Минские соглашения: меньшее зло, которое все-таки зло
На фоне постепенно накаляющейся ситуации на Востоке, минский переговорный процесс, и так не казавшийся особо привлекательным, вызывает все меньше энтузиазма. Несмотря на то, что западные партнеры не устают повторять: “Минские соглашения плохие, но это все, что у нас есть”.
Положение партнеров, которые, вне сомнения, пекутся в первую очередь о собственных интересах, и наше - это две большие разницы. Это на нашей территории идет война, гибнут люди, пока идет оккупация, грабят принадлежащие нам природные и промышленные ресурсы. А тут еще и призрак изменений в Конституцию об особом статусе Донбасса замаячил: то слухи о тайных сессиях ВР поднимутся, то о грядущих выборах в ОРДЛо заговорят.
В общем, как не задаться в очередной раз вопросом: принесли ли пользу “Минские” Украине?
Все, кто говорит о соглашениях, настаивают: первое, что дают они нам, – это возможность остановить активные боевые действия и сконцентрироваться на возвращении заложников. Здесь условно поставим галочку о выполнении: серьёзных наступательных операций пока нет, а переговоры об обмене ведутся постоянно.
Хотя о какой-то особенной эффективности говорить не будем – после подписания “Минска-2” счет погибших идет на сотни, и все еще продолжает расти практически ежедневно, а процесс обмена пленными, по отзывам его непосредственных участников “на местах”, проходит значительно медленнее и сложнее, чем до.
С военной точки зрения, перемирие – это возможность перегруппироваться, восстановить и нарастить силы. Очевидно, этим активно пользуются по обе стороны линии фронта, не всегда напрягаясь необходимостью объяснять нарушения пунктов “Минска-2” об отводе войск и вооружений, но не упуская возможности обвинить в этом противника.
Допустим, что правдивая информация об истинном положении дел публике неизвестна, поскольку должна быть секретной, условно поставим и тут галочку нашим военным.
А вот дипломатическая сторона Минского процесса хоть и не целиком, но все же протекает у всех на виду. Дипломатия, как и любая политика, - это искусство возможного.
Вот уже более года мы наблюдаем, что выполнение всех пунктов “Минска-2” пока остается за гранью этого возможного. Западные участники “нормандской четверки” не скрывают своего разочарования и ситуацией в сфере безопасности, и прогрессом в политическом процессе. Это не удивительно, ведь в первом не заинтересована Россия, а во втором – Украина.
Главная проблема Минских соглашений заключается в изначально заложенной ошибке в определении сторон – в том, с чего должен начинаться любой письменный договор. Россия никак не может признать себя стороной конфликта, иначе это просто разрушит всю концепцию ее гибридной операции в Украине, и она проиграет.
Вместо этого Москва продолжает настаивать, что “Киев должен вести прямой диалог с Донецком и Луганском”. На это уже нам никак соглашаться нельзя, ведь не зря же с террористами переговоров не ведут. Хотя тут наша власть оставляет себе возможность к отступлению, до сих пор не оформив террористический статус ДНР и ЛНР.
Отто фон Бисмарк в своей известной цитате настаивал, что в дипломатии и политике мы имеем дело лишь с реальностью и достижимыми целями, всё остальное – пустые декларации. Однако у нас подписи под “Минском-2” реальны, а вот цели – недостижимы.
Читайте: В ООН зафиксировали более 30 тыс. жертв в зоне военного конфликта на Донбассе
Как же реализовать фантазии, записанные в Минских соглашениях? Проводить выборы в ОРДЛо в текущих обстоятельствах, мягко говоря, глупо. Даже в Европе об этом говорят.
Например, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс неоднократно заявлял об опасности проведения каких-либо выборов на Донбассе под дулом российских автоматов, т.е., пока Украина не восстановит контроль на всей границе. Остальные европейские коллеги, пока что, в целом согласны, но говорят не о восстановлении украинского контроля, а об “установлении стабильной безопасности в регионе”.
Украина хоть и согласна с Линкявичюсом больше, чем с остальными, но особо не спорит на счет этих тонкостей и под разным соусом продвигает идею введения международной миротворческой миссии. Пока что наибольший прогресс просматривается в варианте с полицейской миссией ОБСЕ.
Не так давно генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер в интервью AP заявлял, что организация рассматривает возможность направления в Украину вооруженной полицейской миссии з целью “помочь провести выборы в охваченной конфликтом восточной Украине, если на то будет согласие всех сторон”.
Тут сразу же хочется немного отступить от главной мысли и задать вопрос господину Заньеру: каких именно “всех сторон” он имел в виду? И заодно напомнить, что в нынешнем формате Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ получила свой мандат лишь по просьбе правительства Украины, т.е., не спрашивая разрешения всяких там “народных республик”, и Россия, как участник ОБСЕ, дала свое согласие наряду с остальными 56 членами организации.
Читайте: Украина проиграла России в тот момент, когда не объявила войну
Ну да Бог с ним, Заньер вообще странный – ездит в Санкт-Петербург на форумы, называет российскую войну на Донбассе “кризисом в и вокруг Украины”, и пр.
По поводу полицейских Заньер в интервью подчеркнул, что речь идет именно о “полицейской операции, чтобы помочь поддержать порядок и закон в том регионе и… помочь обеспечить безопасную обстановку для проведения выборов”.
После последних телефонных переговоров “нормандской четверки” Петр Порошенко заявил, что введение полицейской миссии на Донбассе уже одобрено на самом высоком уровне. Но из Москвы тут же закричали, что ничего подобного, Путин такого не говорил, мол, Донбасс на это не согласится, мы готовы обсуждать лишь возможность слегка вооружить уже существующую там СММ.
Ну что ж, выглядит так, что Заньер пока нам подыгрывает: нет согласия всех сторон – нет вооруженной миссии – нет безопасности – нет выборов.
А насчет “сторон” примечательно, что другой руководитель ОБСЕ – действующий глава организации и по совместительству министр иностранных дел Германии Штайнмайер - говоря о минских соглашениях, часто использует слово не “все”, а “обе”. И сразу добавляет, что прогресс в реализации “Минска-2” принесет России пряник в виде послабления санкций, как бы намекая, кто есть эта самая вторая сторона.
Такая математика Штайнмайера ближе к реальности чем российский нарратив о менаж де труа между Киевом, Донецком и Луганском. И позволяет предположить, что на Западе все хорошо понимают. Просто говорить не хотят.
Наверное потому рядовому обывателю, смотря на все это, так хочется склеить в одно две известные цитаты, получив нечто вроде следующего: “выбирая из двух зол - выбирай меньшее. Но никогда после не забывай, что все-таки выбрал зло”.
Читайте: Купи в "Олимпийском" часы и почувствуй себя Путиным (фото)