субота, 14 грудня 2024 г.
Коронавирус и медицинская реформа. Коллапс, которого уже почти не избежать

Коронавирус и медицинская реформа. Коллапс, которого уже почти не избежать

Анатолий Велимовский

Глава общественного наблюдательного совета КГКБ скорой медицинской помощи

С 1 апреля вступила в силу многострадальная медицинская реформа. Хочу отметить, что я всегда был ее сторонником. “Автономизация больниц” и “деньги за пациентом” – это правильно, и это нужно было сделать еще лет много назад.

Но еще при подготовке реформы я неоднократно и в своих блогах, и в разговорах с теми людьми, которые ее продвигали, задавал один простой вопрос: “Сколько будет стоить операция аппендицита?”.

 Ответа на этот вопрос я так и не получил.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Что имеем по факту? Хочу отметить, что за последние несколько дней я разговаривал с топ- менеджерами или менеджерами целого ряда киевских больниц, пытаясь понять финансовую ситуацию, сложившуюся в здравоохранении после начала реформы. Она не просто плохая, она катастрофическая.

Но вернусь к тому, что было. Каким образом шло финансирование работы больниц до т.н. “второго этапа медицинской реформы”?

Финансирование больниц шло из государственного и местных бюджетов. Из местных – часто за счет дотаций из государственного. В зависимости от уровня наполнения местных бюджетов, финансовое состояние больниц позволяло:

- платить зарплату врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и персоналу, обслуживающему больницу;

- с той или иной степенью качества кормить пациентов;

- закупать некоторое количество медикаментов – где больше, где меньше;

- обеспечивать потребность больницы в расходных материалах, например, таких как кислород или медицинские халаты.

Хочу отметить, что в Киеве в последние годы финансирование больниц постоянно повышалось. Еще несколько лет назад медикаментозное обеспечение киевских больниц составляло не более 15% от потребностей. В последние годы оно достигло 60-80%. Примерно раза в четыре повысилось финансирование питания пациентов. Не бог весть что, но люди, которых не кормят родственники, получали вполне приличное питание.

А теперь к ситуации, которая сложилась в апреле, после перехода функции финансирования больниц от бюджетов к Национальной службе здоровья (НСЗ). Объясняю механизм. Теперь больница, пролечив пациента, выставляет на НСЗ счет. Мы, больница, сделали этому пациенту (сильно упрощенно):

- взяли анализ крови;

- сделали рентген;

- определили такую-то патологию;

- сделали операцию;

- влили такие-то лекарства;

- держали столько-то дней;

- кормили.

Все это стоит столько-то. Уважаемая НСЗ, заплати. Класс? Класс! К чему и стремились.

Только во всем этом "классе" не хватает одной составляющей. Той, о которой я писал в самом начале: “Сколько будет стоить операция аппендицита?”. Со всеми действиями, согласно медицинским протоколам для этого диагноза.

Этот же вопрос я как-то задавал одному из топов НСЗ после очередной презентации Нацслужбы. Ответ был пространный: мол, есть два пути расчета – сверху вниз и снизу вверх. Если перевести этот ответ с чиновничьего на нормальный, то получаем следующее. Согласно бюджету, НСЗ ежегодно может передать на больницы сумму Х. Теперь НСЗ делит эту сумму на среднее количество больных, ежегодно лечащихся в стационарах, на глаз прикидывает коэффициент сложности того или иного лечения и вуаля – получает стоимость операции аппендицита.

“Так сколько?”, – опять спросил я. И добавил нечто в стиле, мол, мы же знаем, сколько в среднем дают по стране в карман врачу за такую операцию. Будет ли сумма НСЗ хоть приблизительно соответствовать сложившейся практике? Лицо топа несколько помутнело: “Мы пока просчитываем”.

Просчитали. Более того, перечислили авансовый платеж за апрель.

А вот теперь самое интересное. Получив этот авансовый платеж, менеджеры больниц, отвечающие за финансы, просто ошизели. Повторюсь, я разговаривал с представителями четырех больниц. Везде денег хватает исключительно на зарплату.

Денег нет на:

- еду;

- медикаменты;

- кислород и т.п. (правда, в одной больнице мне сказали, что все-таки на кислород смогли наскрести).

О такой вещи, как защита медиков в период пандемии коронавируса в и чрезвычайной ситуации в стране в принципе речь не идет.

В одной больнице реакция была следующая: “Эти ребята (из НСЗ), о медицине знают на уровне слайдов, которые научились показывать. Мы прикинули, сколько они вложили в аппендицит. Это намного ниже реальной стоимости. Но самое смешное, что панкреатит у них стоит дешевле даже аппендицита. Хотя вылечить эту болезнь стоит намного дороже”.

А теперь представьте себе ситуацию полного коллапса финансирования на фоне пандемии. Представили?

Я далек от того, чтобы раздувать панику, более того, в последнее время пытался рассказывать, что все не так плохо в отечественной медицине. Теперь вынужден забрать свои слова обратно. В отечественной медицине все гораздо хуже, чем об этом писали самые отъявленные паникеры. Она просто через месяц загнется.

Еще раз подчеркну, я однозначный сторонник медицинской реформы. Но ее введение в нынешних экстремальных условиях нужно немедленно приостановить, хотя бы до осени, а лучше – до 2021 года. Следует внести соответствующие изменения в законодательство, бюджет, предусмотреть дотации в местных бюджетах -пусть еще полгода финансируют больницы. Возможно, апрельский аванс НСЗ стоит передать больницам как кризисное финансирование для борьбы с коронавирусом. Пусть больницы, наконец-то, не на словах, а на деле купят маски и средства защиты для своих сотрудников.

Заодно получим время, чтобы проанализировать ошибки и перезагрузить НСЗ.

Но решения нужно принимать немедленно. Коллапс медицины в стране, о котором много писали и кричали все, кому не лень, наступит значительно быстрее, чем закончится карантин, направленный на то, чтобы этот коллапс не допустить.

Читайте: Валентину Гинзбург раскритиковали за борьбу с коронавирусом в Киеве

Анатолий Велимовский, эксперт по вопросам здравоохранения

КиевVласть

Теги: новости киева, новости киевской области, новости киевщины, новости украины, второй этап медицинской реформы

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.