Картина Репкина “Приплыли!”, или Как начать дружить с головой?
Недавно выяснилось, что Киев оказался среди худших городов мира по уровню жизни. Реакция соцсетей на эту информацию была достаточно однообразной: люди обвиняли в проблемах исключительно власть, а противникам нынешнего режима печальные показатели рейтинга послужили лишним аргументом пользу того, что раньше было лучше, и следует вернуть во власть “крепких хозяйственников”, желательно связанных в единую народно-хозяйственную цепочку с бывшим братским народом. Проевропейски настроенный сегмент интернета привычно усиленно вздыхал, колеблясь от ставшего уже традиционным “Все пропало!” и “За что стоял Майдан?” к мрачным пророчествам на тему того, что нам никогда не догнать даже какое-нибудь Косово, а Киев скоро придется равнять исключительно со столицей Зимбабве.
Все эти “сопли и вопли” имеют под собой резон, ибо показывают разные части истины, но ни в коем случае не освещая ее всю. Даже если бы рейтинг, составленный “перепуганными буржуями”, для которых негативом является сам факт боевых действий на территории украинского государства, и был необъективен, “покращення” в жизни города каждый может оценить своими глазами. Унаследовав все худшие черты в стиле управления и все грехи предыдущих властей - в первую очередь, бесконтрольную застройку - новые власти успешно “избавились” от таких, например, “излишеств”, как строительство метрополитена.
Зато по пиару первого лица города и числу бессмысленных и бесполезных акций нынешняя КГГА лишь немногим отстает от пресловутого “Лени-Космоса”. Хотя, если тогда в Киеве царствовал показательный театр абсурда, прикрывающий безумный дерибан, то сейчас на проблемы города просто “забили”, сосредоточившись на “пире во время войны”. Той самой, которая так пугает авторов несправедливого, по мнению многих, рейтинга.
И вот тут мы в очередной раз сталкиваемся с парадоксом украинского менталитета, когда виновен кто-то, кроме непосредственно “маленького украинца”. Причем характерно, что маленький украинец, “пересічний громадянин”, в нашем мозгу и в нашей истории традиционно жертва, но жертва не пассивная, полностью отданная на волю власть имущих, в вполне себе активная и хитрая, умеющая выживать всеми способами, и потом возмущающаяся, когда “сверху” пытаются какую-то из этих возможностей “прикрыть”.
Страна с поголовно теневыми зарплатами, с разгулом кумовства и двойными стандартами к себе и окружающим, не привыкшая к порядку и чистоте, и притом умело уклоняющаяся от любого давления со стороны власти, даже будь это давление направлено на объективно позитивные цели - именно такая Украина сформировалась за четверть века своей независимости. И это - безотносительно к роли тех или иных личностей в истории, вопросам русского языка или декоммунизации, которые есть лишь следствие того, что мы не понимаем наших главных проблем...
Всех украинцев - от “Сяна до Северского Донца” - объединяет желание обвинить в своих проблемах кого-то иного, кроме самих себя. Если не внешнюю силу, то внутреннюю. Если не Путина и Госдеп, то “донецких”, “винницких”, жидов, москалей или “вышивату”. А вот идея строительства Европы в Украине, которую пытались “экспресс-методом” внедрить в умы нашего населения перед самым началом Майдана (после отказа от ассоциации с ЕС), так и не успела, по понятным причинам, минимально “раскрутиться”, хотя по своей сути она была абсолютно верна и даже в чем-то банальна.
Ну а затем страна испытала два последовательных разочарования - вначале в “русском брате”, а затем в “европейском друге”. Когда - внезапно и болезненно - выяснилось, что ни братьев, ни друзей у нас нет, мы, украинцы оказались на таком распутье, с которого буквально, от ужаса и с непривычки, не можем сдвинуться. В этой ситуации население, придавленное бесконечной чередой грабителей у кормила власти, пришибленное разочарованиями и разуверившееся в завтрашнем дне, снова начинает “поратися на городі” и сосредотачиваться исключительно на выживании - занятии, Украине знакомому еще со времен Руины.
К слову, тактика банального выживания, ухода “в себя” от проблем, навязываемых властью, не сработала за последние почти 400 лет в истории Украины только несколько раз, и то лишь на части ее территории: первый раз - во время т.н. “Великих сгонов” с Правобережья в 1678-81 и 1711-12 годах, когда селян поголовно переселяли в подконтрольные россиянам земли на левом берегу Днепра, разрушая их традиционный уклад жизни и выпаливая села; и второй раз - во время Голодомора.
В обоих случаях власть, причем воспринимаемая как “власть извне”, хотя формально и “своя”, брутально вторгалась в самое святое, за что цепляется “маленький украинец” - в его хату, хату эту разрушала, запасы изымала, а его либо выгоняла, либо бросала на произвол судьбы, оставляя умирать. Во всех прочих ситуациях - гражданских войн, событий 1917-21 годов, первой и второй немецких оккупаций - населению, с грехом пополам, удавалось либо защищаться с оружием в руках, либо хотя бы частично пережить проблему, и даже получать из обстоятельств какую-то выгоду (ружье, якобы закопанное у каждого украинца в огороде - это с тех времен).
Система кумовских - в прямом и переносном смысле - связей, помогала выживать во все времена. Вот и сейчас мы, сограждане, пытаемся воспроизвести ту же схему действий, пытаясь как-то абстрагироваться от действий тех, “кто там, наверху”.
При этом в головах очень немногих есть понимание, что ответственность за состояние страны и порядок в ней начинается с прекращения воровства лампочек, выбрасывания мусора в соседнюю речку и использования связей и взяток всех сортов для решения любого рода проблем. То есть, начинается с той самой теории разбитых окон.
Искренне не желая над собой царя, но сознательно избегая ответственности за все, что находится за пределами своего жилища и кругозора, да еще и страдая хроническим “хуторянством” в сочетании с иллюзиями по поводу кого-то, кто наведет порядок, “не мешая жить”, - с таким “багажом” в мозгах невозможно даже надеяться на какое-либо развитие общества. Такое общество могут привести к порядку только более организованные силы, которые обычно оказываются силами внешними.
И, следует признать, если эти силы учитывают элементарные жизненные интересы рядового украинца, и не лезут отнимать последнюю рубашку, у них есть шанс побеждать доминировать относительно долго.
Так, царскую власть украинцы стали “замечать”, причем в негативном смысле, только тогда, когда она стала ломать традиционный уклад жизни населения - проводя те самые “сгоны”, уничтожая Сечь, и главное - вводя крепостничество. И пока существовало крепостное право, на принятие себя как благодетелей цари и их чиновники рассчитывать не могли.
То же можно сказать и о Советах: большевики до Второй мировой войны (а на западной Украине, ясное дело, до 1950-х) воспринимались как чуждая, лезущая не в свое дело, непредсказуемая, и требующая сопротивления сила. Слегка же “поумнев”, советская власть послесталинской эпохи такой шанс получила.
Собственно, тень именно этой - послесталинской - модели до сих пор нависает над Украиной, и именно потому попытки реинкарнировать дух “хорошего” СССР и стали ментальной причиной того, что на нашу землю зашли российские войска. То, что вместо позитивного могущества и нового Союза может прийти эрзац-версия “русского мира” с нарочитыми издержками в виде невнятной и уже далеко не универсальной идеологии, обыватель не подумал, да и подумать не мог - в силу ограниченности кругозора. Но и это неудачное “пришествие” похоже, не смогло пока что вылечить наших людей от хронических проблем с восприятием мира и себя в нем.
Обвиняя злобных и неблагодарных соседей в своих бедах, мы не готовы признать минимальную личную ответственность за происходящее, зато прикрываемся мнением о собственной беспомощности. Мол, “эта власть”, “эти кацапы” или “эти пиндосы” навязывают нам свое мнение. Такие настроения только отражают пассивность и безответственность, никак не способствуя решению проблем.
Оставив в покое “кацапов” и “пиндосов”, следует посмотреть на нас самих. Кумовская, эгоистическая и инфантилистская сущность украинского менталитета как раз и проявляется (вот удивительно, а?) в тот момент момент, когда некто, пролезший из грязи в князи, еще вчера “свой парень”, вдруг оказывается безбожным циником и коррупционером. Будто бы не среди нас он формировался, не в наших дворах рос, не в наших школах учился, не слушал один и те же умные и верные слова про порядочность и честность, а был прислан нам напрямую из Москвы или Вашингтона…
Ну может, про первых и вторых лиц государства такие подозрения еще и можно оправдать, то про каждого начальника ЖЭКа, главврача или директора коммунального предприятия такое вот разделение на “они - плохие” и “мы - хорошие” выглядит просто смешно и выдает хронический инфантилизм общества.
“Они” - это мы и есть. Мы сами, их воспитавшие и выдвинувшие, напитавшие своей склонностью к коррупции, кумовству и выживанию любой ценой. Мы, которые ненавидят “их”, но мечтают занять их место. “И чтобы нам за это ничего не было”.
Потому “бороться с собственной головой” должны мы сами. Если не хотим, чтобы к нам, по видом наведения порядка, приходили в дома другие люди. Извне. Из-за поребрика. Из-за океана. С кавказских гор.
Как только придет понимание, что мы сами виноваты в своих проблемах, тогда и начнем формировать у себя в головах ответственную и заточенную на долгосрочную перспективу картину мира. Тогда и настанет время хоть как-то выкарабкиваться из той ямы, в которую наша страна, и наша столица заодно, опускаются все ниже и ниже.
Хотя ведь может и так случиться, что в какой-то момент те, кто пожелают нас “откопать” - пусть даже для своих сугубо эгоистических целей - просто плюнут, посмотрев на глубину ямы и сложность работ. А мы останемся в этой яме сидеть, жалуясь и удивляясь, что снизу вдруг постучат. Из Зимбабве.
Читайте: Дожили: Киев попал в десятку худших столиц
Павел Ковалев, редактор КиевVласти