Грандиозная стройка по странному проекту
На какой стройке в Украине можно увидеть сразу 8 больших рабочих кранов, да еще в зимнее время? Не думаю, что кто-то такое место назовет. Разве что тот, кто посещает столичный Парк Вечной Славы, и там, любуясь панорамой левобережья, видит на первом плане, внизу на склонах, такую действительно грандиозную стройку. Там люди с удивлением узнают, что это ведется строительство второй очереди Мемориала жертв Голодомора – подземного музея.
Читайте: В Киеве за 1,25 млрд гривен достроят Мемориал памяти жертв Голодомора
Первая очередь – Монумент (свеча) с небольшим экспозиционным залом под ним – была сооружена в 2008-2010 гг. Тогда проект вызвал много нареканий из-за размещения на небольшом участке в Парке Вечной Славы еще одного знакового мемориала. Удивляло также разделение Мемориала жертв Голодомора на два отдельных сооружения при сложном рельефе на значительном отдалении: расстояние между входами в них составляет 300 м, разница в отметках по высоте – 45 м. Отмечались неудобства с главным входом, расположенным внизу на Днепровском спуске, неудобные подходы и подъезды к нему.
Автору проекта, художнику Анатолию Гайдамаке (тогда советнику президента Виктора Ющенко и другу по совместному творчеству) высказывали недовольство из-за решения, по которому люди после посещения музея должны подниматься к Монументу по ступенькам. Он оправдывал эту идею как способствующую сопереживанию происходившего.
Специалисты понимали, что художник архитектурным наукам не обучен. А ведь именно эти науки на первом этапе рекомендуют изучать место строительства, его окружение, а также определять правильное градостроительное решение по размещению объекта и его функционированию.
Многим изначально было понятно, что выбор места сделан неквалифицированно. Но проект прошел все инстанции согласований. Многие знали, что эта идея не только художника, но и его творческого друга – Виктора Ющенко. Началось все с этюдов на природе по воскресеньям, что не скрывал сам Гайдамака, а потом переросло почему-то и в архитектуру.
Одним из значимых объектов был Мыстецкий Арсенал. Там Президент решил отличиться, создав по типу парижского Лувра перед зданием подземное пространство со стеклянной пирамидой в центре для его освещения. Но в Лувре это было сделано по нужде. Посетителей миллионы, а входная группа в Лувре небольшая, тесно. Здесь же такое не нужно. Есть внутренний двор для решения проблемы. Но сваи бить начали. И много. Причем, каждая обошлась, как говорится, в копеечку. А когда “копеечки” исчерпались, подземную “евростройку” закрыли. Игра в архитектуру обошлась дорого.
В случае с Мемориалом жертв Голодомора деньги заложены в строительство огромные и подземный музей уже практически сооружен. Рабочим проектированием занималась мастерская архитектора Андрея Миргородского. Видимо, в процессе работы там поняли бестолковость предложения с лестницей вверх. Ее решили частично укоротить, запроектировав горизонтальный тоннель в склоне, а за ним шахту с лифтами для подъема на поверхность вблизи Монумента в парке. Часть подъема посетитель будет преодолевать в лифте. На этом пути демонтировано много дорогих гранитных “знаков”, наставленных там ранее по задумке художника-архитектора.
При сооружении первой очереди мемориала в парке (2008 год) автора тоже поправили архитекторы мастерской, уговорив отказаться от дилетантского проекта монумента в виде колокольни и предложив изобразить его как свечу памяти. Он же, как мастер художественной ковки, украсил ее летящими металлическими журавлями.
А сейчас, глядя на эту картину реализации дилетантских задумок, я в который раз попытался представить, как будет функционировать этот значительно разделенный по длине и высоте комплекс явно не развлекательного назначения. Какой из его входов, внизу или вверху, будет таки входом? Разумеется, многие посетители предпочтут верхний. Но это будет вопреки запроектированному маршруту снизу вверх. Как пожилым и немощным добираться до площади Славы вверх по узкому тротуару Днепровского спуска рядом с потоком транспорта? Вопросы устройства автостоянок, подъездов и отстоя экскурсионных автобусов тоже вызывают много сомнений.
К сожалению, все это было изначально заложено в проекте Музея жертв Голодомора. Вот что писали СМИ в сентябре 2007 года:
-
“идея расширение парка и строительства музея Голодомора была заложена Президентом Украины и правительством";
-
"стало известно, что на днях градостроительный совет утвердил проект строительства Музея жертв Голодомора”;
-
“Музей проектируется в балке, внизу, где запущенная зона. Туда будет доступ с трех сторон, много входов и выходов, так что человеку попасть туда будет достаточно удобно", – говорит архитектор Анатолий Гайдамака”.
Проект Мемориала памяти жертв Голодомора. Фото: Сегодня
Не раз, посещая Парк Славы и глядя на эту стройку, я задумывался о выходе из такого неприятного положения, изучал обстановку, прикидывал возможные решения использования подземного пространства рядом с существующим залом под монументом. И пришел к выводу, что выход все-таки есть, но кардинальный.
Считаю, что завершение строительства по безответственно утвержденному и несовершенному проекту станет большой ошибкой, которая навсегда осложнит посещение музея многим людям, а полученные при этом усталость и раздражение будет отрицательно влиять на степень восприятия музейной экспозиции. Это плохо.
Стройку, на мой взгляд, нужно приостановить и поручить группе опытных специалистов-архитекторов сделать свои предложения. Эту работу могла бы выполнить Киевская организация Союза архитекторов. Уверен, что решение будет найдено и одобрено властью с участием общественности. Такую работу можно сделать за две недели. За такое же время проектная мастерская могла бы выдать и первые чертежи для продолжения работ на новом месте.
Как архитектор, проектировавший в свое время музеи и мемориалы, считаю это реальным. Стоимость нового строительства будет в разы меньше затраченной. Ввод в эксплуатацию музея желательно приурочить к 2022 году – 90-летию с начала тех страшных событий. А строящееся здание музея законсервировать до лучших дней мирного времени, которые, надеюсь, скоро наступят. Тогда и решить его дальнейшую судьбу с учетом общественного мнения. Каким ему быть? Я лично догадываюсь.
Николай Жариков, главный архитектор Киева 1987-1992 гг., народный архитектор Украины