Почему 80% населения Украины рискует остаться безграмотными
Считается, что из 100 процентов студентов – 10% – по-любому выучатся, даже если учебный процесс будет вялым и преподавательский состав слабым; 10% – необучаемы в принципе, хоть кол на голове теши; остальные 80% зависят от способа научения, подачи информации, качественных навыков преподавателей и т. д.
Следовательно, статья посвящается именно этим 80%, которых мы, к сожалению, с вами теряем.
Начнём с азов. Образованием управляет государство. Именно оно, согласно программе своего развития (не надо плакать в этом месте, мы в мире не одни такие) “создаёт” условия для реализации качественного процесса в сфере науки и образования.
Обойдём тему нашего экономического недоразвития и превращения в колонию (в этом месте я убрала три абзаца пафоса и перехожу сразу к сути).
Разумеется все ИМХО и от блондинки.
Итак. Первым и несомненным злом в системе образования является ЗНО.
Откуда оно вообще взялось?
1. Тестирование было введено во Франции, когда бывшие колонии в Африке стали независимыми государствами и хлынувшая во Францию волна эмигрантов оказалась настолько примитивной интеллектуально, что пришлось ввести тестовую систему, поскольку основная масса прибывших могла отвечать только на уровне “да” и “нет” и практически не умела считать. Так умение “размышлять” подменили “угадыванием”. Однако уже через год начались массовые протесты против такого подхода и ещё через три года правительство Франции вынуждено было отказаться от массового применения стандартизированных тестов. Это, правда, совпало и с научными исследованиями американских тестов, которые лишний раз доказали, что тесты не являются измерителем знаний, а скорее определяют подвижность нервной системы, уровень приспособления к необычному и предрасположенность к риску.
2. Впервые тестирование знаний в системе образования было применено после Первой мировой в США для вернувшихся с фронта солдат, поскольку они не обладали элементарными знаниями для отбора в учебные заведения.
То есть, делаем выводы – на Западе тестирование было внедрено с целью приблизительной оценки знаний людей с низким образовательным (не хочется писать “интеллектуальным”) уровнем.
Тем не менее, наши школьники два последних года перед выпуском активно “осваивают” тесты (к слову, ещё и не всегда грамотно составленные) вместо обучения важным навыкам и необходимым знаниям.
Что сказать... независимо от количества баллов ЗНО, уровень подготовки абитуриентов для обучения в вузе сегодня плачевный.
Мы уже на входе получаем качественно иную молодёжь. Кто-то скажет, что супер, это, мол, новое поколение и оно с клиповым мышлением и креативным подходом. Но вынуждена заметить, что далеко не все специальности требуют креатива и могут быть освоены “клиповым” способом. Большая часть уникальных и глубоких знаний все же требует труда (читать, считать, писать, учить), качественной подготовки к этому процессу и не менее качественной коммуникации с носителем знаний.
Украинская школа оторвана от института, как, в общем-то, и институт от государственных “стратегий” развития. И ЗНО только усугубляет этот разрыв.
Я не динозавр и не отрицаю возможностей онлайн обучения, если оно качественно построено. Если институт обладает уникальными видео материалами, а страна способна обеспечить качественный интернет и наличие необходимой техники у каждого студента.
Но то, что происходит сейчас – полная профанация. Об этом говорят на каждой кухне, но выхода не видит никто. Карантин. Точка.
- Миша, ты с нами?.. Миша, ответь, если ты нас слышишь.
Совершенно однозначно активны только 10% студентов. С их помощью или, точнее, поддержкой и проходит лекция. Остальные безмолвные картинки – это отсутствующие люди. И, опять же, все это знают. Да-да. Видеть “вживую” контакт не получится, если у вас 50 и больше студентов – качество связи не позволит.
Кто-то скажет – оффлайн может то же самое происходить. При наличии присутствия в аудитории – полное отсутствие моральное и интеллектуальное. Однако онлайн предоставляет значительно больше возможностей отсутствия при визуальном “присутствии” на экране компа.
Так вот возвращаясь к началу посыла – 80% населения в будущем рискуют остаться неграмотными или, скорее всего, примитивной дешевой рабочей силой. Тем самым сегментом, которому беззастенчиво можно впаривать некачественные продукты питания, вредные лекарства, откровенно лживую информацию и прочие неработающие идеи и смыслы.
Я просто лишний раз хочу сказать, что начинается все это некачественное и вредное именно со школьной парты.
У нас.
Наталия Семенченко, профессор в КПИ им. Игоря Сикорского, доктор экономических наук