Реформа ЖКХ отсрочена. Чего ждать в отопительный сезон?
Карантин внес свою лепту во все сферы нашей жизни. Перенести пришлось не только долгожданные отпуска, но и решение более мирских вопросов.
Реформа ЖКХ (законопроект №2458 от 15 ноября 2019 года) предусматривала переход до 1 мая на новые модели обслуживания и управления многоквартирными домами – совладельцы должны были выбрать управителей своих домов. Законопроект принят нынешним созывом Верховной Рады (ВР) за основу 20 мая, а 13 июля передан на повторное второе чтение.
Планируется ряд изменений, в том числе, механизма тарифообразования:
- будут введены дифференцированные тарифы на транспортировку и поставку тепловой энергии (в зависимости от наличия/отсутствия центральных и индивидуальных тепловых пунктов);
- устраняется требование о формировании общедомовых тарифов на услугу по снабжению горячей водой при наличии в таких домах индивидуальных тепловых пунктов;
- определены полномочия НКРЭКУ по установлению тарифов на услугу по снабжению тепловой энергией и утверждению типового договора на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирных домах операторов газораспределительных систем.
Законопроект предусматривает одномоментный переход до 1 мая 2020 на новые договора о предоставлении коммунальных услуг в частном секторе и в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе модели организации договорных отношений, что позволит избежать хаоса в процессе предоставления и оплаты коммунальных услуг.
Если жители многоэтажек не выберут одну из моделей организации договорных отношений и не согласуют размер платы за обслуживание внутридомовых систем, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым совладельцем заключается индивидуальный договор, в который не включается плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, а исполнители услуг будут отвечать за качество коммунальных услуг лишь на вводе в дом.
Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома, которые обеспечивают снабжение соответствующей коммунальной услуги осуществляются совладельцами самостоятельно или привлеченными ими уполномоченными лицами за счет совладельцев.
Следовательно жильцы многоквартирных домов должны избрать, в первую очередь, модель организации договорных отношений о предоставлении коммунальных услуг их дому по централизованному отоплению и снабжению горячей, холодной водой, водоотводу. И в зависимости от избранной формы, решить, кто будет обслуживать внутридомовые сети.
Из-за карантина новые договоры о предоставлении коммунальных услуг необходимо заключить в течение 5 месяцев со дня завершения карантина. Но когда это будет? А на носу отопительный сезон. Чем грозит отсутствие управителя и прямых договоров?
По данным Министерства развития общин и территорий, 80% жилого фонда в Украине (около 145 тыс. жилых домов) требует капитального ремонта. Средняя стоимость капремонта владельцу квартиры площадью 50 кв. м выльется в сумму около 300 тыс. гривен. При этом, по данным того же Минразвития общин, совладельцы готовы потратить всего 500 гривен в месяц на капремонт домов, в которых они живут, но не более 3000 гривен в год.
В этой ситуации перенос сроков только усугубит ситуацию с жилым фондом, когда 95% жильцов многоквартирных домов не выберут себе управителя. А карантин затягивается и может продлиться до конца года.
Неплатежи в период карантина приведут к тому, что частные ЖЭКи будут бросать дома, не в состоянии их обслуживать. И когда начнется отопительный сезон, станет очевидной вся пагубность принятия решения о переносе сроков действия норм закона о ЖКХ. Потому что в домах не будет управителей, и туда просто некому будет подавать тепло.
Такие примеры в прошлом году уже были – в городах с населением 10-15 тыс. человек. Но представьте какой коллапс может нас ожидать, например, в областных центрах или в Киеве.
Чтобы хоть как-то изменить ситуацию и войти в новый отопительный сезон без неприятных инцидентов, чтобы предотвратить катастрофу в ЖКХ, необходимы экстренные меры. Простите за метафору, но ЖКХ нужен свой аппарат искусственной вентиляции.
Сейчас ВР на каникулах. В сентябре вряд ли первым делом руки дойдут до законопроекта о ЖКХ. Стоит уповать лишь на то, что стимулом станут местные выборы и вечная тема избирательных гонок – коммуналка.
Более реальный вариант – решение вопроса на местах. Если предыдущие управители отказались от обслуживания многоквартирных домов, а совладельцы не обратились в течение 14 дней, органы местного самоуправления могут брать дома себе на баланс. Это позволит обеспечить людей коммунальными услугами.
Однако и тут есть нюанс: Минразвития общин должно разработать и принять ряд подзаконных актов. Здесь на нашей стороне время – оно еще есть, но откладывать в долгий ящик все же не стоит.
И главное в этом варианте – поддержка государства. Поскольку, оставшись один на один с такой проблемой, ни один город не справится с ней самостоятельно. Консолидированная работа, государственные программы – позволят обезопасить от возможного коллапса.
Читайте: Комунальний карантин: як позбавитись боргів
Дмитро Яровий, директор ВП №1 ТОВ “ФК “ГЕРЦ”