вторник, 20 октября 2020 г.

“Дом, который построил Джек”: кровавый триллер о визуализации цинизма в искусстве

“Дом, который построил Джек”: кровавый триллер о визуализации цинизма в искусстве

В рамках кинофестиваля “Киевская неделя критики-2018” прошел показ нового фильма Ларса фон Триера. Было заранее известно, что на премьере в Каннах больше ста зрителей не дождались конца сеанса и вышли из зала. Желание узнать, чего же они так сильно испугались, дополнительно подогревало общественный интерес. О скандальной киноленте датского режиссера специально для KV рассказывает Егор Шевцов.

Ларс фон Триер — один из самых масштабных бунтарей европейского кинематографа, который не боится экспериментировать и удивлять своими работами, часто доводя публику до состояния подлинного шока. В своем новом фильме он не отходит от привычного амплуа и даже достигает собственной граничной черты. Так далеко он еще не заходил, но для него это явно не причина останавливаться. После “Нимфоманки”, которую многие критики называли магнум опусом Триера, он передвигает планку выше, расширяет перечень изученных пороков и снимает максимально жестокий фильм о жизни маньяка.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Действие происходит в провинциальном американском городке в 70-х годах. В фильме показана история серийного убийцы Джека (Мэтт Дилон). За двенадцать лет занятий своим кровожадным хобби он привез на склад и уложил в морозильную камеру более шестидесяти человек. Повествование подробно касается пяти из этих случаев, которые выбраны наугад. Выборка передает общую концепцию поведения убийцы, а также знакомит с его желаниями (запечатлеть совершенную фотографию, где в роли моделей убитые им трупы женщин в неестественных позах) и страхами (явные признаки обсессивно-компульсивного синдрома). По совместительству, Джек — инженер и несостоявшийся архитектор. Он пытается построить для себя дом в живописном месте на берегу озера, но постоянно не доволен результатом. Поэтому ему приходится раз за разом разбивать его, также, как и свои мечты достичь идеала.

В какой-то момент главный персонаж произносит: “Люди полагают, что зверства, которые мы творим в воображении, являются нашими желаниями, подавленными цивилизацией. И мы вынуждены воплощать их через искусство”. Тогда уже точно не возникает сомнений, что “Дом, который построил Джек” автобиографическое кино для Ларса фон Триера. Он и не пытается этого скрывать, а наоборот демонстративно выдвигает на передний план свое безумное видение мира без каких-либо табу. Будто раскладывает по столу ножи перед зрителем, как делал маньяк из фильма, и сам же спрашивает, каким из них нанести общепринятой морали несопоставимые с жизнью раны. Показанные крупным планом расстрел детей, отрезание женской груди, издевательство над птицей (в титрах указано, что она не пострадала). Цель была достигнута — моменты убийств в картине получились чрезвычайно реалистичными.

Пока за кадром Джек ведет диалог с таинственным незнакомцем по имени Вердж (Бруно Ганц), на экране время от времени всплывают специально вмонтированные визуальные дополнения. В виде метафорических отсылок появляются изображения картин известных художников от Мунка до Пикассо, готические архитектурные строения и даже отрывки из предыдущих фильмов Триера. Здесь и куски фортепианных выступлений канадца Гленна Гульда, и сцены, где маньяк Джек бросает на асфальт таблички с написанными на них словами а-ля Боб Дилан в старом документальном кино “Съешь документ”.

Режиссер будто играет со зрителем, проверяя величину его культурного багажа. В фильме много мелких деталей, у каждой из которых свой уникальный бэкграунд. И то, что серийный убийца водит свой красный грузовик под песню Дэвида Боуи “Fame”, тоже не случайно. Ларс фон Триер неоднократно заявлял, что восхищается музыкой и личностью музыканта.

“Дом, который построил Джек” доказывает, что искусство может быть за гранью норм и моральных рамок. При этом, оно все равно останется искусством. Параллель между последовательно показанными мировыми арт-шедеврами и убийствами символизирует полное отделение эстетики от этики, вынесение ее за скобки. Ведь метафорический маньяк в автопортрете Триера не делает режиссера настоящим убийцей. Скорее он служит очередным подтверждением его наглости, в комплекте с которой идут гениальность и мастерство.

Фото: arthousetraffic.com

KиевVласть

Егор Шевцов

Теги: дом, критика, кинофестиваль, рецензия, Ларс фон Триер, который построил Джек

вторник, 20 октября 2020 г.
10:56
Хроники коронавируса в Украине: обновляется
19:42
Віталій Кличко: Столиця отримала 50 нових сучасних автобусів. До кінця року надійдуть іще 150 (фото)
19:21
Юрий Назаров вручил награду за внедрение инновационных технологий городу Мукачево
19:04
На Киевщине работница районного суда подрабатывала наркодилером
18:52
Василь Володін проінспектує відремонтовану ділянку дороги регіонального значення Канів-Фастів Р19
18:43
Зимой в Киеве будут обеспечивать бездомных горячим питанием, теплыми вещами и обувью
18:23
Василь Володін: “Після завершення будівництва амбулаторій медична допомога стане доступнішою для жителів сіл Київщини”
18:15
Віталій Кличко: Місто закупило для всіх виборчих дільниць дезінфектори та засоби індивідуального захисту
18:01
На Київщині завершились масштабні роботи з оновлення стадіону “Колос” (фото)
17:41
Высадка семейных деревьев и каштановой аллеи прошла в жилом комплексе “Озерный гай Гатное”
17:27
В КГГА определили медучреждения, которым дозволено делать предоплату КП “Киевтеплоэнерго”
17:08
Віталій Кличко показав, як оновили відділення швидкої допомоги в Святошинському районі (фото, відео)
16:46
Из-за карантина 11-й Киевский марафон пройдет в формате онлайн
16:28
Столичная полиция отчиталась о раскрытии смертельного избиения в Шевченковском районе
16:03
Руководство “Киевпастранса” попросили установить новые остановки общественного транспорта на улице Бориса Гмыри
15:43
Сегодня, 20 октября, в Киеве заработал экспериментальный автобусный маршрут (схема)
Календарь событий