсовета пригласили высказать мнение. Там я тоже сообщал о результатах опросов и круглых столов и просил: не надо нам восстанавливать то, что было.

Кроме того, прерогатива создания районных советов относится к компетенции городских советов, поэтому Верховная Рада не может принять закон, создавая районные советы за нас. Такой закон будет антиконституционным. К компетенции парламента относится, например, процедура выборов в районные советы, но создавать их, наделять полномочиями, правами, а, следовательно, и бюджетами, можем только мы.

Нам от народных депутатов нужны всего две вещи: мажоритарная система выборов и сокращение количества районных депутатов до 20–25. Нам не нужны еще 60 бездельников в каждом районе, а это шестьсот по всему Киеву. Более того, и в Киевсовете не мешало бы сократит количество депутатов.

- Нашла ли ваша позиция поддержку среди парламентариев? И на каком этапе сейчас находится рассмотрение их инициатив?

При парламентском комитете государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления создали рабочую группу, чтобы объединить все законопроекты в один. Но депутаты так и не смогли между собой договориться. Наши предложения они в законопроекты не внесли и вносить не собираются, о чем мне честно сообщили в кулуарах.

Мажоритарная система никому не выгодна, потому что при ней пострадают партийные интересы. Но тут уже нужно либо крестик снять, либо трусы надеть: или вы хотите сделать что-то действительно полезное для города, или хотите забрасывать в районы своих политических парашютистов.

- Реально ли провести выборы в столичных районах этой осенью и по какой системе их можно будет проводить?

В конечных положениях закона “О местном самоуправлении” говорится, что выборы в районные советы могут проводиться не ранее, чем через шесть месяцев после принятия решения об их создании. Неважно, примет такое решение Киевсовет или Верховная Рада, без нарушения закона 25 октября эти выборы состоятся не могут. А, значит, их в любой момент, любой гражданин, который того захочет, может оспорить их и суд признает их незаконными.

В парламенте всегда найдется, кому побежать в Конституционный суд. Или кто-нибудь сделает это позже и что мы получим? Только что созданные районные советы окажутся пшиком. Поэтому не следует бежать впереди паровоза и обязательно успевать к 25 октября.

Беседовали Игорь Дармостук и Александр Зворский

продолжение следует...

КиевVласть

Теги: новости киева, резников, интервью, райсоветы, районные советы

четвер, 28 березня 2024 г.
13:25
Перший рейс здійснив поїзд Прага — Чоп
13:04
У Києві затримали агента рф, який під виглядом капелана планував шпигувати за бригадою десантників ЗСУ
12:44
У Славутичі вирішили завершити опалювальний сезон 31 березня
12:26
Дитсадок на Харківському масиві відремонтують за 206 млн гривень
12:04
Пошкоджений ракетою будинок на Солом’янці включили до переліку на першочергове відновлення
11:45
У Чорнобильському заповіднику незаконно зрубали 100-річні дуби на майже 60 млн гривень
11:22
У Бучі через проведення слідчих дій перекрито рух транспорту на вулиці Вокзальній
11:01
На Київщині з 1 квітня починає діяти нерестова заборона на риболовлю
10:44
Рада оборони Києва ухвалила низку рішень з посилення заходів безпеки
10:26
На Вишневе очікує реконструкція дощової каналізації за 992 тисяч гривень
10:04
За добу втрати ворога зросли на 780 осіб та 31 одиницю бронетехніки, - Генштаб ЗСУ
09:46
Вночі російські терористи атакували Україну 28-ма ударними БПЛА
09:24
У Боровій на Харківщині внаслідок російського обстрілу загинув 12-річний хлопчик
09:02
Протягом минулої доби відбулося 60 бойових зіткнень, - Генштаб ЗСУ
середа, 27 березня 2024 г.
20:45
Броварська громада спрямувала допомогу Збройним Силам - автомобіль-пікап та 50 FPV-дронів, - Сапожко
20:33
У МОЗ завершили перевірку ВЛК у Києві та виявили низку “проблемних питань”
Календар подій