Маэстро Хобарт Эрл представляет
152 сезон Национальной оперы Украины начался весьма динамично. Он открылся Гала-концертом, который состоялся 1 сентября и был альтернативой традиционному “Запорожцу за Дунаем”, исполненного двумя днями позже. Подобная замена ясна и оправдана, ведь концертный формат можно сделать намного ярче и динамичнее – создать у публики чувство праздника! Дальнейшие спектакли радовали почитателей оперы – это хорошие составы в “Манон Леско” и “Севильском Цирюльнике” – недавней премьере прошлого сезона, и любителей балета – три спектакля прошли с такими же превосходными составами.
А вот 11 и 12 сентября состоялись концерты при участии Симфонического оркестра Силезской филармонии (Польша) под управлением маэстро Хобарта Эрла. Этот коллектив впервые выступал на сцене Национальной оперы и исполнил произведения, некоторые из которых редко звучат в нашей стране:
-
Концерт для виолончели с оркестром d-moll Эдуара Лало,
-
Концерт для фортепьяно с оркестром D-dur Йозефа Гайдна,
-
“Мессу ди Глория” Джакомо Пуччини (до этого не исполнялась в стенах театра).
Кроме выше названных произведений, звучали еще две увертюры, исполненные как вступления перед основной программой. В первый день звучала увертюра к “Кармен” Жоржа Бизе, а во второй – к “Оберону” Карла Марии фон Вебера. Солистами в виолончельном и фортепьянном концертах были юные музыканты Дали и Адам Гуцериевы, которые, несмотря на только начинающуюся карьеру, уже имеют признание и выступали с именитыми коллективами по всему миру.
Мне посчастливилось побывать на концерте 11 сентября, так что произведение Гайдна в исполнении Адама останется без внимания в этом тексте, а вот о виолончельном концерте есть что сказать!
Думаю, что начать стоит с оркестра. Коллективу этому не многим более 70 лет, но несмотря на довольно молодой возраст (некоторые коллективы имеют более чем 150-и летнюю историю), он сейчас один из наиболее значимых польских оркестров. На счету оркестра Силезской филармонии более 550 концертов в 25 странах. В 2000-м он совместно с Силезским филармоническим хором был приглашен в Рим на празднование юбилея Папы Иоанна Павла II. Леопольд Стоковский, Геннадий Рождественский, Виктория де лос Анхелес, Монтсеррат Кабалье – вот только несколько имен тех, с кем работал коллектив.
В этот вечер за пультом стоял Хобарт Эрл. Уроженец Венесуэлы и американец по национальности, маэстро с 1991 года живет и работает в Одессе, где возглавляет филармонический оркестр. По его собственному выражению “…украинец – моя пятая национальность”. Ранее маэстро возглавлял Венский камерный оркестр, симфонический оркестр Tonkuenstler и Noord-Nederlands Orkestr в Голландии. Был основателем и художественным руководителем камерного оркестра American Music Ensemble Vienna/Ensemble for Viennese Music New York, выступал с ведущими коллективами мира.
С Одесским филармоническим оркестром, который он вывел на уровень международного признания, выступал в Музикферайн (Вена), Барбикен Холл (Лондон), Национальная Аудитория (Мадрид), Orchestra Hall (Чикаго), Большой зал Московской консерватории, Карнеги-холл (Нью-Йорк) и Кеннеди Центр (Вашингтон), Дэвис Холл в Сан-Франциско и зал Генеральной Ассамблеи ООН.
Как уже говорилось выше, концерт 11 сентября открывался увертюрой к “Кармен”. После ее исполнения произошла техническая пауза – установка подиума для солирующей виолончели.
Концерт для виолончели Э. Лало исполнялся Дали Гуцериевой сдержанно, но с чувством и пониманием замысла композитора. Сдержанность эта естественна и происходит из самого произведения, которое не масштабно и всеохватывающе, а скорее разговор tête-à-tête, местами спокойный, а местами более динамичный и, отчасти, импульсивный. Повествование виолончели контрастирует с оркестровой партией – именно в оркестре преобладает напористость и динамика. После первой части публика, не соблюдая принятых норм не аплодировать между частями, устроила овации.
Вторая часть, более кантиленная, в которой оркестр лишь аккомпанирует, всецело принадлежит солисту. Здесь есть возможность показать и технику исполнителя, и воплотить свой интерпретационный замысел, что и сделала Дали. После нее, самой короткой части концерта, вновь раздались аплодисменты, на этот раз вызвавшие легкую улыбку солистки. Третья часть концерта перекликается с первой как по изложению оркестровой, так и виолончельной партии, но уже синтезирует в себе и материал второй лирической. Постепенное ускорение темпа к финалу и использование в нем темы из сарсуэлы “Человек слаб” Франсиско Барбьери, который возродил этот жанр испанской музыки, подводит к яркой кульминации, где виолончель и оркестр уже в едином характере, дополняя друг друга, соединяются в дуэт.
Надо отметить, что в творческой “копилке” молодой исполнительницы – успешные выступления с грандами мировой классической музыки в музыкальных столицах континента. Среди них – совместные концерты с симфоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова в Париже, Брюсселе, Амстердаме и Лондоне, московские концерты с легендарным Датским королевским оркестром, вступления с прославленным дирижером, виолончелистом Давидом Герингасом (одним из педагогов Дали Гуцериевой) в Риме, Риге и других центрах классической музыки.
Второе отделение началось с обращения представителя американской дипмиссии Шона О’Хара, ведь 11 сентября – день памяти жертв теракта в Международном торговом центре Нью-Йорка. Именно этому событию маэстро Х. Эрл посвятил исполнение Мессы Дж. Пуччини.
Messa di Gloria для солистов, хора и оркестра – знаменитое и одновременно редко звучащее произведение, требующее большого хора, который имеется в Национальной опере. Оно было написано, как дипломная работа по окончании консерватории в городе Лукка – родном для композитора. Впервые Messa di Gloria была исполнена 12 июля 1880 в Лукке на празднике Св. Полино, покровителя колоколов, но была отвергнута для использования при богослужении. Традиционный католический текст соседствует в ней с нетрадиционным для службы музыкальным сопровождением, в котором использованы как приемы оперного письма, так и элементы тосканских народных песен. Именно поэтому произведение было забыто и вновь открыто благодаря Данте Дофилантино, исследователю творчества Пуччини, нашедшего ноты в 1952 году в Нью-Йорке.
Звучала Месса хорошо, способствовали этому как составы исполнителей – и оркестр, и хор прекрасно взаимодействовали на сцене, точно исполняя дирижёрские указания, так и акустическая “ракушка”, о установке которой положительно отзывался маэстро перед концертом. В сольных номерах пели солисты Национальной оперы Украины Дмитрий Иванченко (тенор) и Александр Мельничук (баритон).
Все бы ничего, если не публика, опять рукоплескавшая между частями. Так, перед третьей частью Credo, зал разразился овациями, что несколько смутило дирижера, после этого старавшегося не делать пауз. Но ситуация повторилась вновь. За кулисами после концерта велся разговор, что следует делать объявление с просьбой не прерывать исполнение. Возможно, 12-го подобного не происходило.
Думаю, что повторное исполнение Мессы и исполнение фортепьянного концерта в следующий вечер прошло не менее успешно, но об этом судить уже тому, кто присутствовал в Опере.
Читайте: Браво, Фигаро!
Алексей Гончар, журналист