Популизм Кличко превосходит “опеку над слоном“ Черновецкого и ”езду в электричках” Попова
В известной шутке "киевляне настолько круты, что выбирают мэра "чисто посмеяться" есть только небольшая доля истины. Повод для смеха действительно есть, а вот повод для "крутизны" – нет.
Киевлянам, в общем-то, не до веселья. Не везет столичным жителям с градоначальниками. Из всего их долгого ряда можно выделить разве что две-три пристойные фигуры. Например, Ивана Фундеклея, который много строил и благоустраивал – покрыл брусчаткой Андреевский спуск, открыл мост через Днепр, "запустил" первые в городе фонтаны. А еще – без всякого пиара – сделал то, над чем так долго билась Нина Карпачова – улучшил содержание арестантов в киевских тюрьмах. А еще за собственный счет печатал книги. А еще помог пострадавшим от наводнения в 1845 году, и таких "а еще…" было довольно много. Но это – времена, так сказать, летописные. Первый мэр времен независимой Украины – Леонид Косакивский – тоже старался, как мог. Расширил сеть метро, запустил немало новых маршрутов наземного транспорта, открывал школы и детсады, много строил и реконструировал, начал восстановление знаковых киевских соборов. Что касается остальных глав Киевского городского совета, то пользы от них было мало, а вот смеха – много. Смеха сквозь слезы – иначе это не назовешь.
Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook
Простой парень К.
Феномен избрания мэром Киева Виталия Кличко изучали даже психологи. И вот что сказали ученые мужи: киевляне потому сделали выбор в пользу чемпиона, что хотели увидеть в нем себя. Дескать, простой парень, чуть ли не "от сохи" (родился в селе в Кыргызстане), а стал made-self-men`ом. То есть тем, кто сделал себя сам. Сам рос, сам тренировался, сам достигал спортивных высот. Не олигарх, не мажор, не чья-то протекция. То, что жизнь Виталия – все таки не сюжет для бразильской мыльной оперы, и что были люди, способствовавшие его восхождению как в спорте, так и в политике, в сознании киевлян как-то стерлось. Остался только идеал, только красивая картинка. И вот, глядя на этот идеал, избиратель Кличко подумал: раз он смог, почему я не смогу? Стоит только проголосовать – и вот уже сделан первый шаг на пути к успеху.
Да, это было наивно. И это было супер. Потому что сработало. Те же самые психологи называют подобный феномен "интеллектуальной негибкостью", неспособностью оценивать сказанное с должной мерой скептицизма. Но избирателя винить сложно. Ведь что было в избирательной программе "УДАРа"? Очень простые, приземленные вещи. Например, обещание создать такие условия для труда и достойного заработка, чтобы каждая киевская семья, не экономя на еде и одежде (внимание!), могла бы купить себе что-то из крупной бытовой техники – например, холодильник или стиральную машину. А через пять лет – бюджетный автомобиль. А еще через десять – однокомнатную квартиру. Хорошо ведь? Хорошо. Правда, Кличко не объяснил, откуда возьмутся новые рабочие места, если привлечь инвесторов он не в состоянии. Он не объяснил и того, каким образом он обеспечит высокие стандарты жизни в отдельно взятом городе, если в стране обвалится гривна, зависнет банковская система, грянет гиперинфляция, если от Украины отвернутся внешние кредиторы…
На этапе "соблазнения" не слишком придирчивого избирателя все это было не важно. Главное – нанести хук по самой болевой точке – социальной. Вбросить в изголодавшиеся массы несколько слов-маркеров ("машина-квартира-холодильник-пенсии-зарплаты") и вертеть сознанием этих масс как угодно. Сейчас, год спустя после избрания Виталия Кличко столичным мэром, стало очевидно, что дальше словесной трескотни дело не пошло. За чемпионом тянется целый шлейф не выполненных обещаний. Чтобы нивелировать не самое лучшее от себя впечатление, Кличко время от времени "подкармливает" неимущих киевлян, бросая им некие благотворительные мероприятия, сто гривен на "карточку киевлянина" и тому подобные вещи. Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал: "Честь и советь – слишком дорогие вещи, чтобы ждать их от дешевых людей".
"Маршал гречки" и опекун слона. Методика Черновецкого
В этом смысле Виталий Кличко не является первопроходцем. У него были достойные образчики для подражания в лице его предшественников – Леонида Черновецкого и Александра Попова. При этом Черновецкий сделал ставку на социальный популизм, что позволило ему успешно выиграть выборы.
Популизм Червонецкого находил самые разнообразные проявления. Объяснение в любви "дорогим киевским бабушкам", которых мэр безвозмездно затаривал дешевой гречкой, превосходило всякие границы. Бабушек Черновецкий катал на личном авто, фотографировался с ними, устраивал показательные "ходки в народ". Бабушки таяли. Пока внуки не объяснили доверчивым пенсионеркам, что коммунальное предприятие "Лучший дом" (отданный под опеку дочери Черновецкого Христине) – не что иное, как гетто для престарелых. Предполагалось согнать туда отару бабушек и пасти их до тех пор, пока старушки не отправятся в мир иной, а их квартиры – согласно договору – не перейдут в собственность других людей.
Для тех же бабушек "добрый" мэр надумал было сделать платным посещение кладбищ, чего не было ни при какой киевской власти, включая период фашистской оккупации. Тема кладбищ вообще очень волновала Черновецкого: именно при нем цены на ритуальные услуги взлетели до небес, а сами места захоронений начали готовить для приватизации. При этом, однако, "Леня" Черновецкий так трогательно дружил со слоном (даже уволил директора зоопарка за то, что тот не купил слону подружку), что бабушки снова все простили. Между прочим, при Черновецком вся мэрия была обязана взять под опеку одно из животных в зоопарке и от имени зверей поздравлять киевлян с праздниками.
При этом ширмой подобного слащавого идиотизма маскировались абсолютно циничные проекты. Например, у Черновецкого чесались руки пустить с аукциона исторические здания столицы. Мол, у мэрии нет денег на их реконструкцию, так пускай этим занимаются инвесторы. Еще он порывался ввести специальный налог на балконы, кондиционеры и спутниковые антенны. О банальном увеличении тарифов на ЖКХ вообще умолчим. "Леня" также надумал продавать свидания с самим собой и со своими заместителями. Кстати говоря, подобная идея возникла в мозгу мэра из "лучших" побуждений – именно так он собирался победить коррупцию в КМДА, а деньги от рандеву пустить на благотворительность. Отдельный портфель предложений от мэра существовал и для молодоженов – они могли заказать прогулку на машине из личного автопарка Черновецкого и сделать с ним фотосессию. Хорошо хоть, первая брачная ночь не натолкнула Черновецкого ни на какие идеи – видимо, в этой сфере "Леня" просто не успел "покреативить".
Каштаны, туберкулез и литр воды за гривну. Истории Попова
Александр Попов, следующий мэр Киева (правда, неофициальный) действовал несколько иначе. Киевлян он обирал не прямым повышением цен, а созданием неких новых КП или внедрением совершенно никчемных социальных проектов , на которые шли деньги из городского бюджета. Что касается популизма, то этого качества и у Черновецкого, и у Попова было в переизбытке.
Попов, правда, не целовался со слоном, но желая добиться популярности у киевлян, "строго наказал" директора "Киевпастранса" Николая Ламбуцкого, велев ему ездить на работу и с работы в холодной как лед (речь о зиме 2012 года) городской электричке. подтверждение Юмор был в том, что жил Ламбуцкий в районе Майдана Незалежности, а офис "Киевпастранса" находился на Почтовой площади. Как ни крути, а проложить маршрут из точки "А" в точку "Б" с помощью электрички чиновнику не удалось бы.
В рейтинге наиболее известных популистских проектов Попова значатся два: семейные амбулатории и магазины "шаговой доступности". Решив перенести на киевскую почву идею, обкатанную им на жителях Комсомольска, Попов заговорил о семейных врачах. Срочно переквалифицированные из терапевтов "специалисты широкого профиля" должны были соединять в себе всевозможные функции – от офтальмолога до гинеколога. Излишне говорить, что безумный проект провалился, и амбулаторий у Попова не вышло.
Зато пиару на "бесплатной" и "доступной каждому" медицине было более чем достаточно. Как и на идее покрыть город сетью небольших магазинчиков с "социальными ценами" на товары первой необходимости. Магазинчики имели вид киосков – тех самых МАФов, с которыми безуспешно борется не одно поколение киевских мэров, и очень быстро "деградировали" под продажу пива и сигарет. На "семейные амбулатории" от Попова из бюджета ушло 100 миллионов гривен, еще примерно столько же – на "социальные" магазины.
Еще 543 миллиона гривен "ухнули" на строительство транспортной развязки на Почтовой площади, которая так и не была построена. Еще миллион долларов был выброшен на очередное пересаживание каштанов на Крещатике (сколько пошло на откаты мэру – история умалчивает). И уж совсем несусветную сумму запросил Попов на полную реконструкцию всех киевских бюветов. Кошторис проекта приближался к 8 миллиардам гривен (!). Чтобы "отбить" вложенные деньги, "социальный" мэр Попов предложил взымать с горожан плату за пользование бюветами. Сначала речь шла о 40-50 копейках за литр воды, но потом цена доросла до гривны. При этом "Киевводоканал" заявлял об отсутствии у него средств на ремонт системы водоснабжении и о вынужденном увольнении 30% работников. Била в набат и Бортническая станция аэрации, но популист Попов упорно этого не слышал. Ведь на том "продукте", которым занимаются Бортничи, красивый пиар не сделаешь. Не тот у него "аромат".
"Но если есть в кармане… карточка киевлянина"
Еще Попов активно проталкивал внедрение "карточки киевлянина", чем ныне занимается и Виталий Кличко. Вообще эта карточка – нечто вроде "переходящего красного знамени", ведь у истоков подобной"блестящей" идеи стоял еще Черновецкий. При Попове на карточку было потрачено 290 миллионов гривен, а в результате получился просто очень дорогой проездной билет. Больше от нее – никакой пользы, разве что иногда на карточку "капают" мелкие переводы – теперь уже от Кличко, о чем торжественно уведомляют пенсионеров. Одновременно с этим Кличко говорит о реализации целевой программы "Забота. Навстречу киевлянам", которая предполагает гарантии бесплатного проезда для пенсионеров, инвалидов и ветеранов. Но ведь "карточка киевлянина" это предполагает и так – как говорится, по умолчанию…
Вообще переливание из пустого в порожнее – любимое занятие Виталия. Уже год продолжается война с МАФами, которые в схватке с Кличко одерживают все новые и новые победы. Мэр не понимает, что он – не на ринге, и что нужно прибегнуть к муниципальной революции, разработать новые принципы торговли в городе и контролировать правила игры, иначе вместо одних МАФов будут ежедневно появляться другие. Не ладится у Кличко и противостояние незаконным стройкам – да и как может быть иначе, если "УДАР" привел в Киевсовет владельцев крупнейших строительных компаний? Борьба Кличко с хаотическим строительством – это борьба пчел с медом.
Ни одно из громких обещаний нынешнего мэра, апеллирующих к злобе дня, на сегодня не реализовано. Не люстрированы одиозные чиновники. Не закрыты бесполезные коммунальные предприятия. Не выделена земля участникам АТО. Не решен вопрос с налогом на доходы физических лиц, который Кличко обещал отстоять на уровне Кабмина и оставить в распоряжении города. Все так же перманентно исчезает горячая вода: обещание прекратить беспредел "Киевэнерго" Кличко не сдержал. Все так же ощущается дефицит коммунального транспорта (зато цена за проезд при Кличко выросла в два раза). Все так же ездят машины по "пешеходному" Андреевскому спуску и простаивает строительство моста на Троещину.
Зато мэр неустанно плодит всяческие социальные инициативы – уже упомянутую выше "Заботу", а также "Сделаем вместе" и "Зови друзей – играем вместе" (последняя предполагает развитие социальной инфраструктуры для детей, на фоне которых так хорошо делать "селфи"). Фактически же для города не сделано ничего существенного. Да и несущественного тоже. У команды Кличко не наблюдается ни реформ, ни идей. За прошедший год новый мэр и его "УДАР" не представили ни единого проекта по децентрализации полномочий Кабинета министров в пользу столичной власти. Тоже самое касается и реформы местного самоуправления на уровне столицы и районов Киева.
Проблема лично Кличко, возможно, в том, что спорт – это еще и шоу-бизнес. А по-настоящему гениальные менеджерские решения рождаются не в свете софитов, а в тишине кабинетов. Публичным должен быть не процесс мозгового шторма, а те конкретные результаты, к которым он приводит. Иначе все, что демонстрирует политик на камеру – суета сует. И если этого не дано понять – от большой политики лучше держаться подальше.
Источник: Gazeta.ua