суббота, 8 мая 2021 г.

Президент хочет законодательно оформить резервистов и ужесточить наказания для уклонистов

Президент хочет законодательно оформить резервистов и ужесточить наказания для уклонистов

В Верховную Раду (ВР) внесен проект закона президента Владимира Зеленского, который помимо призывников и военнообязанных вводит новую категорию лиц – резервистов. Их будут призывать максимум на полгода, но не по мобилизации, а по решению президента как верховного главнокомандующего для доукомплектации воинских частей в “особый период”. Военкоматы упраздняются, вместо них будут созданы территориальные центры комплектовки и социальной поддержки (ТЦКСП). Ими будут руководить военные комиссары, по обращению которых полиция сможет принудительно доставлять граждан в эти центры для составления админпротоколов за нарушения в сфере военной обязанности и воинского учета. Сами же нарушения в большинстве случаев будут караться увеличенными штрафами, а в некоторых случаях – тюрьмой.

Об этом KV стало известно из содержания законопроекта №3553 “Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов исполнения воинской обязанности и ведения воинского учета”, инициированного президентом Владимиром Зеленским (на фото). 

Резервисты и их призыв

Резервисты определяются как лица, проходящие службу в военном резерве Вооруженных сил Украины (ВСУ), других воинских формированиях и предназначены для их комплектования в мирное время и в особый период. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Особый период – это период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях. Этот период начался 14 марта 2014 года, когда был обнародован указ №405/2014 (о начале антитеррористической операции) и.о. президента, спикера Верховной Рады (ВР) Александра Турчинова и продолжается до сих пор.

Отмена особого периода будет осуществлена отдельным президентским указом “после стабилизации ситуации на Востоке Украины” (такое разъяснение содержалось в письме Минобороны от 1 октября 2015 года №322/2/8417).

Резервистов ставят на отдельный учет подобно тому, как ведется учет призывников и военнообязанных. На воинский учет резервистов ставятся лица:

  • зачисленные в особый период на службу в военном оперативном резерве первой очереди;

  • заключившие контракт о прохождении службы в военном резерве ВСУ и других военных формирований;

  • резервисты, которые прибыли из других местностей (административно-территориальных единиц) на новое место жительства или из-за границы.

Снимаются с учета резервисты, выполнившие обязанности службы в военном резерве в течение сроков первого и второго контрактов.

Закон “Про оборону Украины” дополняется в части расширения полномочий Верховного главнокомандующего – президента. Он наделяется правом издавать приказы и директивы по вопросам оперативного доукомплектования ВСУ и других образованных в соответствии с законами воинских формирований в особый период. То есть вопрос призыва резервистов будет находится в ведении президента.

На военную службу по призыву лиц из числа резервистов без объявления мобилизации, призываются граждане, зачисленные в военный оперативный резерв первой очереди. Они призываются на срок, определенный верховным главнокомандующим, но не более чем на полгода. 

Призыв граждан на военную службу по призыву резервистов и их оповещение осуществляются командирами воинских частей. Это в случае, если граждане проходят службу в военном резерве по контракту и зачислены во время такой службы в оперативный резерв первой очереди. Военными комиссарами осуществляется призыв лиц, которые после их увольнения с военной службы были зачислены в резерв.

Уважительными причинами неявки в воинские части или на сборные пункты признаются:

  • препятствие стихийного характера, болезнь или иные обстоятельства, которые лишили возможности лично прибыть в указанные пункт и срок;

  • смерть близкого родственника (муж, жена, сын, дочь, отец, мать, дед, бабка или родные брат или сестра) или близкого родственника супруга.

Призыву на военную службу резервистов в особый период не подлежат граждане, которые на момент призыва:

1) признаны по результатам медицинского осмотра негодными к военной службе по состоянию здоровья;

2) достигли предельного возраста пребывания в резерве, или если оставшееся им до достижения предельного возраста пребывания в резерве время меньше срока, на который осуществляется призыв;

3) проходили военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период, отслуживших установленные сроки такой службы, если со дня их увольнения прошло менее одного года;

4) имеющих на иждивении:

  • трое и более детей в возрасте до 18 лет;

  • ребенка с инвалидностью подгруппы А в возрасте до 18 лет;

  • ребенка с инвалидностью, которая имеет какие-либо виды нарушений функций организма III – IV степени их выражения и ограничения жизнедеятельности любой категории II – III степени их выражения, или ребенка с инвалидностью, которая имеет функциональные нарушения в организме и ограничения жизнедеятельности, отвечающие критериям для установления I или II группы инвалидности для совершеннолетнего лица;

  • совершеннолетнего ребенка, являющегося лицом с инвалидностью I или II группы, до достижения им 23 лет;

5) самостоятельно воспитывают ребенка (детей) в возрасте до 18 лет;

6) являются усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями, на содержании которых находятся дети-сироты или дети, лишенные родительской опеки, в возрасте до 18 лет;

7) заняты постоянным уходом за лицами, которые в нем нуждаются, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;

8) имеют близких родственников, погибших или пропавших без вести во время проведения антитеррористической операции (АТО) или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, из числа:

  • военнослужащих или работников образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, защищавших независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, погибших или пропавших без вести во время непосредственного участия в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период ее проведения;

  • работников предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к обеспечению проведения АТО и погибли или пропали без вести во время обеспечения ее проведения;

  • лиц, которые в составе добровольческих формирований, образованных или самоорганизовавшихся для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, принимали непосредственное участие в АТО, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав ВСУ, Министерства внутренних дел (МВД), Национальной гвардии и других воинских формирований и правоохранительных органов;

  • лиц, погибших или пропавших без вести во время непосредственного участия в АТО или обеспечения ее проведения, которые находились непосредственно в районах ее проведения в составе добровольческих формирований, которые в дальнейшем не были включены в состав воинских формирований и правоохранительных органов, но выполняли задачи АТО во взаимодействии с военными формированиями и правоохранительными органами;

9) получают профессиональное предвысшее или высшее образование, являются ассистентами-стажерами, аспирантами или докторантами, обучающимися на дневной или дуальной формах получения образования;

10) являются научными и научно-педагогическими работниками высших учебных заведений, учреждений профессионального предвысшего и высшими образования, научных учреждений и организаций, которые имеют ученое звание степень, а также педагогическими работниками учреждений общего среднего образования, при условии что они работают по основному месту работы не менее чем на 0,75 ставки;

11) являются народными депутатами Украины, депутатами Верховного Совета Автономной Республики Крым.

При этом, лица, указанные в пункте 3, абзаце втором пункта 4, пунктах 5, 6 и 8-10 могут быть призваны на военную службу – с их согласия.

Уклонисты и их наказание

Ст. 210 Кодекса Украины про административные правонарушения (КУАП), касающуюся ответственности за нарушение военнообязанными или призывниками правил воинского учета, президент предлагает распространить и на резервистов. При этом, штрафы за нарушение предлагается сделать почти на порядок выше существующих.

Сейчас штрафом от 5 до 7 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ), т.е. от 85 до 119 гривен, наказывается "нарушение военнообязанными или призывниками правил воинского учета, неявка их на вызов в военный комиссариат без уважительных причин или несвоевременное представление в учетный орган, где они находятся на воинском учете, сведений об изменении места жительства, образования, места работы, должности, а также нарушение порядка прохождения учебных сборов (занятий) в учебных заведениях Общества содействия обороне Украины и профессионально-технических учебных заведениях".

В новой редакции из текста статьи исключается детализация, остается просто "нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил воинского учета", которое будет караться штрафом в размере от 30 до 50 НМДГ (т.е. от 510 до 850 гривен). 

Повторное (на протяжение года) нарушение (или нарушение, допущенное в особый период) повлечет штраф от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 гривен).

Такие же штрафы будут положены за "умышленное повреждение или небрежное хранение призывниками, военнообязанными и резервистами воинско-учетных документов (удостоверений о приписке к призывным участкам, военных билетов, временных удостоверений военнообязанных), повлекшее их утрату" (ст. 211 КУАП).

Отметим, что при расчете штрафов, описываемых в административном и криминальном кодексах, размер НМДГ берется из расчета 17 гривен. НМДГ в размере 50% прожиточного минимума применяется в других случаях – квалификации административных или криминальных правонарушений (когда, например, нужно определить размер нанесенного преступлением ущерба, который определяется в диапазоне от скольких-то до стольких-то НМДГ).

Законопроект увеличивает ответственность и вообще за нарушение законодательство про оборону, мобилизационную подготовку и мобилизацию (ст. 210-1 КУАП). 

Вместо штрафа от 10 до 30 НМДГ для граждан и от 30 до 100 НМДГ для должностных лиц, за нарушение этого законодательства предлагаются штрафы от 100 до 200 НМДГ (1700-3400 гривен) и от 200 до 300 НМДГ (3400-5100 гривен) соответственно.

Но в особый период, а также при повторном нарушении, граждан предлагается штрафовать т 200 до 300 НМДГ (3400-5100 гривен), а должностных лиц – от 300 до 500 НМДГ (5100-8500 гривен).

При этом, из КУАП исключаются такие статьи, по которым караются в разных ситуациях сами призывники или лица, имеющие к ним отношение:

  • неявка по вызову в военный комиссариат;

  • непредставление в военные комиссариаты списков юношей, подлежащих приписке к призывным участкам;

  • прием на работу военнообязанных и призывников, не состоящих на воинском учете;

  • необеспечение оповещения военнообязанных и призывников об их вызове в военные комиссариаты, препятствие их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки;

  • несвоевременное представление документов, необходимых для ведения воинского учета военнообязанных и призывников, не уведомление их о вызове в военные комиссариаты;

  • непредставление сведений о военнообязанных и призывниках.

Это вызвано тем, что в этих статьях фигурируют "военные комиссариаты" (ВК). Это название президент упраздняет; но не само по себе учреждение. Вместо ВК появляются "Территориальные центры комплектовки и социальной поддержки" (ТЦКСП).

За уклонение от призыва по мобилизации усиливается уголовная ответственность: уклонение во время мобилизации, в особый период, а также на войсковую службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период наказывается лишением свободы на срок от трех (сейчас – от двух) до пяти лет.

Штрафы положены за уклонение от воинского учета или учебных (специальных) сборов. После предупреждения комиссара штраф налагается, если военнообязанный или резервист уклоняется от учета – от 300 до 500 НМДГ (5100-8500 гривен) или исправительными работами до двух лет. А уклонение от учебных сборов – от 500 до 700 НМДГ (от 8500 до 11900 гривен) или исправительные работы (до двух лет).

ТЦКСП вместо военкоматов

ТЦКСП, находящиеся в ведении Кабмина, будут рассматривать дела о нарушениях призывниками, военнообязанными и резервистами законодательства о военной обязанности и войсковой службе, законов про оборону, мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также об умышленной порче или утрате военно-учетных документов. 

От имени территориальных центров  рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания будут вправе военные комиссары.

Чтобы составить протокол об административном правонарушении при невозможности составить его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен полицией в территориальный центр комплектования и социальной поддержки – по обращению военного комиссара.

Законопроект также вносит изменения в Кодекс законов о труде. Они касаются трудоустройства – при заключении трудового договора гражданин будет обязан подать не только паспорт и другие документы, но и "соответствующий воинско-учетный документ".

При этом, как и военнослужащие, так и резервисты будут иметь преимущественное право не попасть под сокращение на работе при прочих равных условиях и квалификации с коллегами.

Также за резервистами, призванными на службу в особый период, должно сохраняться рабочее место – так же, как и в случае обычных военнообязанных.

А самозанятые лица (физические лица – предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность), призванные на военную службу по призыву резервистов, на весь период их службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц. Этот вопрос регулируется отдельным законопроектом №3554 о внесении изменений в Налоговый кодекс

Читайте: Кабмин перенес сроки проведения весеннего призыва

Фото: “ВВС Украина”

КиевVласть

Алексей Игнатьев

Теги: новости киева, новости украины, верховная рада, владимир зеленский, президент украины, штрафы, дмитрий разумков, уклонисты, резервисты, резервисты, воинский резерв, территориальные центры комплектовки и социальной поддержки, верховный главнокомандующий, военокомы, военкоматы

суббота, 8 мая 2021 г.
12:05
Хроники коронавируса в Украине: обновляется
16:06
Некоторые киевляне получат от Кличко материальную помощь к 9 Мая
15:01
Жители дома № 15/3 на улице Малиновского хотят отгородиться забором от входа в метро “Оболонь”
14:04
За сутки в Киеве коронавирус унес жизни 37 человек
13:01
В Киеве утвердили перечень маршрутов к городским кладбищам в поминальные дни 9-12 мая (список)
12:02
За добу на Київщині виявили 370 нових носіїв коронавірусу
11:03
Более 12 млрд гривен поступило в бюджет Киева в январе-апреле этого года (инфографика)
10:06
За сутки в Украине выявили 8 710 новых случаев коронавируса
09:04
Столичный патрульный ограбил гражданина, попавшего в ДТП на электросамокате
07:15
Планові відключення електроенергії в Київській області 8 травня 2021 року (повний список населених пунктів)
07:00
Погода в Киеве и Киевской области: 8 мая 2021 года
пятница, 7 мая 2021 г.
18:05
В субботу, 8 мая, ярмарки пройдут в девяти районах Киева (адреса)
17:28
Инфраструктура Киева становится доступнее
17:09
Арестованное здание гостиницы Военно-Никольского монастыря в Киеве продано на аукционе за 307 млн ​​грн
16:51
На Оболони более половины подземных переходов требуют ремонта
16:26
В ЖК Edelweiss House завершены кровельные работы стилобатной части комплекса (видео)
Календарь событий
Как детективы НАБУ “сливают” дело о бюджетных растратах КП “Информатика”
30 апреля 2021 г. 09:30
Как детективы НАБУ “сливают” дело о бюджетных растратах КП “Информатика”
В августе 2021 года Высший антикоррупционный суд (ВАКС) может закрыть уголовное производство, в рамках которого расследуется причастность руководства КП “Информатика” к крупной растрате бюджетных средств. Речь идет о закупке этим коммунальным предприятием в 2016-2017 годах систем видеонаблюдения у ООО “Каргон” и ООО “Интелекшуал Констракшн”. Сотрудничество указанного КП с этими компаниями, по информации аудиторов Киевской горгосадминистрации (КГГА), привело к потере городским бюджетом около 30 млн гривен. Именно аудиторский отчет лег в основу уголовного производства, открытого Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) в сентябре 2019 года. Но детективы этого бюро, по мнению судей ВАКС,  явно затягивают не самое сложное дело: провалили проведение судебно-товароведческой экспертизы, фактически ничего не делали по этому делу с августа 2020 года. 
Новый парк в заливе Берковщина строят по очень интересной схеме
29 апреля 2021 г. 12:00
Новый парк в заливе Берковщина строят по очень интересной схеме
В Киеве бюджетные средства вливаются в обустройство очередного парка в отсутствии оформленной для этого земли. На сей раз речь идет о заливе Берковщина, где на берегу Днепра Ян Табачник и Иосиф Кобзон с санкции Киевсовета ранее планировали построить высотный многофункциональный комплекс. Теперь “Киевзеленстрой” там обещает построить парк “Прибрежный” (по документам работы значатся как “капремонт благоустройство парка”). Подрядчик  – ООО “Евротехнологии групп” – в минувшем году получил за соответствующие работы 6,8 млн гривен, сейчас подписан договор еще на 33,7 млн гривен. В учредителях этой компании ранее значился замначальника управления  капвложений “Киевзеленстроя” Тарас Бойправ. Наверное, не удивительно, что указанное ООО сделали генподрядчиком создания парка еще до его победы в первом тендере.