Деинтеллектуализация
“Уходят в последнюю осень поэты
И их не вернуть – заколочены ставни.
Остались дожди и замерзшее лето,
Осталась любовь и ожившие камни
В последнюю осень...” ДДТ
Это сложно, но я попробую.
Мы находимся на конечном этапе затянувшейся и скорее всего последней осени в системе образования и науки, за которым совершенно однозначно наступит ледниковый период арктической зимы на довольно продолжительное время.
В эту осень уйдут и поэты – последние выжившие профессионалы, заставшие смену эпох и владеющие ключевыми понятиями преемственности знаний и создания научной базы для инновационного и технологического развития, некогда отлично работавшей системы.
Смешно читать в сети о том, какие у нас все умные и как успешно наполняют мировую базу интеллекта своими мозгами. Это, кстати, очень небольшой процент одарённых, но... Скудоумие от этого испытывает искреннюю гордость, не понимая масштабов деградации и не учитывая всех последствий происходящего.
Одна моя знакомая как-то сказала мне: “Я боюсь ходить к врачам. Эти все ряженые специалисты учились со мной в мединституте. А сейчас, бывшие троечники/двоечники с громкими табличками на дверях кабинетов работают в частных клиниках и проводят операции. Я просто видела КАК они учились...”.
Самые одарённые и способные к труду покидают эту территорию – нет стимулов к развитию и достойной оплаты. Скажу честно, определенная часть моих студентов также мечтает устроиться за границей. И их сложно в этом винить.
Что же в это время делает ГОЛОВА (в лице руководящих госорганов), с которой, собственно, и гниет вся рыба? Продолжает содействовать деградации.
И новый закон о высшем образовании яркое тому свидетельство.
Системных изменений этот закон никаких не несёт. Кроме языкового вопроса. Кстати, защитникам мовы, должно быть понятно, что русский отжимается не в пользу украинского, а в пользу английского. Очевидно, что научная база накопленных знаний в английской версии (как и в русской) существенно больше, чем в украинской. Именно поэтому вводятся обязательные экзамены и нормы знаний для английского языка в вузах. Ответственность, в том числе, несут и преподаватели.
Для вашей информированности: у стран-носителей собственных языков существуют отдельные тесты: для обучения в Германии сдают FSP, DSH и TestDaF, для Испании — DELE, во Франции DELF, DALF и TCF, для обучения в вузах Англии принимают только IELTS, а в Японии — Нихонго норёку сикэн.
У нас же на передовые позиции выходит английский. И вариантов нет, если вы хотите двигаться дальше – это обязательное условие! Здесь я просто констатирую факт. Сама всю жизнь учу английский.
Далее. Мотивационные письма. Да, это традиционная составляющая вступительных тестов ряда вузов мира, преимущественно англосаксонской системы. Как это должно повлиять на уровень подготовленности наших абитуриентов? Да никак. Это целый бизнес. Погуглите и найдёте массу предложений по созданию для вас этого письма. Таким же бизнесом сегодня является и так называемое “повышение квалификации и стажировка”, то есть, в большинстве случаев это – чистая профанация. Надеюсь, я сейчас не раскрыла никакой страшной тайны?
Далее. Создание различных органов оценки эффективности знаний и достижений – это банальная коррупция.
Таким образом под контроль сегодня взяты ректорские позиции. Выборная должность теперь легко может отбираться у несговорчивых и “малоэффективных” ректоров.
Расширение льготных горизонтов для поступления – вообще последний гвоздь в гроб системы высшего образования.
И это все вместо того, чтобы, наконец, предоставить вузам финансовую и академическую независимость! Ведь, откровенно, научная жизнь в стенах вузов давно парализована. Происходит вытеснение фундаментальной науки и образования из всех сфер университетской жизни. Вместе с этим бюрократия достигла уже фантастических размеров.
Мы бесконечно переделываем учебные программы, требования к которым меняются чуть ли не ежемесячно. Вместо того, чтобы заниматься наукой и реальной разработкой новейшего учебного материала в соответствии со стремительно меняющимися реалиями, преподаватель должен бесконечно составлять РСО, НП, РНП... Менять кода, никому не нужные цифры и тд и тп. Кроме этого, по договору, он должен выдавать энное количество статей в год с обязательным неодноразовым цитированием и, желательно, в иностранных сборниках! Система рейтингового оценивания преподавателя – обнять и плакать!
Преподаватель сегодня – практически раб. Бесправный. И вы думаете, что студенты этого не понимают? Ещё как понимают и пользуются этим.
Значительный вклад в такое положение вещей внесла и так называемая борьба с коррупцией! Нет никаких рычагов стимулирования или прямого воздействия на студента. Даже пересдачи не могут быть платными – мы же все тут врожденные коррупционеры, не так ли? Об отчислении – вообще молчу. И вы хотите, чтобы молодежь оставалась в вузах воспитывать новые кадры, наблюдая все это? И я даже сейчас не про зарплаты.
Это дорога в никуда.
Я просто ищу выход для своего и моих коллег интеллекта. Мы не хотим никуда уезжать. Мы хотим работать здесь, в Украине. Нас ещё есть немного энтузиастов... но мы последние.
“И мы наблюдаем за тенью и светом
В последнюю осень...”
Кстати, студенты очень уважают профессионалов и активно посещают их лекции... даже приходят на другие факультеты и в не свои группы послушать... и если ничего не изменится, скоро слушать будет некого...
Наталия Семенченко, профессор в КПИ им. Игоря Сикорского, доктор экономических наук