вівторок, 19 листопада 2024 г.
Как столичной власти уйти от вечного позора на Андреевском

Как столичной власти уйти от вечного позора на Андреевском

Николай Жариков

Главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

“Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничего не говорит о погибшем народе”

Николай Гоголь

В начале октября на Андреевском спуске в торжественно-эксклюзивной обстановке Президент Петр Порошенко открыл новое здание Театра на Подоле. Мэр Киева Виталий Кличко тоже произнес речь и вручил, как сообщалось, символический ключ от театра его директору Виталию Малахову. Но почему не при “большом стечении киевлян”, как это бывает в таких случаях? Новых театров то в Киеве, пожалуй, лет сто не строили. А этот хоть и маленький, но театр. И ему все были бы рады.

Но вот беда - несовпадение мнений. Киевляне недовольны и местом размещения, и стилем архитектуры, которая явно недопустима на Андреевском спуске. Историческая улица и так за последнее десятилетие пострадала от противоречивых, некомпетентных действий инвесторов и городской власти. Учитывая сопротивление киевлян новому “чуду архитектуры”, нагло построенному в исторической среде, на территории заповедника “Древний Киев”, в открытом варианте торжество могло бы вовсе не состояться или быть омрачено.

Читайте: Саркофаг на Андреевском: чем “черный куб” на самом деле угрожает Подолу

Мне, как архитектору, много лет оберегавшему историческую среду Киева от непродуманных действий чиновников, происходящее особенно обидно. Еще в 1982 году, работая первым заместителем председателя Госстроя Украины, я столкнулся с тем, что на Андреевском, почти рядом с этим местом, на поляне - единственной рекреации, где могли общаться и отдыхать люди - готовились построить столовую для трудящихся протезной фабрики, расположенной на улице Фроловской в зданиях монастыря.

По проекту это было большое двухэтажное здание с остекленным сплошь фасадом. Проект типовый. По таким тогда строились столовые везде с целью экономии средств. И если где-то возле завода такая постройка была нормальной, то на Андреевском - недопустимой. На мой упрек руководству Главархитектуры тогда ответили, что секретарь горкома, побывавший на фабрике, пообещал директору помочь и нас просил. Оправдывались - мол, вечером столовая будет работать как ресторан, другого свободного места вблизи фабрики нет... А у меня было правило: прежде чем что-то нужное, но ошибочно подготовленное запретить, следует сначала разобраться и предложить другое подходящее решение. Так сделал и в этот раз.

Поехал на фабрику, осмотрел территорию, здания. О своих соображениях рассказал заместителю главного архитектора, который занимался вопросами охраны памятников, просил его определиться и помочь фабрике. Через неделю он позвонил мне и сообщил, что выход из положения нашли, все довольны.

К счастью тогда многие, особенно госчиновники, понимали и чувствовали ответственность в таких вопросах. От них это требовало государство. Ведь в случае жалоб на нарушения и подтверждения изложенных в них фактов наказание следовало неминуемо. Я не писал письма-запреты по нарушениям в сфере градостроительства и архитектуры. Достаточно было разъяснить по телефону или сказать при рассмотрении проекта. Не помню ни одного судебного процесса, которые сейчас не редкость.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

К сожалению, в последнии 20 лет чиновники оказывались не на стороне борющихся с нарушениями в застройке столицы киевлян. А нарушения эти огромные и, весьма вероятно, связаны с коррупцией.

Я привел этот пример не случайно. Если бы власть слышала своих граждан, их мнения и советы, “черный” театр на Андреевском не появился бы. Андреевский - сам театр и то, что сделал в нем нагловатый автор, решивший прозвучать -  хамство. И все это псевдоархитектурное хамство следовало бы, конечно, снести. Ведь во все последующие годы и даже столетия на Андреевском после посещения домика Булгакова именно к этому “чудищу” пойдут туристы из разных стран, как к “достопримечательности”, а экскурсоводы подробно будут им рассказывать о плохой странице нашей истории, нашем времени и о нас. Для экскурсоводов это подарок к их историческому материалу об Андреевском.

Но сейчас снести это здание вряд ли удастся - открывал театр сам Президент, а знаменитый мэр вручал “ключ”, новому молодому и некомпетентному главному архитектору Киева нравится. Он откровенно поддерживает автора проекта - своего харьковского коллегу. Тот сделал проект по аналогу с известной ему такой же черной надстройкой здания в бывшей промзоне города Шеффилда в Англии. Однако автор не осознал в какой исторической среде работает. Главный архитектор Киева, видимо, тоже.

Читайте: Открытие Театра на Подоле не мешает его снести – Владимир Прокопив

Киевская организация Национального союза архитекторов Украины некогда боролась против самоуправства инвестора - директора корпорации “Рошен” - нагло отстранившего автора первоначального проекта театра архитектора Виталия Юдина, известного специалиста в этой области. Допускаю, что в вопросе замены архитектора принимал участие и бывший губернатор Харьковской области, а ныне глава Администрации Президента Игорь Райнин. Это при нем в Харькове в одном из старых кварталов на двухэтажном доме появилась такая же черная надстройка. “Архитектор-новатор”, видимо, ему понравился. Вот он и порекомендовал. А как еще неизвестный архитектор мог попасть на такой “Олимп”, да еще и с инвестициями в 165 млн гривен?

Читайте: НСАУ требует немедленно остановить строительство театра на Подоле

С опозданием, но по старой привычке я поехал на Андреевский спуск искать другое место Театру на Подоле. А оно оказалось совсем рядом и несравненно лучшее - на углу Андреевского и Боричева тока, рядом с четырехэтажным домом № 33. Земельный участок свободный, заброшенный. В прессе когда-то читал, что приобрел его бывший народный депутат Петр Ющенко, родной брат Президента Украины Виктора Ющенко, будто бы под строительство гостиницы. Понятно, что такой ценный участок, да в таком историческом месте мог приобрести только очень влиятельный человек, как говорят, с большими “связями”, в данном случае - родственными. При этом не через аукцион, а просто так - значит, незаконно и земельный участок подлежит возврату государству.

Так что на этом участке может произойти второй акт открытия Театра на Подоле. Но уже, как мне представляется, при большом стечении народа. И прежде всего благодаря хорошему расположению театра. Это в 100 метрах от сквера Контрактовой площади, а если угодно и его сквера. Именно там встречались бы перед спектаклями многие театралы. Удобен и подход к театру по кварталу со сложившейся старой архитектурой 3-4-этажных зданий с магазинами, художественным салоном и кафе в первых этажах. И все это на ровном рельефе перед Андреевским, его подъемом. Привлекает и угловое положение театра, видимое с начала квартала. В окружении сравнительно высоких там зданий объем его сценической коробки, примыкающей к глухому торцу 4-х этажного дома № 33, не вызовет негативной реакции. А вместе с общей, надеюсь, интересной архитектурой здания будет выглядеть привлекательно и украсит подход к Андреевскому спуску.

Все это многим покажется фантазией, как поначалу и мне самому, но поразмыслим немного над ее осуществлением. Площадка под строительство свободна и практически готова. После проведения там геологических изысканий, выполнения рабочих чертежей на нулевой цикл и сбора первых небольших средств, летом следующего года можно было бы приступить к строительству и продолжать его этапами по мере накопления средств в виде пожертвований и инвестиций. Сколько это будет продолжаться покажет время. Да и спешить некуда - театр действует. Когда же строительная часть и отделочные работы будут закончены, все сценическое и прочее оборудование будет снято в уже старом и смонтировано в новом здании. На старом же стоит снести черную надстройку, а нижнюю часть реконструировать с приспособлением под что-то близкое к туристической среде Андреевского. К примеру, под миникинотеатр с непрерывной демонстрацией старых фильмов.

Кроме этого нужно уже сейчас неотложно серьезно заняться проектом всего Андреевского спуска. Следует выработать концепцию его сохранения, возможно, поручив это институтам “Укрпроектрестоврация” и “Гипроград”. Ведь Киев постепенно его теряет, теряет исторические ценности Андреевского. Уничтожена мостовая, ступив на которую человек чувствовал его старину. Снесены два старых дома в нижней части спуска в связи с новым строительством.

Все это происходило при градоначальнике Александре Попове и главном архитекторе Киева Сергее Целовальнике. При них началось и строительство нового театра на Подоле. Теперь это “черный” театр. Сейчас за ним под Замковой горой строится восьмиэтажное здание, как указано на табличке “Готельний комплекс Анріївський узвіз, 14-16. Замовник ПП “Маркон”. Следующим летом его железобетонный каркас вырастет буквально в 50 м от театра. Вход в этот комплекс будет рядом с театром через поляну, о которой говорилось вначале. Все разумеется будет выглядеть современно, но исказит у посетителей впечатление об исторической среде Андреевского. При этом еще в 2012 году Кабинетом министров было принято постановление о том, что Андреевский спуск является комплексным памятником градостроительства.

Конечно, на реализацию предложения о новом строительстве нужны немалые деньги и время. На это, может, уйдут годы. Но уверен, киевляне поддержат. А вот действующая власть с инвесторами - вряд ли. По крайне мере до тех пор, пока не поймут, что только такое новое строительство имеет, кроме всего прочего, еще один положительный смысл - оно позволит уйти от вечного позора на Андреевском.

Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины

KиевVласть

Теги: строительство, архитектура, андреевский спуск, театр на подоле, николай жариков

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.