Почему Киев остановился в развитии? или Бюджет-2017: куда тратим деньги?
Столица Украины окончательно остановилась в развитии, и бюджет города на 2017 год это подтверждает. Причины этого – полное отсутствие стратегического плана развития города и хотя бы элементарных навыков менеджмента.
В рамках децентрализации в принципе было бы неплохо обсуждать бюджет с громадой Киева. Это было бы прозрачно, понятно и видно, что власть учитывает мнение киевлян. Это было бы правильно стратегически. В их же случае - город просто поставили перед фактом, что говорит о том, что стратегии нет и обсуждать в принципе нечего.
Внимательно изучил те цифры, которые анонсировала Киевская власть. На первый взгляд, все инициативы, куда направляются деньги, не вызывают никаких нареканий. Но если посмотреть детали и сопоставить разные статьи расходов, то мы увидим, что деньги в первую очередь будут тратиться туда, где чиновникам легче заработать.
Например, на внутридомовое обслуживание, лифты, утепление домов и т.д выделяется минимум! Из всех секторов меньше всего денег получит именно сектор жилищного хозяйства – всего 438,5 млн грн. Это 1,2% всех расходов бюджета!!! Даже на парки потратят денег больше – 478,1 млн грн.
Парки, безусловно, важны. Но эту статью расходов вообще можно было бы переложить на плечи столичного бизнеса и меценатов: они занимаются парками, а за это получают какие-то преференции от местной власти… С другой стороны, энергосбережение – едва ли не самая перспективная и актуальная сфера. Ведь при правильном подходе к утеплению домов и обновлению коммуникаций, можно достичь экономии энергоресурсов до 50%! Вот это был бы важный шаг на встречу киевлянам!
Куда мы идем?
Энергосбережение – лишь пример. В чем суть проблемы? К составлению бюджета у нас подходят по старинке: свести расходы и доходы. Если получилось – не паримся, если нет – бежим в областной и государственный бюджет и решаем, как бы нам закрыть это дырку. Никаких стратегических целей развития у нас нет, этим даже никто не занимается. Соответственно, приоритетов нет, обсуждений с громадой нет. В итоге у нас даже нет критерия, как измерить эффективность местной власти. Сейчас критерий такой: пришло 36 млрд, ушло 36 млрд. Молоды, освоили деньги! Заработали, набили карманы.
Если мы посмотрим на города в США и Европе – они все имеют определенное позиционирование, свою “фишку”, свой профиль. И на этой специализации как добавочной ценности город начинает зарабатывать. Лас-Вегас: игорный бизнес, развлечения, отели. Лос-Анджелес: море, киноиндустрия. Сан-Франциско: IT индустрия. Нью-Йорк: финансы. Вашингтон: политика.
А какая изюминка могла бы приносить дивиденды Киеву? Смарт-сити? Город, в котором легко вести бизнес? “Зеленый” город? Сейчас даже намека на уникальную фишку у нас нет.
Столица – это не “фишка”)) И не корыто, из которого воруют деньги.
Что такое эффективный менеджмент на уровне города?
К составлению бюджета на государственном и городском уровне можно подходить двумя подходами. Первый - по старинке: освоили бюджет, отчитались, забыли. Второй – европейский, цивилизованный, как это происходит в бизнесе?
- Как руководитель бизнеса я определяю цель – куда я хочу прийти со своей компанией в следующем году и что мне для этого нужно. В контексте города, это должно произойти после обсуждения с громадой.
- Далее я собираю со всех подразделений компании их “хотелки” по всем направлениям – сколько им нужно денег и на что.
- Структурируем: чего я хочу, сколько у меня есть и какие текущие затраты есть.
- Потом это все совмещается: что оставить, от чего отказаться или как по-другому решить те или иные задачи.
Теория разбитых окон
Отличный пример – история Нью-йорка, когда усилия города в одном конкретном направлении – безопасности, изменили ситуацию во всех сферах. Это известный кейс “Теория разбитых окон”. Муниципалитет определил для себя задачу и приоритет: сделать Нью-Йорк безопасным, и задействовали всех: от полиции, работников транспорта до коммунальщиков, которые просто ежедневно закрашивали граффити по всему городу. Через несколько лет они получили результат. Это пример разумного подхода к управлению городом. И таких примеров по всему миру масса.
Пока мы не определимся, каким должен стать Киев через 5-10 лет, ни один профицитный бюджет не поможет. Это как “не зная, куда корабль плывет, ни один ветер не будет попутным”.
Андрей Карпенко, лидер объединения "Сила громад"