Как столичной власти уйти от вечного позора на Андреевском
“Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничего не говорит о погибшем народе”
Николай Гоголь
В начале октября на Андреевском спуске в торжественно-эксклюзивной обстановке Президент Петр Порошенко открыл новое здание Театра на Подоле. Мэр Киева Виталий Кличко тоже произнес речь и вручил, как сообщалось, символический ключ от театра его директору Виталию Малахову. Но почему не при “большом стечении киевлян”, как это бывает в таких случаях? Новых театров то в Киеве, пожалуй, лет сто не строили. А этот хоть и маленький, но театр. И ему все были бы рады.
Но вот беда - несовпадение мнений. Киевляне недовольны и местом размещения, и стилем архитектуры, которая явно недопустима на Андреевском спуске. Историческая улица и так за последнее десятилетие пострадала от противоречивых, некомпетентных действий инвесторов и городской власти. Учитывая сопротивление киевлян новому “чуду архитектуры”, нагло построенному в исторической среде, на территории заповедника “Древний Киев”, в открытом варианте торжество могло бы вовсе не состояться или быть омрачено.
Читайте: Саркофаг на Андреевском: чем “черный куб” на самом деле угрожает Подолу
Мне, как архитектору, много лет оберегавшему историческую среду Киева от непродуманных действий чиновников, происходящее особенно обидно. Еще в 1982 году, работая первым заместителем председателя Госстроя Украины, я столкнулся с тем, что на Андреевском, почти рядом с этим местом, на поляне - единственной рекреации, где могли общаться и отдыхать люди - готовились построить столовую для трудящихся протезной фабрики, расположенной на улице Фроловской в зданиях монастыря.
По проекту это было большое двухэтажное здание с остекленным сплошь фасадом. Проект типовый. По таким тогда строились столовые везде с целью экономии средств. И если где-то возле завода такая постройка была нормальной, то на Андреевском - недопустимой. На мой упрек руководству Главархитектуры тогда ответили, что секретарь горкома, побывавший на фабрике, пообещал директору помочь и нас просил. Оправдывались - мол, вечером столовая будет работать как ресторан, другого свободного места вблизи фабрики нет... А у меня было правило: прежде чем что-то нужное, но ошибочно подготовленное запретить, следует сначала разобраться и предложить другое подходящее решение. Так сделал и в этот раз.
Поехал на фабрику, осмотрел территорию, здания. О своих соображениях рассказал заместителю главного архитектора, который занимался вопросами охраны памятников, просил его определиться и помочь фабрике. Через неделю он позвонил мне и сообщил, что выход из положения нашли, все довольны.
К счастью тогда многие, особенно госчиновники, понимали и чувствовали ответственность в таких вопросах. От них это требовало государство. Ведь в случае жалоб на нарушения и подтверждения изложенных в них фактов наказание следовало неминуемо. Я не писал письма-запреты по нарушениям в сфере градостроительства и архитектуры. Достаточно было разъяснить по телефону или сказать при рассмотрении проекта. Не помню ни одного судебного процесса, которые сейчас не редкость.
К сожалению, в последнии 20 лет чиновники оказывались не на стороне борющихся с нарушениями в застройке столицы киевлян. А нарушения эти огромные и, весьма вероятно, связаны с коррупцией.
Я привел этот пример не случайно. Если бы власть слышала своих граждан, их мнения и советы, “черный” театр на Андреевском не появился бы. Андреевский - сам театр и то, что сделал в нем нагловатый автор, решивший прозвучать - хамство. И все это псевдоархитектурное хамство следовало бы, конечно, снести. Ведь во все последующие годы и даже столетия на Андреевском после посещения домика Булгакова именно к этому “чудищу” пойдут туристы из разных стран, как к “достопримечательности”, а экскурсоводы подробно будут им рассказывать о плохой странице нашей истории, нашем времени и о нас. Для экскурсоводов это подарок к их историческому материалу об Андреевском.
Но сейчас снести это здание вряд ли удастся - открывал театр сам Президент, а знаменитый мэр вручал “ключ”, новому молодому и некомпетентному главному архитектору Киева нравится. Он откровенно поддерживает автора проекта - своего харьковского коллегу. Тот сделал проект по аналогу с известной ему такой же черной надстройкой здания в бывшей промзоне города Шеффилда в Англии. Однако автор не осознал в какой исторической среде работает. Главный архитектор Киева, видимо, тоже.
Читайте: Открытие Театра на Подоле не мешает его снести – Владимир Прокопив
Киевская организация Национального союза архитекторов Украины некогда боролась против самоуправства инвестора - директора корпорации “Рошен” - нагло отстранившего автора первоначального проекта театра архитектора Виталия Юдина, известного специалиста в этой области. Допускаю, что в вопросе замены архитектора принимал участие и бывший губернатор Харьковской области, а ныне глава Администрации Президента Игорь Райнин. Это при нем в Харькове в одном из старых кварталов на двухэтажном доме появилась такая же черная надстройка. “Архитектор-новатор”, видимо, ему понравился. Вот он и порекомендовал. А как еще неизвестный архитектор мог попасть на такой “Олимп”, да еще и с инвестициями в 165 млн гривен?
Читайте: НСАУ требует немедленно остановить строительство театра на Подоле
С опозданием, но по старой привычке я поехал на Андреевский спуск искать другое место Театру на Подоле. А оно оказалось совсем рядом и несравненно лучшее - на углу Андреевского и Боричева тока, рядом с четырехэтажным домом № 33. Земельный участок свободный, заброшенный. В прессе когда-то читал, что приобрел его бывший народный депутат Петр Ющенко, родной брат Президента Украины Виктора Ющенко, будто бы под строительство гостиницы. Понятно, что такой ценный участок, да в таком историческом месте мог приобрести только очень влиятельный человек, как говорят, с большими “связями”, в данном случае - родственными. При этом не через аукцион, а просто так - значит, незаконно и земельный участок подлежит возврату государству.
Так что на этом участке может произойти второй акт открытия Театра на Подоле. Но уже, как мне представляется, при большом стечении народа. И прежде всего благодаря хорошему расположению театра. Это в 100 метрах от сквера Контрактовой площади, а если угодно и его сквера. Именно там встречались бы перед спектаклями многие театралы. Удобен и подход к театру по кварталу со сложившейся старой архитектурой 3-4-этажных зданий с магазинами, художественным салоном и кафе в первых этажах. И все это на ровном рельефе перед Андреевским, его подъемом. Привлекает и угловое положение театра, видимое с начала квартала. В окружении сравнительно высоких там зданий объем его сценической коробки, примыкающей к глухому торцу 4-х этажного дома № 33, не вызовет негативной реакции. А вместе с общей, надеюсь, интересной архитектурой здания будет выглядеть привлекательно и украсит подход к Андреевскому спуску.
Все это многим покажется фантазией, как поначалу и мне самому, но поразмыслим немного над ее осуществлением. Площадка под строительство свободна и практически готова. После проведения там геологических изысканий, выполнения рабочих чертежей на нулевой цикл и сбора первых небольших средств, летом следующего года можно было бы приступить к строительству и продолжать его этапами по мере накопления средств в виде пожертвований и инвестиций. Сколько это будет продолжаться покажет время. Да и спешить некуда - театр действует. Когда же строительная часть и отделочные работы будут закончены, все сценическое и прочее оборудование будет снято в уже старом и смонтировано в новом здании. На старом же стоит снести черную надстройку, а нижнюю часть реконструировать с приспособлением под что-то близкое к туристической среде Андреевского. К примеру, под миникинотеатр с непрерывной демонстрацией старых фильмов.
Кроме этого нужно уже сейчас неотложно серьезно заняться проектом всего Андреевского спуска. Следует выработать концепцию его сохранения, возможно, поручив это институтам “Укрпроектрестоврация” и “Гипроград”. Ведь Киев постепенно его теряет, теряет исторические ценности Андреевского. Уничтожена мостовая, ступив на которую человек чувствовал его старину. Снесены два старых дома в нижней части спуска в связи с новым строительством.
Все это происходило при градоначальнике Александре Попове и главном архитекторе Киева Сергее Целовальнике. При них началось и строительство нового театра на Подоле. Теперь это “черный” театр. Сейчас за ним под Замковой горой строится восьмиэтажное здание, как указано на табличке “Готельний комплекс Анріївський узвіз, 14-16. Замовник ПП “Маркон”. Следующим летом его железобетонный каркас вырастет буквально в 50 м от театра. Вход в этот комплекс будет рядом с театром через поляну, о которой говорилось вначале. Все разумеется будет выглядеть современно, но исказит у посетителей впечатление об исторической среде Андреевского. При этом еще в 2012 году Кабинетом министров было принято постановление о том, что Андреевский спуск является комплексным памятником градостроительства.
Конечно, на реализацию предложения о новом строительстве нужны немалые деньги и время. На это, может, уйдут годы. Но уверен, киевляне поддержат. А вот действующая власть с инвесторами - вряд ли. По крайне мере до тех пор, пока не поймут, что только такое новое строительство имеет, кроме всего прочего, еще один положительный смысл - оно позволит уйти от вечного позора на Андреевском.
Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины