“Дом, который построил Джек”: кровавый триллер о визуализации цинизма в искусстве
В рамках кинофестиваля “Киевская неделя критики-2018” прошел показ нового фильма Ларса фон Триера. Было заранее известно, что на премьере в Каннах больше ста зрителей не дождались конца сеанса и вышли из зала. Желание узнать, чего же они так сильно испугались, дополнительно подогревало общественный интерес. О скандальной киноленте датского режиссера специально для KV рассказывает Егор Шевцов.
Ларс фон Триер — один из самых масштабных бунтарей европейского кинематографа, который не боится экспериментировать и удивлять своими работами, часто доводя публику до состояния подлинного шока. В своем новом фильме он не отходит от привычного амплуа и даже достигает собственной граничной черты. Так далеко он еще не заходил, но для него это явно не причина останавливаться. После “Нимфоманки”, которую многие критики называли магнум опусом Триера, он передвигает планку выше, расширяет перечень изученных пороков и снимает максимально жестокий фильм о жизни маньяка.
Действие происходит в провинциальном американском городке в 70-х годах. В фильме показана история серийного убийцы Джека (Мэтт Дилон). За двенадцать лет занятий своим кровожадным хобби он привез на склад и уложил в морозильную камеру более шестидесяти человек. Повествование подробно касается пяти из этих случаев, которые выбраны наугад. Выборка передает общую концепцию поведения убийцы, а также знакомит с его желаниями (запечатлеть совершенную фотографию, где в роли моделей убитые им трупы женщин в неестественных позах) и страхами (явные признаки обсессивно-компульсивного синдрома). По совместительству, Джек — инженер и несостоявшийся архитектор. Он пытается построить для себя дом в живописном месте на берегу озера, но постоянно не доволен результатом. Поэтому ему приходится раз за разом разбивать его, также, как и свои мечты достичь идеала.
В какой-то момент главный персонаж произносит: “Люди полагают, что зверства, которые мы творим в воображении, являются нашими желаниями, подавленными цивилизацией. И мы вынуждены воплощать их через искусство”. Тогда уже точно не возникает сомнений, что “Дом, который построил Джек” автобиографическое кино для Ларса фон Триера. Он и не пытается этого скрывать, а наоборот демонстративно выдвигает на передний план свое безумное видение мира без каких-либо табу. Будто раскладывает по столу ножи перед зрителем, как делал маньяк из фильма, и сам же спрашивает, каким из них нанести общепринятой морали несопоставимые с жизнью раны. Показанные крупным планом расстрел детей, отрезание женской груди, издевательство над птицей (в титрах указано, что она не пострадала). Цель была достигнута — моменты убийств в картине получились чрезвычайно реалистичными.
Пока за кадром Джек ведет диалог с таинственным незнакомцем по имени Вердж (Бруно Ганц), на экране время от времени всплывают специально вмонтированные визуальные дополнения. В виде метафорических отсылок появляются изображения картин известных художников от Мунка до Пикассо, готические архитектурные строения и даже отрывки из предыдущих фильмов Триера. Здесь и куски фортепианных выступлений канадца Гленна Гульда, и сцены, где маньяк Джек бросает на асфальт таблички с написанными на них словами а-ля Боб Дилан в старом документальном кино “Съешь документ”.
Режиссер будто играет со зрителем, проверяя величину его культурного багажа. В фильме много мелких деталей, у каждой из которых свой уникальный бэкграунд. И то, что серийный убийца водит свой красный грузовик под песню Дэвида Боуи “Fame”, тоже не случайно. Ларс фон Триер неоднократно заявлял, что восхищается музыкой и личностью музыканта.
“Дом, который построил Джек” доказывает, что искусство может быть за гранью норм и моральных рамок. При этом, оно все равно останется искусством. Параллель между последовательно показанными мировыми арт-шедеврами и убийствами символизирует полное отделение эстетики от этики, вынесение ее за скобки. Ведь метафорический маньяк в автопортрете Триера не делает режиссера настоящим убийцей. Скорее он служит очередным подтверждением его наглости, в комплекте с которой идут гениальность и мастерство.
Фото: arthousetraffic.com