суббота, 21 апреля 2018 г.

Игумен Евмений: “Смелость исследователя выводит нас за пределы представлений о “правильном” и “неправильном””

Игумен Евмений: “Смелость исследователя выводит нас за пределы представлений о “правильном” и “неправильном””

Игумен Евмений (Перистый) в своих семинарах и терапевтической работе не использует громкие определения и сложные термины. Он идет от сердца к сердцу, предельно человечно, транслируя любовь самим фактом своего присутствия, что безусловно, является убедительнее всякой дискуссии.

Но мы решили поговорить о разных аспектах земного и духовного.

KV: Я хочу начать с затронутой в нашей прошлой беседе темы “аморальности”. Помнишь, ты говорил, что нужно осмелиться стать аморальным? На мой взгляд, рискованное заявление.

И.Е.: Когда мы говорим о разнообразных социальных и религиозных запретах, все можно свести к практически одному: прежде всего, это запрет пробовать. Вспомните историю про Адама и Еву. Батюшки говорят: “вот это, - грех, не дай Бог, даже не пробуй, книжки эти не читай, йога – от лукавого, психология – это мирское, бесовское”.

Если же мы идем в какую-то новую, неизведанную область, то нам придется ее самим пробовать на вкус, выйти за пределы дозволенного нашим прежним окружением. Это и есть границы “морали”, установленные микросоциумом ограничения “совести”.

В любой области есть те, кто в чем-то хорошо разбирается. Знания, открытые и добытые другими, формируют наш вкус. Но чужие знания – поваренная книга, а не блюдо.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Смелость исследователя выводит нас за пределы представлений о “правильном” и “неправильном”, за границы канонов и запретов для того, чтобы получить свой собственный опыт, а не транслировать опыт известных людей, даже мастеров.

Обусловленный ум боится выйти за социальные рамки и запреты, потому что есть риск выхода за пределы ограничений и табу.

KV: Но бывают и болезненные опыты, например, попадания в секты, в наркотическую зависимость. Да мало ли еще неприятностей подстерегают тех, кто решает нарушить запреты.

И.Е.: Опыт, в любом случае, полезен, если смотреть на него как на исследование жизни. Вы изучаете собственную способность взаимодействовать с неизвестным и расширять границы вам известного.

Я считаю, что любой опыт, любой зависимости - от религий, сект, алкоголя, наркотиков - безусловно, ценен, если человек способен не проваливаться в него, а оставаться рефлексивным, если сознание в нем пробуждено.

Благодаря, даже, казалось бы, деструктивному опыту, люди впоследствии говорят: “Спасибо (к примеру), моему алкоголизму! Если бы не он я бы так никогда и не стал на путь самопознания. Мой алкоголизм привел меня к Богу”. (Игумен Евмений работает в Центре восстановления“Отчий дом”, - KV). Это трезвая оценка ситуации.

Читайте: Проживать человеческую жизнь, оставаясь открытым Небесам

Родительское, наставническое, патерналистское отношение к человеку - “Не пробуй, не лазь, с теми не дружи”. Взрослое отношение к человеку - принятие переживаемого им опыта, как процесса самопознания и миропознания.

Сколько людей приходили с войны, после участия в боевых действиях уже другими? Казалось бы, война – это страшно. Но в людях проявилось что-то подлинное: героизм, близость к смерти, сопричастность другим бойцам, милость (или жестокость) к побежденным.

KV: Ты так легко, и, в тоже время, глубоко говоришь об этом, что прямо сейчас, вспоминая свои болезненные опыты я вдруг переживаю благодарность жизни за то, что они у меня были.

И.Е.: Когда ты примиряешься со своей жизнью, со своими ошибками, высвобождается много энергии. Смелость жить, смелость пробовать и экспериментировать – это супер.

Но для того, чтобы не раствориться во всем этом, не потеряться в своих опытах и экспериментах, нужна хорошая опора на свою душу, на внутренний стержень, хорошее знание себя.

KV: Для того, чтобы опираться на себя, нужно понимать, кто имеется в виду: кто этот “я”, который опирается на “себя”? Пока ты этого “себя” откопаешь, можешь и погибнуть в океане информации. Проще, когда я самоидентифцируюсь через принадлежность к традиции, церкви, учению.

И.Е.: Что касается опоры на религиозную систему, мы видим, что человек и там (не только в секте) может погибнуть как индивидуальность.

Адепты любой религиозной системы зачастую становятся блеклыми, тусклыми, как тени. Но стоит задеть его “религиозные чувства”, сказать что-то, что ставит под вопрос саму систему – человек становится агрессивным и очень активным, зачастую, это единственное, что его оживляет.

Даже если со стороны представителей системы по отношению к ним проявляется психологическое или моральное насилие – они терпят. Но если задеваются авторитеты или постулаты системы – человек взрывается.

Вот, говоришь, к примеру, Иисус не имел собственности, а у этих людей - парчовые одежды, короны со стразами и ездят они на Мерседесах – как же это? И верующий начинает про ад, про масонский заговор, переходит на личные оскорбления. Такими могут быть последствия самоидентификации.

То же самое, когда человек обусловлен своей политической позицией. Он, как носитель, даже не скажу, идеологии, - ненависти, становится абсолютно неадекватен, с ним невозможно говорить.

KV: Но иногда такая жесткая обусловленность и сужение своей психической реальности для человека является единственным способом выжить в некой безумной ситуации.

И.Е.: Да, нужно найти сильного вождя, чтобы, идентифицировавшись с ним, сплотиться в плотные ряды - против внешнего врага. И тогда становится понятно, почему мне так плохо, почему нет денег, почему в личной жизни глобальный трындец.

KV: Не обязательно - можно сильную национальную идею, цель. Персонализировано это или деперсонализировано – неважно.

И.Е.: Да, согласен. Это может быть, как персонализировано, так и нет. К примеру, в России есть люди, которые фанатично ЗА “Волан-де-Морта” или фанатично ПРОТИВ, но они очень похожи. Похожи в том, что политическая мифология для них уже не внешнее явление, а часть их психического ландшафта.

Политическая самоидендификация – явление того же порядка, что и религиозная. У религиозных людей события Евангелия (или, к примеру, события из жизни индийских божеств) происходят внутри - это персонажи их внутренней истории. Таким образом, человек живет не свою жизнь, он почти непричастен собственным событиям.

Так же и в политически идентифицированной жизни, те, кто ЗА и те, кто ПРОТИВ, поселяют персонажей телевидения и ютуба внутрь своей психики. И тем самым накачивают силой того, кого они любят и в кого верят (или же - кого ненавидят), отдавая ему свое время, силу и внимание. Они живут не свою, а его жизнь.

Естественно, что мы, как граждане, не можем находится вне контекста, происходящего в стране, но вспомним о позиции Наблюдателя. Более нейтральный взгляд однозначно разумнее, чем тотальная включенность в эту эмоциональную политическую кашу, на которую, по большей мере, мы повлиять никак не можем.

Но ведь это не просто каша – она претендует на то, чтобы поселиться внутри нас, стать самым значимым явлением нашей внутренней жизни.

KV: Меня всегда поражала способность людей любить политиков. Маму люби свою, в конце концов.

И.Е.: Хорошо в свое время по этому поводу высказался Борис Ефимович Немцов: “Вообще-то, любить Родину, страну, культуру своего народа - это абсолютно нормально. Но любить власть, государство, политиков – это извращение”.

KV: Мы плавно подошли к вопросу о власти. Как мне жить полно и ценно, если я нахожусь во власти и при власти, как любить себя и быть в гармонии с миром?

И.Е.: Есть люди, которых глобальный исторический процесс вводит в истеблишмент.

Если у человека есть чувство внутренней правды и он избран историей для определенной цели - он ее провозглашает, собирает союзников. И тем самым сдвигает тектонические плиты истории. Примеры: Махатма Ганди, Нельсон Манделла, Андрей Сахаров, Борис Немцов.

Сила их мысли, бесстрашие, мудрость, могла сдвинуть происходящее в сторону развития, вывести из стагнации. Потому что эти люди были мотивированы единственной целью – благо других людей.

К сожалению, большинство современных политических лидеров мотивированы лишь собственным интересом. А простые люди лишь повторяют, как мантры те “истины”, которые были заряжены в них телевизором.

KV: К сожалению, никого, из перечисленных тобой, в живых уже нет. И потом, ты говоришь о внутренней честности. А если человек в истеблишменте понимает, что занимается, извини, херней, но ничего другого он делать не умеет? Или, к примеру, он хочет делать по-другому, но среда его съедает? Чиновники, партийные активисты - у них есть шанс выжить?

И.Е.: Если он самоактуализирован, то есть, проснулся и понимает, что находится в чужой и нечестной игре и эта игра скажем так двигает его куда-то, тогда он может задать себе вопрос: могу ли я что-то изменить здесь во благо людей?

Если ответ “нет”, а человек уже пробудился, то система сама его вынесет за пределы себя. Его просто по глазам будут считывать, как “чужого”. Система его исторгнет и ничего для этого делать не придется.

Однако, ему не избежать внутреннего столкновения между шкурным интересом (стабильной должностью и хорошей зарплатой) и внутренним человеком - с совестью и чувством правды.

Скажу метафорично: как можно преподавать Достоевского и Толстого после того, как преподаватель по требованию вышестоящего начальства участвовал в фальсификации выборов и вбросе бюллетеней? На этом стыке “шкура” и “душа” сталкиваются - и каждый делает свой выбор.

Мое видение: этика и представления о духовности не могут существовать в отрыве от гражданской позиции человека.

KV: Хочу коснуться темы духовной природы власти.

И.Е.: У феномена власти есть мощный биологический компонент, то, что присуще и животному миру.

В любой стае есть иерархия. Инстинкт власти – это про доминирование: я – “собака сверху” или “собака снизу”. То есть, в биологическом мире рулят альфа самцы, под которых собирается стая.

Если же человек преодолел в личной эволюции биологический уровень развития, то он достаточно внимателен к своей мотивации, он обладает системным взглядом и взвешенной стратегией. В некоторых случаях он может видеть, рискует оказаться жертвой тех или иных политических процессов, но все равно идет во власть, во благо людей. В данном случае я имею ввиду угнетенную и наименее защищенную часть общества.

Но политические оппоненты вполне могут выдвинуть этим неформальным лидерам обвинение в амбициозности и нечистых намерениях. А при грамотной подаче СМИ, большинство (народ) с легкостью поверят в это. Напомню, что одно из обвинений, выдвинутых Христу: он хочет стать кесарем, свергнув власть римского прокуратора.

Если на территории государства работают диктаторские законы, то любое масштабное лидерство, если оно не является инициативой власти (даже религиозное лидерство), рано или поздно объявляется вне закона по политическим соображениям.

KV: Насколько я правильно поняла: власть над умами людей, когда речь идет о правах угнетенных, дается от Бога? Но ведь апостол Павел утверждает, что всякая власть - от Бога, о чем много веков говорится с церковных амвонов.

И.Е.: На церковнославянском языке данный фрагмент звучит так: “Несть бо власть, аще не от Бога”. Дословно эта фраза в переводе на русский язык должна переводиться “не является властью то, что не от Бога”.

И тогда смысл слов апостола меняется практически на противоположный по сравнению с Синодальным переводом: только та власть действительно является властью, что от Бога.

Следовательно, не всякой власти надо повиноваться, а только той, что, по нашему мнению, является Божией. А власти, опять-таки по нашему мнению, несправедливой и преступной, повиноваться не следует.

Действительно, старославянское слово “аще” из данного фрагмента апостола Павла переводится как “если”. Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод, может показаться на первый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости.

Действительно, разве можно любую власть считать “от Бога” и ей повиноваться? А если она, скажем, печется о собственном благе более, чем о благе народа? Например, нарушает права.

Инструмент власти, как управления и систематизации большого количества людей, безусловно, от Бога. Это божественный принцип.

Но что сделало римское право, а впоследствии Византия, Россия и т.д.? Наделили божественным сакральным смыслом носителей власти. Не сам принцип, а людей, которые его реализуют!

Читайте: Татьяна Кобежикова: “Всякая власть дается от бога, ну, или от черта”

Ведь считается, что и депутаты, и президенты – слуги народа. Но что будет, если сказать, к примеру, да кто такой этот тот или иной президент? Это ж просто слуга народа! Но для амбициозных людей во власти это будет звучать оскорбительно.

Парадоксально, что народ выбирает их чтобы реализовать принцип власти на пользу и во благо себе. А они, как только взбираются на трон, начинают отстаивать только свои интересы, интересу своей группы и привлекают религиозные институты для придания находящимся во власти персонам богоизбранности, сакральности.

В этом выражении власть становится извращением, а абсолютная власть, по словам Отто Бисмарка, развращает абсолютно. Таким образом, если выбирают во власть эгоического человека, он тут же ставит ее в услужение своих эгоистических интересов.

KV: Такова природа омраченного ума, как сказали бы древние.

И.Е.: Да. При том иногда, на входе, человек хочет сделать что-то хорошее для своей страны, но попадает в систему – и все.

Есть такое выражение “Хочешь погубить что-то – придай ему официальный статус”.

Давайте обратимся к историческому примеру. Вот “религиозная группа Иисуса из Назарета”. Непонятный статус. Он то ли учитель закона, то ли раввин, то ли лидер, то ли просто друг всех обездоленных, но сколько там жизни!

Проходят три столетия - и император Константин придает христианству официальный статус и использует группу его последователей в интересах императорской власти. Вот тут мертвечина и появляется.

Как один мой друг говорит: “Посмотришь на православных наших - и такое ощущение, что они храмами, как сачком, пытаются Бога поймать”.

Вроде бы, если у храма есть статус юридического лица (от власти) - все, Бог там гарантировано будет присутствовать. Высокие идеи эксплуатируются в интересах определенного круга лиц.

KV: Люди ищут Бога, а находят религиозную структуру.

И.Е.: Сейчас мы оказались на моменте разломов тектонических плит истории.

Мне кажется, что церковь грядущего будет узнаваема по неформальным связям людей, по искренним устремлениям в поиске высших смыслов, сердечным порывам, отношениям, где можно безоценочно делиться опытом своего познания Бога, понимания Бога. Возможно, такая “церковь” уже появилась, мы видим ее последователям по живым глазам.

И эта церковь будет больше похожа на грибницу, чем на вертикально структурированную систему. Потому что мы уже видим, как все, что взято под колпак системы – гниет и протухает.

KV: Есть еще вопрос о Киеве: ты любишь Киев?

И.Е.: Люблю, конечно. Люблю людей, с которыми встретился и продолжаю встречаться здесь.

Но, если смотреть в самую глубину, там не существует Киева, Тамбова или Парижа. Для меня существуют люди и там, и там, и здесь. Люди, с которыми мне приятно, интересно. Люди, которые перед самими собой не боятся ставить трудные вопросы.

KV: Несколько слов о твоем семинаре “О любви к себе”, который скоро состоится в Киеве.

И.Е.: Это семинар о практическом отсоединении от социальной матрицы и присоединению к глубинному уровню самого себя. Мы все слышали, что Бог где-то внутри, но не верили, так вот это, Неизреченное, мы можем пережить в опыте непосредственного переживания, а пережив, будем уже иметь вкус, который ни с чем невозможно спутать.

Читайте: Игумен Евмений. Безграничный человек

Справка KV. Игумен Евмений - миссионер, автор и ведущий тренингов “Инструменты Духа”, “Тело — храм Духа”, “Глоток покоя”, “Мужчина и Женщина: за чашкой кофе и дальше…”, “Интенсивная Терапевтическая Жизнь”, “Управление состояниями”, “Кинотерапия”, Ретрита “Молчание в любви” и др.

Ведущий программы “Суть и Присутствие” на телеканале “Психология 21″, автор многих книг ("Аномалии родительской любви", "Духовность - как ответственность" и другие), душепопечитель центра реабилитации наркозависимых, священнослужитель Русской Православной Церкви более 20 лет.

Расписание семинаров Игумена Евмения Перистого в Киеве:

“О любви к себе”

19-20 мая 2018 года

https://www.facebook.com/events/399831440429116/

Организатор - Юлия Клименко

https://www.facebook.com/Klimenko.Uyliia

“Феномен религиозной и групповой зависимости, За и Против”

22 мая 2018 года, с 17 до 22 часов

https://www.facebook.com/events/138587883648668/

Организатор - Юлия Клименко

https://www.facebook.com/Klimenko.Uyliia

Фото: Facebook Игумена Евмения

KиевVласть

Беседовала Наталья Халимовская, спецпроект "Мастерская" специально для КиевVласть

Теги: новости киева, власть, игумен евмений перистый, ум, пробужденность, духовность

суббота, 21 апреля 2018 г.
18:15
Воскресные сельхозярмарки пройдут в пяти районах Киева (адреса)
17:33
Местам отдыха в Днепровском районе Киева не хватает туалетов
16:36
На майские праздники назначено 20 дополнительных поездов
15:40
Работники по благоустройству ночью демонтировали и увезли забор автостоянки на Лесном массиве в Киеве (фото)
14:44
Кличко: Киев счастлив встречать кубки Лиги чемпионов УЕФА
14:22
Правоохранители изъяли в Киеве 14 тыс. патронов, огнеметы и взрывчатку (фото, видео)
13:04
Падение листа металла с крыши ТРЦ в Киеве: стало известно об еще одной пострадавшей
12:41
Объекты в Чернобыльской зоне хотят внести в реестр ЮНЕСКО
12:12
В Киеве задержан россиянин-шантажист (фото)
11:22
В гимназии “Киевская Русь” незаконно требуют плату за бассейн
10:01
Сегодня ограничат движение на Южном мосту в Киеве
09:12
Киевлянин наладил схему контрабанды оружия из Европы (фото)
07:15
Плановые отключения электроэнергии в Киевской области 21 апреля 2018 года (полный список населенных пунктов)
07:00
Погода в Киеве и Киевской области: 21 апреля 2018
пятница, 20 апреля 2018 г.
20:47
В субботу ярмарки пройдут во всех районах Киева (адреса)
20:27
На Киевщине стартовала операция “Перевозчик”
Календарь событий