четвер, 28 березня 2024 г.
Закон о столице: назад в Европу?

Закон о столице: назад в Европу?

Ирина Карманова

Инженер – строитель, кандидат технических наук

В этом году исполнилось 525 лет со времени предоставления Киеву Магдебургского права самоуправления, которое просуществовало  350 лет (с 1494 по 1834 годы) с небольшим перерывом (1785 – 1798 годы). Но, понятно, отмечать эту дату не будут, так как Музей Магдебургского права был ликвидирован в период управления Киевом городским головой Кличко. Да, в те давние  времена горожане сами успешно (иногда – не очень) выбирали, и смещали при необходимости, киевских войтов (мэров), и судей. Но при этом существовал и некий надзор центральной власти. Город, по нынешним меркам, был небольшим. Историки пишут, что самоуправление способствовало его развитию  и повышению благосостояния горожан.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Сегодня активная общественность Киева бурлит. Киевлянам предложили рассмотреть новый закон  “О столице Украины – городе-герое Киеве”, №2143. Возникли вопросы: насколько он  демократичен,  отвечает ли  интересам горожан, почему не посоветовались? Встреча разработчиков законопроекта с киевлянами состоялась 19 сентября  в одном из зданий комплекса “София Киевская”, но не удовлетворила горожан.  Почти одновременно появилось несколько альтернативных законопроектов  и открытое обращение к украинской  власти от имени  20 общественных организаций, в котором они просят провести по законопроекту  № 2143 парламентские слушания и широкое общественное обсуждение. Основные вопросы к документу: слишком большие полномочия у представителя президента (главы КГГА); отсутствие столичных функций в сохранении культурного наследия; насколько соблюдается Европейская хартия местного самоуправления, которая была ратифицирована Украиной в июле 1997 года; не решены вопросы нового административного деления Киева – существующие районы слишком велики – имеют по 300 тыс. населения и не имеют самоуправления,  и др.


Сегодня  уже нет сомнений, что в минувшие 20 лет самоуправления в Киеве не существовало. Были отдельные формальные признаки – можно было выбрать председателя Киевсовета (мэра) и депутатов. Как показывает ситуация в городе – за редким исключением выбирали не тех. Но, не это главное: принятый 15 января 1999 года ЗУ “О столице Украины – городе – герое Киеве” узаконил двоевластие в столице. С одной стороны – избираемый мэр, с другой – он же – подчиненный президенту, правительству и депутатам ВР  “обслуживающий” их  чиновник. Возможно, если бы во всех структурах власти (чиновники и депутаты) были высокоморальные и честные люди, ничего плохого не случилось бы. Но двоевластие для Киева оказалось пагубным. Строительный коммерческий бизнес, за которым стояли (и продолжают стоять) высокопоставленные особы, изуродовал город, привел к разрушению коммуникаций и инфраструктуры, уничтожению культурного наследия. Журналистские расследования  выводят строительные и инвестиционные компании на имена  высокопоставленных  лиц, причем, независимо от партийной принадлежности – здесь все равны,  дружат между собой, делят киевские территории вместе  с мэром и Киевсоветом.  Лишение  киевских районных властей многих полномочий привела к жесткой централизации власти в Киеве – все оказалось в одних руках. В настоящее время – в руках зависимого  от олигархата Кличко. Но он знал, что делает.

Поэтому  реформирование структуры и принципов управления Киевом является очень актуальным, и, если это сделать по европейским правилам, может быть  спасительным для города.

От городской общины к районным, микрорайонным и домовым общинам

Бывший депутат Киевсовета (1990-2006 годы) Виталий Владимирович Комов много лет посвятил разработке Концепции  децентрализации и демократизации власти в Киеве, ее продвижению (не получалось, понятно – почему) изучал европейский опыт.  Очень надеюсь, что сегодня его знания, наконец, пригодятся. Он показал свою разработку по делению городской общины на более мелкие – территориальные и домовые.

 

Любая новая работа начинается с изучения лучшего опыта. Мне стало интересно, как организуется управление городами в Европе – там хорошо. Вот что я обнаружила.

Швейцария. В 2011 году в Швейцарии на площади в 41,3 тыс. кв. км и населением в 8, 42 млн жителей насчитывалась 2551 община (коммуна). Каждый гражданин Швейцарии является в первую очередь гражданином своей общины, затем гражданином своего кантона, и только затем – гражданином Швейцарской Конфедерации и платит соответственно 3 налога.

В больших коммунах существует коммунальный парламент и коммунальное правительство. В малых коммунах роль парламента  может играть собрание всех граждан, имеющих право голоса, а роль правительства специально нанятый управленец (иногда работающий неполный рабочий день или на общественных началах).

Швейцария включает в себя 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). Кантоны — это крупные государственно-территориальные единицы Швейцарской Конфедерации. Столица Швейцарии – Берн.

Каждый кантон имеет свои  законы, законодательный орган — кантональный совет, исполнительный орган — правящий совет. Кантон совершенно самостоятелен в решении внутренних проблем. В ведении центрального правительства находятся международные вопросы, федеральный бюджет и эмиссия денег.  Тем не менее, Швейцария — единое государство. Девиз страны: “Один за всех и все за одного!”.

Мюнхен. Город является столицей Баварии (одна из земель ФРГ), расположен на территории в  310, 7 кв км, количество жителей в 2016 году составляло около 1, 54 млн человек. В нем размещено большое количество административных зданий. В настоящее время  Мюнхен  подразделяется на 25 округов (районов). Для сравнения: в Киеве при количестве жителей около 4 млн человек существует всего 10 районов, и то – совершенно бесправных.

Уровень жизни  населения в основном высокий. В Мюнхене процветает экономика, движимая IT-технологиями и биотехнологиями. Загрязнение окружающей среды находится на низком уровне, однако в 2006 году мэр города обеспокоился уровнем твёрдых частиц в атмосфере, в особенности,  вдоль главных городских магистралей. Группы защитников окружающей среды постоянно стимулируют его к действиям. За высокий уровень жизни и безопасность город был прозван “игрушечным городом”, “деревней с миллионом людей”.

Берлин. Город Берлин является одной из земель в составе ФРГ. Территория Берлина 891,7 кв. км, количество жителей 3, 72 млн человек, есть данные о том, что приближается к 4 млн человек. Подразделяется на 12 административных округов и 96 входящих в них районов. Каждый из районов носит четырехзначный идентификационный номер, первые две цифры в которых обозначают соответствующий административный округ. Кроме того Берлин делится на статистические территории, имеющие трехзначные номера, которые примерно равнозначны жилым районам.

Представительные органы городских округов (собрания уполномоченных) избираются населением. Эти “собрания” избирают из своего состава старосту,  его заместителя и счётчиков, которые вместе образуют правление. Они также избирают из своего состава  комитеты, в том числе главный комитет  и совет старейшин. Исполнительные органы городских округов — окружные управления, состоят из окружного бургомистра  и окружных городских советников, избираемых районными собраниями уполномоченных. 

Бургомистр – высшее должностное лицо в местных органах управления. В разных странах (некоторых  землях ФРГ, Нидерландах, Австрии), является представителем центрального правительства, назначает и смещает муниципальных служащих, отвечает за составление и исполнение бюджета. В ряде земель ФРГ бургомистры избираются муниципальными советами или непосредственно населением (Бавария, Баден-Вюртемберг).

Я привела некоторые сведения об управлении европейскими городами.  Очень надеюсь, что авторы законопроекта  о столице Украины городе Киеве внимательно изучили европейский опыт управления городами. Неплохо было бы изучить его и представителям киевских общественных организаций. Хотелось бы, что у них все получилось.

Ирина Карманова, инженер – строитель, кандидат технических наук

КиевVласть

Теги: новости киева, самоуправление, закон о столице, магдебургское право

четвер, 28 березня 2024 г.
20:44
У Гостомелі працюватиме перевізний цифровий флюорограф
20:22
Протягом доби зафіксовано 48 бойових зіткнень, - Генштаб ЗСУ
20:02
У Києві розпочали відключати опалення в житловому секторі
19:42
Поліцейські затримали киянина, який через помсту вбив собаку колишньої дівчини
19:23
Бучу відвідала делегація з Боснії і Герцеговини
19:04
ВАКС продовжив обов'язки судді Верховного суду Князєву
18:46
КОВА максимально сприяла правоохоронним органам у затриманні “крота”, - Руслан Кравченко
18:26
Завтра у Димерській громаді частково не буде світла
18:06
Донори крові з Києва - у топі серед команд DonorUA for Teams
17:46
Новий міжнародний залізничний маршрут з Києва до Кошице планують запустити вже цього року
17:21
“Українська команда” передала батальйону “Свобода” велику партію дронів-літаків, – Палатний
17:03
Український гідрометцентр попередив про небезпечні метеорологічні явища на Київщині
16:46
Ювенальні прокурори зафіксували загибель 537 дітей внаслідок збройної агресії рф
16:26
У президентській резиденції на Липській вирішили відремонтувати каналізацію
16:06
Зеленський представив нового голову Служби зовнішньої розвідки
15:46
Для Голосіївського району столиці збираються накупити цибулин тюльпанів та нарцисів на 1,4 млн гривень
Календар подій
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
28 березня 2024 г. 13:00
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
У столичному регіоні розробка Детальних планів території (ДПТ) все частіше використовується місцевими владами для легалізації самочинних будівництв через зміну цільового призначення земельних ділянок. Приклад – будівництво кінологічного центру біля села Рославичі на території Феодосіївської громади, яке явно без жодних дозвільних документів триває вже більше двох років і наразі активно підтримується керівництвом громади всупереч позиції місцевих мешканців. Громадські активісти наголошують на тому, що такий об'єкт матиме серйозний негативний вплив на екологію: створить ризик зараження людей різними хворобами через відсутність місця для утилізації собачих фекалій та загрозу для розташованого поруч ландшафтного заповідника “Васильківські карпати”. В Київській облраді, схоже, з цим згодні, але нічого зробити не можуть. Що стосується обурених громадян, то, якщо у Феодосіївській сільраді їх “не почують”, вони збираються звертатись до правоохоронців і суду.
Точка забруднення: мешканці Обухівського району обурені розливом мастил на місці свердловини питної води
26 березня 2024 г. 09:00
Точка забруднення: мешканці Обухівського району обурені розливом мастил на місці свердловини питної води
В Таценках на Обухівщині – скандал навколо підприємства, що планує займатися розливом мастил та оливи. Місцеві жителі вказують, що на земельній ділянці, де будуються виробничі потужності підприємства, розташована свердловина питної води, а поряд — житлова забудова і бювети. На думку мешканців, така наближеність створює ризик забруднення хімією навколишніх джерел. Люди налякані не тільки екологічними ризиками, а й воєнними: росіяни вже неодноразово доводили свій інтерес до підприємств нафтової галузі. Заручившись підтримкою місцевої влади, активісти дійшли аж до Міністерства екології. Однак, підприємство й досі продовжує здійснювати свою роботу. Чого прагнуть мешканці, чи дійсно підприємство загрожує екології села та як у ситуацію планують втручатись владні органи, – дізнавалася КВ.