вівторок, 5 листопада 2024 г.
Кто контролирует государственные финансы

Кто контролирует государственные финансы

Сергей Петрик

Публицист

В большинстве случаев на вопрос из заголовка ответят – Госфининспекция (ранее КРУ). Тем более, это ведомство на слуху после громких заявлений отстраненного от руководства им Николая Гордиенко о коррупционных схемах в правительстве.

Но это, посмею сказать, не самый важный орган. Деятельность Госфининспекции направляется и координируется Кабмином и полностью зависит от него. А есть в стране высший орган финансового контроля – Счетная палата, которая образуется Верховной Радой: председатель и члены ее Коллегии назначаются тайным голосованием на семь лет с правом переизбираться на второй срок и остаются работать все это время при любых сменах власти. Палата подотчетна Раде, но при этом сохраняет независимый статус органа специальной конституционной компетенции и уже почти два десятка лет имеет беспрецедентные полномочия по отслеживанию всех бюджетных потоков. И при этом мало кто из среднестатистических украинцев знает о ее существовании.

Один только факт подчеркивает ее значительность. Это единственное ведомство, в котором на триста с чем-то работающих по штатному расписанию человек приходится один первый вице-премьер-министр (к этой должности постановлением Кабмина приравнивается должность председателя Счетной палаты), два вице-премьер-министра (первый заместитель и заместитель председателя) и 11 министров (главные контролеры – директора департаментов и секретарь Счетной палаты).

В последние недели о Счетной палате заговорили.

Накануне майских праздников президент Петр Порошенко подписал Закон "О внесении изменений к Закону Украины "О Счетной палате", по которому указанное ведомство получило контроль не только за расходами, но и за поступлениями средств в Госбюджет. Впрочем, данные полномочия, в зависимости от политической целесообразности, у Счетной палаты то отнимали, то возвращали. Теперь устранены законодательные несогласованности, вызванные частыми изменениями Конституции, а также выполнены условия, которые поставили Украине кредиторы – Всемирный банк и Евросоюз.

А представители парламентского большинства вроде бы намерены уже на следующей пленарной неделе, с 12 по 15 мая проголосовать в Верховной Раде новые назначения, наряду с другими органами, в руководстве Счетной палаты. Коалиция обсуждает кандидатуры, впрочем, не разглашая их.

Эти разговоры могут закончиться ничем. Кадровые назначения в Счетной палате являются предметом крупного политического торга и периодически анонсируются, но не происходят, при всех властях. Дело даже не в вечном споре власти и оппозиции, кому из них должно быть отдано руководство палатой. Власть и оппозиция меняются местами, этот вопрос периодически снимается с повести дня (как сейчас), но согласия никогда не было ни в одной коалиции.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 
 

И провластные, и оппозиционные политики  больше всего шумели в первом полугодии 2011 года. К тому времени свои сроки пересидели более половины главных контролеров, а в декабре 2010-го закончился второй срок пребывания в должности первого и неизменного руководителя Счетной палаты Валентина Симоненко.

В июле 2011 года, перед самыми парламентскими каникулами, неожиданно для Валентина Симоненко, который накануне спокойно уехал в отпуск, большинством голосов Верховной Рады его уволили. Без всякой замены. Замену пообещали осенью. Под шумок в тот же день избавились от двух главных контролеров – директоров департаментов, один из которых сам написал заявление, а для второго, как и для Симоненко, это стало неожиданностью. Возможно, существовала договоренность о замене этого контролера – во всяком случае, представители оппозиции сразу же предложили своего кандидата, но голосования по нему не было до сих пор. В сентябре 2011-го "ушли" еще одного главного контролера.

Нового председателя Счетной палаты, Романа Магуту назначили в апреле 2012 года. Как раз к этому времени истек 7-летний срок полномочий зампредседателя Счетной палаты Александра Яременко, который после увольнения Симоненко исполнял обязанности председателя.

Сегодня получается, что Магута – единственный (!!!) полностью легитимный член Коллегии Счетной палаты. Его законный срок полномочий – до апреля 2019 года. Первый заместитель председателя Владимир Першин умер в апреле 2008 года. Заместитель председателя Александр Яременко должен был работать до марта 2012 года. Тогда же истек срок пребывания в должности сегодняшнего секретаря Счетной палаты Анатолия Юхимчука.

Из 10 департаментов – четыре с 2011-го и ранее годов без главных контролеров – директоров. Руководство осуществляют заместители директоров, люди без таких прав и гарантий, которые имеют директора. Из ныне работающих главных контролеров у двоих истекли сроки полномочий в июне 2011 года (но они почему-то остались, в то время как их коллег уволили именно в связи окончанием сроков), а у четверых – в марте 2012-го.

Возможно, этим и объясняется то, что большинство граждан попросту не знают о существовании Счетной палаты. Отчеты об аудитах передаются в органы, где они проводились, а там, наверное, еще и спасибо говорят за возможность, изучив материалы, в будущем надежнее прятать концы нарушений. Работа, без всяких сомнений, высокопрофессионального персонала (его всегда тщательно подбирали в Счетную палату) не приводит к громким уголовным делам и вообще любым практическим последствиям для нарушителей. Каких обличений можно ожидать от людей, которые сидят в комфортных, но очень шатких креслах? 

А вдруг такое положение вещей устраивает любую, даже революционную власть? И, заговорив о назначениях, просто решили припугнуть контролеров, чтобы те были посговорчивее? Ведь было уже достаточно времени, чтобы вспомнить о Счетной палате, тем более, когда дела с государственными финансами обстоят все хуже.

КиевVласть

источник: Сегодня

Теги: порошенко, финансы, контроль, госфининспекция, счетная палата, симоненко, магута, юхимчук

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.