Крупные транспарантные проекты Киева полезны только чиновникам
О транспортных проблемах центра столицы говорим с Николаем Жариковым, главным архитектором Киева в 1987-1992 годах.
- Мост в центре Киева на расстоянии 600 м от другого моста - большая ошибка...
- Мост в центре Киева на расстоянии 600 м от другого моста - большая ошибка. На Подоле негде развернуться, Московский - перегружен. Я когда-то предлагал строить мостовой переход на окраине Оболони. Решалось сразу несколько проблем. Ведь весь транзит и поток автомобилей шел в сторону окружной. А метро необходимо строить глубоким залеганием под землей через Днепр, так полезнее для экологии, на Трухановом бы не раскапывали землю, за Русановские сады не воевали бы. Город бы не испытывало никакого строительства. Все делалось напрямую, под землей, так дешевле.
Еще в конце 80-х годов мэр пригласил к себе. В кабинете на длинном столе лежал проект метро на эстакаде. Он планировался по Верхнему и Нижнему Валу. Я объяснил, что тогда Разделение пропадет. Настоял, чтобы метро ушло под землю, был когда-то в Нью-Йорке, видел там эстакаду. Идешь, а над головой грохочет наземное метро.
- Подольско-Воскресенский мост уже строится. Вы сейчас предлагаете изменения?
- Нынешний вариант предполагает кучу лишних эстакад, развязок, дорог. Это колоссальные деньги, которые нужно где-то брать. Проект полезен только для чиновников, потому что дает возможность разгуляться. Ведь позволит воровать. Строительство запроектировали вдоль залива Гавань, затем в сторону станции метро “Тараса Шевченко” и “Лукьяновской”. Но это очень большое расстояние, много денег, работы здесь на 5-10 лет. Выезды с моста на Нижний и Верхний Вал уничтожат Подол. По моему проекту станцию метро стоит построить в районе Житнего рынка с пересадкой на Контрактовой площади. Она будет удобна для людей, ведь будет иметь выходы к автовокзалу и рынку. Это разгрузит улицы вокруг.
Также предлагаю идти через Гавань не вдоль, а в направлении станций метро “Контрактовая площадь” и “Львовская площадь”. Под землю стоит спускаться перед улицей Набережно-Крещатицкой. Так мы сэкономим около 1,2 километров моста, это около $ 100 миллионов. Мой вариант не требует ничего разваливать, кого-то отселять. Новая линия метро будет пересекаться с Сырецко-Печерской веткой на станции “Львовская брама”. Преимуществ масса: это и сокращение времени поездки, уменьшение длины моста через залив Гавань с 500 до 200 метров. Отказ от переноса предприятий, строительства автомобильной эстакады и ускоренное введение моста в эксплуатацию. Сохранение инженерных коммуникаций на значительной территории Подола. Значительно уменьшается экологическое загрязнение от введения надземного строительства и шума транспорта на эстакаде в районе Подола.
- Есть ли технология строить метро под Днепром?
- Мне еще в 90-х упрекали, что нет. Но приезжали немцы, у них есть машины. Цена была $ 15 миллионов. Предлагал заказать один комбайн, и строить. Если дорого, то можно приобрести документацию, чертежи. На заводе “Большевик” соберут. Меня слушать даже не захотели. Если бы послушали, то строительство метро обошлось бы в 450 миллионов, а не в 4,2 млрд грн.
Где на Троещине должно быть метро? Обсуждался проект наземного метро по улице Бальзака, где ходит трамвай. Сейчас говорят о проспекте Маяковского.
Когда я был главным архитектором, мы рисовали метро по Маяковского. Для этого специально не застраивали по левую сторону проспекта свободное пространство. Все мечтаю поехать посмотреть, что они там понастроили.
- Какие станции метро в Киеве - Ваши проекты?
- Когда-то работал в “Госстрое”. К тому времени в “Метропроект” работали несколько архитекторов, штамповали одинаковые проекты. Я решил организовать конкурс. Из него получили массу проектов, затем по ним строили станцию Спортивную (Олимпийская - ред.), Мечникова (Кловская - ред.), Минскую, например, спроектировали с белорусским орнаментом.
- Станцию Золотые Ворота признали одной из пяти красивейших станций мира.
- Конкурс на Золотые Ворота выиграли архитекторы московского “Метропроект”. Их идея была в оригинальном своде с освещением через каждые шесть метров. На картинке станция выглядела хорошо, на вид - нет. Золотые ворота - это историческое, древнее место, там должно было быть что-то другое. Начинаю звонить москвичам - раз, другой, посылаю телеграммы, прошу приехать, а они молчат. Я тогда пригласил архитектора Жежерина, показал проект, спрашиваю что это? Он там что-то называет, я говорю: “Это должны быть Золотые Ворота. И делать надо быстро”. На две недели работы прекратили. Затем художников пригласили, которые нарисовали портреты князей. За это мы получили государственные премии. Впоследствии Омельченко приказал снять табличку на станции с моим именем.
- Какова ситуация с выходом из метро “Львовская Брама”. Говорят, что станция полностью готова. Не имеет только выхода.
- Еще в 2008-м году ее обещали открыть к “Евро-2012”. Нынешний проект совсем не имеет выхода на Львовскую площадь, он абсурден. Предполагается на улице Воровского. Сейчас станцию хотят отдать коммерсантам. Место строительства выхода выбрано не для людей, а для бизнесменов. Хотят открыть 5 подземных этажей торговых площадей, и вынести выход на улицу Воровского, а не на Львовскую площадь. Но там просто не нужно столько торговли.
Я мечтаю сделать Львовские ворота с выходом. Недострой, который возвышается на Львовской площади, необходимо снести. Знаю, что Азаров, когда ехал через площадь, морщился. Интересно, кому принадлежит дом, который не могут снести первые лица государства?
- Пытались объяснить чиновникам свое видение решения транспортных проблем?
- Всем мэрам объяснял. Леонид Косаковский (первый мэр Киева в независимой Украине - ред.) не понял, что я имел в виду, Александр Омельченко (мэр в 1999 - 2006) пришел, опять не понял, что имею в виду. Тогда как раз избирательная кампания началась, я встретился с заместителем, предлагал как решить проблемы жителей Троещины. Затем встречаю Омельченко в коридоре, а в мою сторону один мат. А на следующих выборах он начинает строить мост. Потом пришел Черновецкий. Говорит: в 2011 будет метро, но я понимаю, что он некомпетентный человек. Он и Попов видят решение проблемы транспорта в центре Киева в ограничениях его въезда, умных светофорах, тоннелях. Но то, что пишут в Генплане, нелепость. Черновецкий говорил о туннеле с Ленинградской площади до проспекта Победы, Попов о туннеле с Левобережной станции. Пока они только обещают, но для ближайших лет это мираж. Здесь нужны колоссальные деньги. В наших условиях построить этот тоннель можно лет за 30-40.
- Выделите наибольшую проблему столицы?
- Транспорт. Чиновники, если не видят в каком-то проекте собственной выгоды, просто отказываются его рассматривать. Сейчас деньги выделяют только на Ленинградскую площадь, а в центре ничего не хотят делать. Центр, где большое количество людей и авто, менее важен, чем левый берег?
Есть проблемы на бульваре Леси Украинки. Товарищ Попов со своим периферийным видением вбухал сюда кучу денег. Поставил на бульваре лавочки, сделал дорожки из гранита, цветы посадил, устроил все для пешеходов. Сколько потратили - не говорят. Но бульвар никому не нужен, по нему никто не ходит. Зачем его превратили в зону отдыха? Здесь только приходят ребята пиво пить, еще собак местные выгуливают. Из-за постоянных пробок такая загазованность воздуха, что отдыхать вредно.
Вместо того, чтобы расширять выезд с улицы Мечникова и бульвара Леси Украинки, построили офисный центр “Парус”. Там надо построить несколько подземных решений до Красноармейской. Также проложить подземный тоннель, который будет выходить на бульваре Шевченко напротив Ботанического сада. Еще один надо тянуть до Воздухофлотского моста. Так мы расширим поток авто на бульваре, не будет вечной пробки. Также есть возможность проложить тоннель по улице Саксаганского.
- На площади Леси Украинки вы также предлагаете выкопать тоннель?
Это 100% решения транспортной проблемы площади, улиц Кутузова и Московской. Если просто проложить, тогда получаются узкий въезд и выезд. Нужно забрать кусок тротуара, на выезде установить остановку общественного транспорта. Также у меня есть решение проблемы заторов на оси улиц Московская, Кловский спуск, Мечникова. Дорогу там стоит расширить до четырех полос. Там пространство большое, есть место. Деньги на ремонт можно получить по сдаче под торговлю двух этажей завода “Арсенал”. Рядом с корпусом есть пустырь, его можно отдать под офисный центр. За эти деньги можно реконструировать.
- Современные руководители города понимают что нужно городу?
В 2008 году, когда заявили о “Евро”, я понял, что надо включаться. На планшетах нарисовал решения проблем в центре, подавал в мэрию. А меня никто не слышит. Как я ни старался, но на меня даже внимания не обращали. Власти набрали проходимцев, которые просто хотели под “Евро” получить доступ к земле. На Жуковом острове землю делили, в Лаврском переулке строили отель, а оказались апартаменты. И это в 12 метрах от Лавры.
- Почему проблемы Киева не интересуют чиновников?
- Мэры меняются, а окружение нет. Остаются некомпетентные люди, которые шепчут что и как делать. Сейчас в центре нет никаких градостроительных решений, которые решат транспортные проблемы. Черновецкий ну совсем ничего не понимал в застройке, его “молодая команда” тоже. О чем можно говорить, если сам Черновецкий рассказывал, что Денис Басс (его заместитель - ред.) Ни разу в жизни не ездил в метро, только в “Мерседесе”, потому что ребенок богатых родителей.
- Когда в Киеве начали бесконтрольно строить?
- Когда главным архитектор был Сергей Бабушкин и мэром Александр Омельченко. При нем выросли многоэтажки во дворах. Велотрек угробили по его протекции. Каждое свободное место в городе застраивают. Например, на Софиевской площади отель “Хайят”. На Кловский, Грушевского, возле Киево-Печерской Лавры при нем построили аквариумы. Помню, были общественные слушания строительства гостиницы на Софиевской площади. Застройщики привлекли архитектора из Австрии, который разработал проект. Я задал ему вопрос: “Вы бы в Вене построили такое?”. Он промолчал.
- Зимой было очень много прорывов труб коммуникаций. Что необходимо делать с коммуникациями?
- Это пока не катастрофа. Ну, нет власти сейчас нормальной, поэтому не успевают все ремонтировать. Надеюсь, скоро будет нормальная власть, которая и сможет это решить.
- В последнее время даже снег не убирают.
- Весь бардак в городе, потому что нет мэра города. Когда мэром был Згурский, там снегоуборочные машины косяками ходили по улицам. Люди сами должны смотреть за порядком. Хожу на теннис на Левобережной мимо одного института. Прежде всегда было чисто. Работники сами ходили убирали, если выпадало много снега. Сейчас, когда его превратили в офисный центр, попробуй заставить клерка выйти и поубрать.
- Как в перспективе Киев должен развиваться?
- В Москве в 2,5 раза увеличили размер города. Нам также надо так поступить. Так можно решить квартирный вопрос - строить на относительно дешевой земле социальное жилье с просторными дворами. Потому что в Киеве забивают дома друг к другу, пространства нет. На Харьковском массиве свеча стоит у свечи. Никто не хочет строить социальные центры, школы и садики. Они не приносят прибыли.
Застроить Рыбальский полуостров офисными центрами является глупостью, так как там нет транспортной инфраструктуры. В принципе перенос офисных центров на окраину логично. Вот на заводах на микрорайоне Позняки она есть. Рядом метро, развязки, широкие дороги. Пишут, что городские власти решили строить подземные паркинги на улицах Городецкого и Крещатик. Это глупость, дома там очень старые, не выдержат, рассыпятся.
Источник: Gazeta.ua, Богдана Евсеева, Андрей Жигайло