Рынок недвижимости берет разгон после послабления карантина
В целом для рынка июнь ознаменовался некоторым оживлением среди застройщиков, о чем говорит их поведение в части размещения рекламы. Начали частично возвращаться маркетинговые бюджеты и расти ставки в рекламных системах. С другой стороны, биржа в июне также показала рост количества сделок, и это на фоне уже “подросшего” по количеству сделок мая.
Это даёт основания говорить о том, что дно пройдено, и рынок начал своё восстановление и адаптацию к существованию в новых реалиях. Анализируя спрос на приобретение квартир в Киеве и Киевской области, можно сказать, что рынок добрался до отметок конца 2019 года и пока не имеет тренда к ощутимому росту.
Что изменилось в маркетинге недвижимости?
В первую очередь, вместе с возвращением бюджетов резко изменился сплит по каналам коммуникации. И без того прогрессирующая уже далеко не первый год тенденция к перераспределению бюджетов в пользу диджитала еще более усилилась, практически вытеснив из бюджетов застройщиков ранее весьма популярные охватные каналы – наружную рекламу и радио, что заставило операторов и радиохолдинги идти на значительные уступки в цене.
Вторым примечательным моментом стало расширение количества цифровых решений, направленных на ловлю потенциального покупателя: VR решения, установка разного рода виджетов теперь стали не дополнительной фичей, а must have.
И третьим, на мой взгляд, самым важным результатом пережитого стало приобретение глобального понимания застройщиками двух вещей:
-
необходимости автоматизации множества процессов – начиная от аналитики и заканчивая бизнес-процессами, регулирующими деятельность отделов продаж, а также бизнес-моделированием;
-
высокого значения систем конъюнктурного анализа для принятия решения, ведь чем более сложный рынок – тем сложнее принять решение.
Как же изменилась цена за июнь?
Если рассматривать рынок Киева и пригорода в целом, по всем сегментам, то средняя цена после падения на 4% в мае пошла на поправку и за июнь выросла на 0,52%, составив 24 413 грн за метр квадратный.
*Динамика средней цены по Киеву и области
При более детальном изучении в отдельности Киева становится ясно, что в столице недвижимость подорожала на 1,7% за июнь. Правда, на деле это произошло лишь за счет роста в категории жилья комфорт-класса. Этот класс продолжает расти уже второй месяц, а в июне показал +2,11%, дойдя до 29 017 грн за метр. При этом лидерами роста оказались Оболонский, Деснянский и Голосеевский районы Киева.
*Динамика средней цены по Киеву
Квартиры классов бизнес и элит напротив показывают падение цены второй месяц подряд на 2,06% и 5,4%, соответственно. Напомню, что в мае цены на эти классы просели на 3,6% бизнес-класс и 1,5% элит. Изменения по цене жилья эконом-класса в июне не зафиксированы, цена осталась на прежнем уровне в 20 780 грн за метр.
В пригороде же наблюдается рост по всем классам жилья, кроме элит, цена по которому осталась на прежнем уровне – 18 500 грн. В июне средняя цена метра квадратного по пригороду составила 17 094 грн. Цена в классе комфорт выросла на 1,26%, эконом – на 0,32%, а бизнес класс после значительного падения в мае (-10,2%) отыгрался на +4,46%.
*Динамика средней цены по Киевской области
**На графиках указана динамика цены по готовым 1к и 2к квартирам площадью 35-75 м кв.
Что поменялось еще?
Претерпели изменений также и финансовые условия покупки.
На протяжении 2018-2019 годов мы наблюдали постепенный рост среднего размера первоначального взноса при покупке квартиры в рассрочку от 30% к 50%. Но уже в 2020 году большинство застройщиков было вынуждено снизить “порог входа” и установить размер первоначального взноса на среднем уровне в 32% в Киеве и 38% по области.
Итак, подведем итоги…
Рынок уже нащупал почву, но еще не торопится резко подниматься на фоне пессимистичных ожиданий по второй волне карантина, а также учитывая недавно озвученное намерение продлить карантинные меры в стране еще на месяц. Тем не менее, средние цены уже взяли вектор на поступательное повышение.
Ольга Момчилович, Head of Marketing, компания M4U