“Фаворитка”: байопик о женщинах, любви и интригах при королевском дворе
На открытии кинофестиваля “Новое британское кино 2018” состоялся показ биографической драмы Йоргоса Лантимоса “Фаворитка”, за которую он получил серебряного льва в Венеции. Главные роли в истории о правлении королевы Анны на британском престоле сыграли великолепные Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и Оливия Колман. О том, чем впечатлит зрителей картина греческого режиссера, специально для KV рассказывает Егор Шевцов.
Йоргос Лантимос, снявший хиты независимого кинематографа “Лобстер” и “Убийство священного оленя”, зарекомендовал себя в мировой киноиндустрии, и теперь от него каждый раз ждут очередной шедевр. Режиссер не снижает планку и не пытается соответствовать ожиданиям. Он наоборот раскрывает свой талант с новых сторон. Впервые отходит от напряженных триллеров и выпускает исторический фильм о прошлом. “Фаворитка” передает атмосферу восемнадцатого века настолько достоверно, что даже непритязательная публика ощутит, с какой скрупулезной педантичностью на площадке готовили сцену за сценой.
В киноленте сквозь тщательно подобранные пышные костюмы и традиции старой Англии все равно чувствуется энергия современности. Она остается на заднем плане, пока на переднем происходят любовь, предательства и танцы под классическую музыку. Казалось бы, историческая драма не может удивить, ведь все персонажи реальны и давно известны по фактам из учебников. Тем не менее, от происходящего на экране невозможно оторвать взгляд.
По сюжету, действие происходит в Великобритании времен правления королевы Анны (Оливия Колман). Управлять страной ей помогает герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс), приближенная фаворитка, с которой королева близка и периодически делит постель. Леди Мальборо пользуется этим, благодаря их тесным отношениям она легко манипулирует слегка безумной и неуверенной в себе правительницей.
Результатом часто оказывается влияние на политические решения королевы. Когда в город приезжает Эбигэйл (Эмма Стоун), дальняя родственница герцогини, та устраивает ее работать служанкой во дворце. По случайному стечению обстоятельств Эбигэйл знакомится с королевой Анной и своей открытостью завоевывает ее сердце. С того момента обстановка во дворце становится эмоционально напряженной. Между тремя женщинами возникает любовный треугольник.
Конфликт в отношениях героинь развивается на фоне придворных интриг и войны с Францией за испанское наследство. В свободное время персонажи упражняются в меткости стрельбы, читают книги, наблюдают за утиными гонками, бродят по коридорам живописного дворца и скачут на лошадях по лесным дорогам. Действия Эбигейл, герцогини Мальборо и королевы Анны наполнены художественностью в равной мере.
По реакциям на них ближайшего окружения отчетливо прослеживаются жизненные принципы. Не останавливаться перед целями, быть любезными только с теми, кто выше по титулу, наказывать за малейшие провинности. Из эпизодических деталей складывается исторический отпечаток Великобритании восемнадцатого века. Слегка утрированный, но намеренно, чтобы точно завладеть зрительским вниманием.
К тому же, мелкие преувеличения допустимы в рамках выбранного режиссером жанра. “Фаворитка” в остроумных диалогах зачастую перетекает от серьезной драмы к черной комедии. Наблюдать за репликами персонажей по-настоящему интересно. Они местами злые, местами чувственные, но всегда оригинально поданы. В любой момент можно услышать пару грязных находчивых фраз, которые кто-то мог бы с удовольствием записать в блокнот своих любимых цитат. Это первый случай, когда Йоргос Лантимос снимает кино не по своему сценарию, а по написанному посторонними авторами — Деборой Дэвис и Тони Макнамарой.
В отличие от предыдущих двух фильмов, где вместе с Лантимосом работал постоянный оператор Тимиос Бакатакис, съемками “Фаворитки” занимался Робби Райан. В прошлом он был задействован в создании кинолент “Я, Дэниел Блейк”, “Американской милашки” и “Филомены”, которые получили много наград на кинофестивалях. В “Фаворитке” заметно, что режиссер и оператор трудятся в тандеме и чувствуют видение друг друга. В глаза бросается чередование широкоугольных объективов со стандартными, что добавляет объема показанным пейзажам и интерьерам. Огромные залы королевского дворца, снятые в Хэтфилд-хаусе в Хартфордшире, в подобранной перспективе выглядят на экране еще больше.
Без сомнений главной звездой фильма стала Эмма Стоун. В роли Эбигейл она выглядит безупречно в любой ситуации: и когда с измазанным лицом впервые встречается с леди Мальборо, и когда чуть позже надменно отбивается от ухаживаний молодого Сэмюеля Машэма, когда натирает лечебной мазью ноги королевы, держит на руках одного из ее семнадцати кроликов или с убийственной целеустремленностью пробивается наверх по социальной лестнице.
Эмма Стоун играет нетипичного для себя персонажа, но все ее эмоции выглядят натуральными, будто на съемочной площадке “Фаворитки” она открыла новую себя. Мягкую и добрую, но только пока не понадобится стать жесткой и беспощадной. Пусть во время интервью она говорила, что переживала за свое американское произношение, ведь в отличие от нее остальные актеры в фильме коренные британцы, ни акцент, ни туго затянутый под платьем корсет не помешали ей потрясающе справиться с непривычным амплуа.
Лантимос в “Фаворитке” любуется эстетикой королевской жизни. Чтобы не становилось слишком сладко, он периодически добавляет грязи. Кровь убитой птицы на лице, закиданный апельсинами голый шут в роли мишени, сцены тошноты и животного секса сменяются музыкой Вивальди, красивыми прогулками по освещенным лишь свечами залам и искренним смехом. В итоге у Йоргоса Лантимоса получается визуально сбалансированный микс, наблюдать за которым приятно и в то же время не скучно. Этих двух качеств уже достаточно, чтобы получить хорошее кино.