вівторок, 5 листопада 2024 г.
Нужен ли Украине “партнер” газотранспортной системы

Нужен ли Украине “партнер” газотранспортной системы

Александр Трохимец

Управляющий партнер правовой группы “Трохимец и партнеры”

Украине следует занять более жесткую позицию в газовых взаимоотношениях на европейском континенте. А любые действия украинских чиновников и политиков, нацеленные на лишение нашего государства уникального экономического актива - Единой газотранспортной системы - должны быть расценены, как государственная измена.

Все активнее и громче звучат мысли, что Украине нужно как можно быстрее привлекать иностранного партнера к управлению Единой газотранспортной системой (ГТС).

Причин тому называют несколько:

  • невозможность договориться с “Газпромом” о транзите российского газа через территорию Украины;

  • выполнение международных обязательств, которые Украина взяла на себя перед ЕС;

  • неудовлетворительное техническое состояние украинской ГТС и, соответственно, необходимость инвестировать в ее модернизацию;

  • необходимость препятствовать строительству из РФ в Европу в обход Украины таких газопроводов, как “Северный поток – 2”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Действительно, все указанные проблемы существуют, за исключением, разве что, неудовлетворительного состояния украинской ГТС. Но нужно ли для их решения отдавать долю в размере 49% иностранной компании?

О невозможности договориться с “Газпромом”

Еще месяц тому на всю страну звучали фанфары великой победы украинского “Нафтогаза” над российским “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже. Международный арбитраж признал обязательства российского газового монополиста оплачивать за транзит не менее 110 млрд. кубометров газа в год, вне зависимости от того, был прокачан такой объем или нет.

Эти обязательства “Газпром” взял на себя еще в 2009 году, подписав контракт, который с украинской стороны курировала премьер-министр Юлия Тимошенко. Срок действия этого контракта заканчивается в 2019 году, то есть, менее, чем через год.

Заигравшись в войнушки с “Газпромом”, команда молодых “реформаторов” в “Нафтогазе” во главе с Андреем Коболевым и Юрием Витренко забыли о своей главной функции – обеспечить стабильную работу газовой инфраструктуры Украины. Вместо этого они активно занимались политикой, то оправдывая повышение цены на газ внутренней добычи в три раза, то разъезжая по заграничным командировкам и проводя там переговоры о сдаче украинской ГТС.

Результат такого безалаберного управления - Украина впервые за многолетнюю историю может оказаться без долгосрочного контракта на транзит российского газа. При отсутствии долгосрочного контракта, соответственно, невозможно будет рассчитать экономику эксплуатации ГТС, что приведет к еще большим убыткам.

Для выхода из глухого экономического угла, в который сами же себя и загнали, украинские чиновники, провластные и псевдоопозиционные депутаты, а также упомянутые топ-менеджеры “Нафтогаза”, предложили передать 49% акций новообразованного предприятия, которое будет управлять ГТС, некоему “иностранному партнеру”.

Прибыль, которую сейчас приносит транзит российского газа через украинскую ГТС, составляет около 2 млрд долларов в год. Получается, украинские чиновники абсолютно осознанно протягивают решение, которое отдаст “иностранному партнеру”, роль которого не совсем понятна, 1 млрд долларов в год.

И это те же самые чиновники, которые ради очередного транша МВФ в таком же размере, повышают цену на газ внутренней добычи для населения в три раза и готовы распродавать украинскую землю.

Украине следует в этом вопросе занять более жесткую позицию. Поскольку сегодня альтернативы транзита газа из России в Европу, кроме украинской ГТС нет, не нужно беспокоиться, что мы не можем договориться с “Газпромом”.

Есть продавец товара (газа) “Газпром”. Есть покупатель или покупатели товара – любой оператор из стран ЕС. Соответственно, с Украиной о транзите может договориться любая из этих сторон.

И не надо никому отдавать контроль над активом стоимостью 300 млрд евро, который равен четырехлетнему ВВП Украины.

О международных обязательствах Украины

Основными международными нормативно-правовыми актами в сфере газовых отношений, которые Украина ратифицировала и которые, соответственно, являются обязательными к выполнению, являются:

- Соглашение об Ассоциации Украины с Евросоюзом;

- Договор об Энергетическом сообществе.

Рекомендательными являются Директивы ЕС, среди которых Директива Европарламента и Рады 2009/73/ЄС от 13 июля 2009 года о совместных правилах внутреннего рынка природного газа.

Еще 14 августа 2014 года через Верховную Раду был проведен Закон №1645-VII, которым был снят запрет на передачу в аренду, концессию и другие виды пользования украинской ГТС, как имущественного комплекса. А уже 9 апреля 2015 года был принят Закон №329-VIII “О рынке природного газа”, в котором положениями 21 статьи создана возможность передачи 49% украинской ГТС иностранной структуре.

Внимательно прочитав тексты международных нормативно-правовых актов, ни в одном из них не находим обязательств Украины по передаче кому бы то ни было -  то ли в собственность, то ли в управление - достояния украинского народа, которым, безусловно, является Единая газотранспортная система Украины.

Неудовлетворительное техническое состояние ГТС и необходимость инвестиций в ее модернизацию

Украинская ГТС является уникальным технологическим комплексом, аналогов которому в мире нет. Она состоит из 37 тыс. км газопроводов, 72 газоперекачивающих станций, 13 подземных газохранилищ общей емкостью 31 млрд кубометров.

Сегодня ни Кабинет министров, ни Министерство энергетики и угольной промышленности, ни сам “Нафтогаз” не смогли объяснить: какие именно технические показатели свидетельствуют о ее неудовлетворительном состоянии, какой объем инвестиций и на какие именно программы необходимо их привлекать?

К тому же, очевидно, что доходов от транзита достаточно для поддержания ГТС в надлежащем состоянии.

Более того, вице-премьер Владимир Кистион на круглом столе, который состоялся 21 марта 2018 года в Верховной Раде, признал, что ни одна из компаний, которые рассматриваются в качестве потенциальных партнеров ГТС, не выразила готовности инвестировать в газовую инфраструктуру Украины, а также не дала гарантий загрузки транзитных возможностей ГТС хотя бы на уровне минимальной экономической эффективности (60 млрд кубометров в год).

Соответственно, и этот аргумент, мягко говоря, является надуманным.

Привлечение партнера ГТС сделает невозможным строительство газопроводов в обход Украины

Планы строительства “Северного потока – 1” и “Северного потока – 2” в России появились с первых лет правления Владимира Путина - в 2001 году. Еще тогда, когда про войну между Украиной и Россией никто не мог даже подумать.

Для России диверсификация газотранспортных путей была, есть и будет геополитической целью. Для Европы, с экономической точки зрения, тоже было бы выгоднее иметь несколько путей поставок природного газа.

Но, из-за агрессивного поведения РФ на международной арене, Европа вынуждена вообще пересмотреть свои энергетические программы - с целью уменьшения зависимости от российского газа, вплоть до полного отказа от него.

Поэтому утверждение, что передача 49% украинской ГТС удержит от строительства “Северного потока – 2”, деликатно выражаясь, является наивным.

Европейцы прагматичны. И они не будут жертвовать своей экономикой ради помощи Украине. А вот получить лишний миллиард долларов от транзита российского газа в качестве партнера ГТС – очень даже возможно.

Более того, никто не застрахован от того, что завтра конечным собственником “европейского партнера” ГТС не окажется сам “Газпром”.

Что же делать Украине

В сложной ситуации, в которую нас завели именно отечественные управленцы, Украине необходимо сделать следующие шаги:

1. Пресечь любые посягательства на украинскую ГТС со стороны любых “иностранных партнеров”. Именно с этой целью в Верховную Раду был внесен законопроект №8107 “О внесении изменений в некоторые законы Украины по защите национальных интересов в управлении и собственности Единой газотранспортной системы Украины”.

2. Немедленно провести переговоры с европейскими газовыми операторами с целью подписания долгосрочных контрактов на транзит российского газа через украинскую ГТС.

3. Разработать экономическую модель функционирования украинской ГТС с целью разработки мероприятий по снижению тарифов на транзит, чтобы, в случае строительства обходных газопроводов, украинская ГТС оставалась конкурентоспособной.

Читайте: “Немецкий” газ и “голландский” уголь: двойные стандарты украинской энергетики

Александр Трохимец, президент общественного союза "Киевская региональная энергетическая ассоциация"

KиевVласть

Теги: новости киева, новости украины, газотранспортная система

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.