п'ятниця, 29 березня 2024 г.

О двух концах: когда и как в Украине снизятся риски инвестирования в новострои

О двух концах: когда и как в Украине снизятся риски инвестирования в новострои

Защита прав инвесторов в новое строительство – вопрос для украинцев, мягко говоря, наболевший. Не менее актуален он и для добросовестного строительного бизнеса, уставшего от нечестной конкуренции “строек Войцеховского”, “Элита-центров” и им подобных. Сегодня рынок может получить ответ на свои вопросы: в Верховной Раде уже лежит соответствующий законопроект. У изменений, которые он принесет, есть как свои поборники, так и противники. О том, чего именно ждать рынку недвижимости от новеллы ВРУ – в обзоре KV.

Самая суть

Драйвер Законопроекта “О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины касательно проектов незавершенного строительства и будущих объектов недвижимости” (именно так называется документ, который будет защищать права инвесторов) – депутат ВР Елена Шуляк. 

“Я совместно с коллегами разработала проект закона по защите прав инвесторов. Документ предусматривает запрет на продажу квартир до завершения их регистрации и другие важные нюансы, – уточняет Елена Шуляк. – Главная цель законопроекта – стать действенным предохранителем от появления новых строительных афер и роста количества замороженных долгостроев. По мнению авторов, сейчас создается правовая основа, которая даст возможность упорядочить рынок, сделает его прогнозируемым и привлекательным для всех участников. Но в первую очередь – для покупателей и кредитно-финансовых структур. Высокие риски, связанные с многочисленными скандалами и проблемными  объектами, не в последнюю очередь влияют на нежелание банков активно работать с ипотечными программами. Внедряя механизмы для защиты прав покупателей и инвесторов в объекты жилой недвижимости, мы параллельно создаём предпосылки для снижения рисков в сфере, а значит – формируется твёрдая почва для развития ипотечного рынка”. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Депутат назвала и наиболее важные по ее мнению изменения, которые будут внедрены будущим законом. Так, продажа квартир будет возможна только после госрегистрации права собственности объекта строительства за застройщиком. Продавать квартиры сможет юрлицо – девелопер, которое оформило право собственности на незавершенный объект строительства.

Второй нюанс – приобретение/инвестирование будет только по договорам купли-продажи будущих объектов недвижимости. Покупатель приобретает квартиру в будущем доме, а не право требования.

Третье, что предусматривает проект – при договоре купли-продажи должен быть четко указан идентификатор будущего объекта недвижимости в Единой электронной системе, регистрационный номер в Госреестре имущественных прав на недвижимое имущество с указанием его характеристик и т.д., включая размещение квартир на этаже, стоимость и способы ее определения, срок завершения строительства и обязательства по передаче покупателю квартиры, ответственность за невыполнения условий договора.

Также предусмотрена компенсация за изменение фактической площади приобретаемой квартиры: если фактическая площадь окажется больше на 10% и выше, чем указано в договоре, застройщик не имеет права требовать с инвестора доплату. Если площадь будет меньшей, то не позже месяца до введения объекта в эксплуатацию застройщик обязан вернуть средства инвестору за переплаченную площадь.

Уделено внимание и регистрации права собственности объекта строительства за заказчиком. Это происходит автоматически после получения права на выполнение строительных работ, и регистрация права собственности на отдельные составляющие части (квартиры, коммерческие помещения) будущего объекта недвижимости происходит по тому же принципу. Регистрация отягощения прав на будущие объекты недвижимости включена в гарантийную часть – эти объекты запрещается отчуждать до ввода объекта в эксплуатацию. Гарантийную часть предлагается установить в 10% от всей площади будущего объекта недвижимости (при страховании рисков), или 13%, если нет страхования. До ввода объекта в эксплуатацию 10-13% площади застройщик не имеет права продавать, так как это должно стать гарантийным объемом в случае возникновения форс-мажоров, банкротства застройщика и пр. 

Государственный регистратор регистрирует право собственности после получения ведомостей о вводе объекта в эксплуатацию, во время регистрации меняется объект права собственности – "объект незавершенного строительства" на "объект недвижимого имущества". В проектной документации на будущий объект в обязательном порядке нужно указать все номера будущих квартир или коммерческих помещений.

Любые изменения в проектной документации обязательно согласовываются с инвестором. Заказчик строительства обязан разместить на своем сайте информацию об объекте строительства, дату ввода в эксплуатацию, ход строительства, информацию о квартирах и пр. помещения, которые проданы и продаются.

В рекламе обязательно должен быть указан сайт заказчика. Застройщик имеет право на свой риск строить за собственные или кредитные средства, не регистрируя каждую отдельную квартиру. Но при таком подходе он не имеет права продавать квартиры инвесторам до введения ЖК в эксплуатацию. 

Прогнозы

Такие изменения могут оказать серьезное влияние на рынок жилой недвижимости – как для покупателя, так и для застройщика. Первый вопрос – как повлияет закон на цену “квадрата”.

“Потенциально законопроект за счёт необходимости формировать гарантии от застройщика может повлиять на цену жилья. Но при этом, как это ни парадоксально, жилая недвижимость может стать доступней для значительно большего числа потенциальных покупателей через интенсификацию ипотечного кредитования, – поясняет Елена Шуляк. – Вполне логично, что при снижении рисков, при введении понятия прав собственности или имущественных прав даже на будущие объекты недвижимости, для кредитных организаций рынок станет более понятным и привлекательным”.

Не меньше волнует девелоперов вопрос регулирования и разрешительных процедур. Бизнес справедливо опасается новых дополнительных “порогов”, что повлияет и на время реализации проектов, и на их стоимость. 

По словам Елены Шуляк, планируя внедрить необходимость регистрировать фактически каждую квартиру ещё на самых первых этапах реализации проекта, авторы законопроекта понимают, что усложняют процедуру взаимодействия застройщика с органами власти.

 “Но, опять же, мы последовательны: формально усложняя процедуры с целью защиты прав покупателей, благодаря внедрению единой электронной системы в строительстве и электронного кабинета застройщика мы предлагаем застройщику упрощение большинства процессов взаимодействия с системой госархстройнадзора, – утверждает депутат. – Более того, создавая возможность взаимодействовать бизнесу с государством по электронным каналам, мы существенно снижаем уровень коррупции.

Поэтому лично я рассматриваю законопроект по защите прав инвесторов не как отдельный шаг, а как элемент комплексного принципиального переформатирования рынков под ожидания и вызовы 21 века”. Главная цель законопроекта, задача, которую поставили перед собой авторы – улучшение качества: для всех граждан Украины – качества и доступности достойных жилищных условий, для бизнеса – качественного, прогнозируемого и комфортного уровня деятельности на рынке”.

Мнение рыночных игроков

Александр Горган, исполнительный директор SAGA Development

Последние 12 лет рынок первичной недвижимости работает на минимальных оборотах. Это обусловлено, во-первых, отсутствием ипотечного кредитования, а во-вторых, рисками инвестирования в новостройки. Скандалы, связанные со строительными аферами, незаконными стройками или банкротствами крупных девелоперских компаний, случаются в Киеве в среднем каждые 5 лет, и каждый раз отпугивают покупателей. 

Законопроект “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо об’єктів незавершеного будівництва та майбутніх об’єктів нерухомості” позволит инвесторам стать собственниками своей будущей недвижимости уже на этапе строительства и эффективно контролировать застройщика. Все это сведет к минимуму большую часть страхов потенциальных покупателей. Поэтому мы полностью поддерживаем законопроект и надеемся, что он будет принят в ближайшее время.

Законопроект обеспечивает контроль инвесторами всех этапов строительства, а это, в свою очередь, позволяет обеспечить максимальную прозрачность рынка. Для многих девелоперов это вызов, и справиться с ним смогут только системные компании, у которых налажена автоматизация внутренних процессов, существует жесткий контроль расходования средств и сведены к минимуму транзакционные издержки. По нашему опыту, для отладки всех этих процессов, внедрения и использования необходимых диджитал-инструментов, необходимо полтора-два года.

Компании-однодневки вряд ли смогут справиться с такими вызовами. Это окажет оздоровительный эффект на рынок: его ожидает очередная волна очистки от недобросовестных застройщиков, нечестной конкуренции и ценового демпинга.

Системным компаниям будет намного проще работать с опасениями клиентов относительно повторных перепродаж, рисков отмены разрешений или изменения проектов. Сейчас это – главные причины, по которым клиенты выбирают вторичный рынок или ждут окончания строительства для покупки.

Регистрация права собственности на объект строительства исключит возможность аннуляции уже выданного разрешения и сведет к минимуму коррупционную составляющую со стороны разрешительных и контролирующих органов.

Среди рисков законопроекта я бы выделил не до конца прописанный механизм обеспечения гарантийной части объекта. Вряд ли здесь стоит говорить о вероятности повышения стартовых цен – большинство застройщиков не выпускают в продажу сразу все квартиры в объекте. На старте строительства обычно продаются самые дешевые и ликвидные объекты, а самые статусные и дорогие выводятся в продажу ближе ко вводу в эксплуатацию. С одной стороны, вполне логично включить в резервный фонд вторую категорию объектов. С другой стороны, эти квартиры сложнее всего продать, и, в случае передачи права на достройку от одного девелопера к другому, сроки работ будет трудно прогнозировать.

Второй риск – это обратная сторона очищения рынка от недобросовестных застройщиков. От них уже пострадали десятки тысяч инвесторов, и после вступления в силу закона, количество пострадавших может снова вырасти.

Что еще нужно внедрить? Параллельно с внедрением регистрации права инвестора на строящийся объект необходимо внедрить escrow-счета на первичном рынке – это позволит обеспечить еще большую прозрачность расходования средств девелопером и усилить контроль со стороны инвестора.

Escrow-счета – это условный депозит денежных средств, которые инвестор передает банку до наступления оговоренных в договоре условий, при которых застройщик сможет эти средства использовать. Такой механизм призван исключить нецелевое использование средств застройщиком.

Законодательно закрепленные и эффективно функционирующие механизмы защиты прав заказчика строительства и инвесторов позволят, наконец, привлечь в строительную отрасль средства зарубежных инвесторов. Украинский рынок уже доказал, что вполне может обходиться без иностранных инвестиций, но их привлечение поможет сформировать определенный резерв и обеспечить большую устойчивость к разного рода кризисам.

Читайте: Хрущевки в Киеве: приступят ли в столице к реновации старого жилья

Алексей Коваль, руководитель проектов Perfect Group

Среди положительных моментов принятия подобного законопроекта – рост уверенности инвесторов. Хотя и сейчас, вкладывая деньги в объекты от застройщика с хорошим портфолио, инвестор оказывается защищен. Если компания имеет много активных объектов, работает на рынке не один год, и сдала уже десятки домов – она будет ценить свою репутацию намного больше, чем это можно прописать в законе. И станет достраивать свои объекты даже в случае критической ситуации и риска убытков. 

Возможно, если данный законопроект будет приниматься вместе с банками, и будут учтены пожелания финансистов, у нас получится упростить процесс ипотечного кредитования при покупке жилья на первичном рынке. Но пока об этом рано говорить – сначала нужно запустить рынок ипотек.

В конечном итоге, многим небольшим строительным фирмам станет практически невозможно привлекать капитал от частных инвесторов из-за сложности и дороговизны процедур, страхование будущего объекта незавершенного строительства, запрета на реализации части площадей и тд.  При этом никто не говорит, насколько защищенным окажется покупатель в случае банкротства компании. В этом плане закон мало что поменяет, потому что в украинских реалиях вложения в недвижимость, если инвестор выбирает небольшую и проверенную строительную фирму – это все равно лотерея. Увеличение количества бюрократических процедур также не сыграет на руку застройщикам и рынку в целом. Однако и здесь нужно видеть текст закона, потому что именно в формулировках обычно заложены самые большие подводные камни.

 Строительный рынок, как и практически любой другой – это система с саморегуляцией. Особенно это актуально сейчас, когда в интернете можно найти любую информацию про застройщика, его объекты, документы по каждому новому ЖК, и даже рейтинг надежность того или другого комплекса. Проблемные компании автоматически не могут эффективно работать, разве только если они продают квартиры в уже готовом доме, который построили на свои деньги. Тогда как надежные застройщики конвертируют репутацию в возможность привлекать средства от инвесторов, взамен предлагая покупателям более выгодные цены. 

Сейчас на рынке действуют три основных финансово-правовых механизма: деривативы, ФФС (фонд финансирования строительства), и предварительные нотариальные договора. Последние совсем убирают как механизм. При этом, что произойдет с объектами, которые уже строятся – застройщик будет в срочном порядке переоформлять документы? Обяжут ли девелопера “выкупать” назад страховые площади, если у него осталось меньше граничного процента? Или положения закона не станут распространяться на проекты, которые уже в работе? Но ведь у многих компаний проекты могут длиться по 10 лет, и состоять из пяти и больше очередей.

Еще один вопрос – это цена квартир. Сегодня, чем выше классовость жилья, тем больше застройщик зарабатывает на метре. При этом в “комфорте” нет зазора, который мог бы позволить выполнить все требования потенциального законопроекта, и остаться в плюсе, не повышая цен. Это значит, что за все меры в конечном итоге переплатит покупатель, которому придется на год или два больше копить на жилье. 

С одной стороны, закон во многом просто закрепит существующий фактический порядок вещей. С другой, если он мало что меняет, зато вводит дополнительные требования и ограничения, и еще непонятно, когда и как они начнут действовать, у отрасли есть большие вопросы относительно целесообразности его принятия.

Татьяна Кононенко, руководитель отдела GR компании “Интергал-Буд”

Новый законопроект, который горячо обсуждается еще с 2019 года и несет ряд принципиально правильных, по моему мнению, решений. Прежде всего, это государственная регистрация имущественных прав на объекты незавершенного строительства и будущие объекты недвижимости. По сути, инвестор становится покупателем строящейся квартиры и получает возможность отстаивать свои права.

Но здесь, я считаю, уместно было бы проработать четкий алгоритм отстаивания этих прав. Ведь часто недобросовестный застройщик умывает руки, а человек остается у разбитого корыта. Во-вторых, это регистрация объекта строительства за заказчиком. Компания автоматически после получения права на выполнение строительных работ становится гарантом выполнения взятых на себя обязательств. Это позволит понять, кто стоит за каким объектом, что, понятно, на руку конечному потребителю и рынку. Не смог построить – неси ответственность.

 На данный момент у меня вызывает опасение пункт о гарантийной части, которую предлагают установить на уровне от 10% до 25% от всей площади будущего объекта недвижимости при страховании рисков. Фактически это гарантийный объем квартир на случай возникновения форс-мажоров в виде банкротства и прочих неприятных вещей. Вместе с тем, нужно понимать, что застройщику придется рассчитывать финансовый ресурс таким образом, чтобы покрыть из своего кармана строительство и лишь потом продать и возместить эти 10, 15 и 25%. Плюс часть квартир, которые будут гарантийными, будут стоить гораздо больше, чем на этапе котлована или средней стадии готовности.

И, несмотря на то, что спрос на готовые объекты растет, с учетом непростой экономической ситуации, думаю, далеко не во всех комплексах будут их покупать. Рынок рискует получить готовый неликвид с накопительным эффектом. Разумеется, это касается не всех проектов. В сегменте комфорт+ и бизнес-класс, в котором строим мы, уверена, с этим проблем не возникнет, хотя борьба за покупателей усилится.

Читайте: Нет “человейникам”. Как рынок покупателя повлиял на проекты ЖК

Дарья Бедя, руководитель по развитию проектов компании Citex Development

Считаю, что для прозрачного рынка первичной недвижимости, для его развития, необходимы базовые реформы, такие, как внедрение Единой электронной системы в строительстве по тем принципам, которые заложены в принятом соответствующем законе, а также принятие 2 важных законов: о защите прав инвесторов и о решении проблемы долгостроев. При этом все эти шага должны быть не разделены во времени, а желательно, чтобы их внедрение было синхронным. Пожалуй, это основное, на что стоит обратить внимание депутатам. Проблему развития строительства необходимо решать комплексно, ведь практика показывает, что любые, даже самые революционные и насущные нововведения, будет достаточно сложно реализовать без комплексного подхода.

Также актуальным для рынка является вопрос страхования объектов незавершенного строительства, ведь именно этот вопрос может стать одним из стимулов для банков развивать ипотечные программы для первичного рынка жилья.

Если говорить о защите прав инвесторов, то скажу, что обсуждаемый законопроект существенно скажется на деятельности застройщиков. Но вот вопрос готовы ли девелоперы к этому, и какие именно компании способны принять новые правила игры, остается открытым.

Этот законопроект направлен именно на инвесторов, но здесь главное соблюсти баланс интересов всех заинтересованных сторон. И над этим придется еще существенно поработать. Согласно предложению народных депутатов, закон может в значительной степени снизить риски от покупки жилья на этапе строительства. Ведь заказчик строительства после получения разрешения на строительство становится собственником будущего дома или ЖК. А инвестор получает все права покупателя, ведь его инвестиция – это договор купли-продажи на будущую квартиру. Именно отсутствие прав на будущую квартиру при инвестировании на стадии строительства было основной зоной риска для потенциального покупателя.

Кроме этого, законопроект, по сути вынуждает застройщиков искать средства для строительства и не зависеть от активности продаж. Хочу сказать, что уже сейчас на рынке четверть всех объектов возводится именно за счет девелоперов: это в основном партнерские проекты, когда в строительстве участвует 2-3 компании-застройщика. Для того, чтобы чувствовать себя достаточно спокойно, застройщикам необходимо аккумулировать до 60% от сметной стоимости строительства. Это достаточно внушительная сумма. Конечно же, такие средства могут быть только у крупных и системных компаний, при этом наличие собственных средств для строительства позволяет компаниям реализовывать достаточно амбициозные проекты совершенно новых форматов, таких как многофункциональные жилые комплексы, объекты формата live-work-play и др., себестоимость которых изначально выше в среднем на 20-25%, чем, скажем объекты стандартного комфорт-класса.

Еще в конце 2019 года данная тенденция считалась достаточно революционной, ведь в основном застройщикам, чтобы начать строительство, достаточно было до 5% от сметной стоимости будущего строительства (грубо говоря, чтобы выйти на площадку, завершить фундаментные работы и активно продавать, и средства с продаж направлять на строительство). Но карантинный кризис расставил все по местам: именно те проекты, строительство которых ведется за счет застройщиков, в меньшей мере подвержены негативным явлениям. Преимущественно в таких объектах строительство не прекращалось, ни приостанавливалось ни на один день. То есть, конечно же, наличие финансового ресурса позволяет застройщику строить без оглядки на покупательскую конъюнктуру рынка.

Что касается внедрения “гарантийной части площадей” в строящемся объекте, которые нельзя реализовывать до момента ввода объекта в эксплуатацию, как дополнительный элемент гарантии для потенциальных покупателей квартир, то это выглядит достаточно дискуссионным и вполне возможно, что в законопроекте, вынесенном в сессионный зал, это предложение либо будет пересмотрено (например, гарантийная площадь будет снижена с планируемых 10%, до 3-5%), либо вообще откажутся от такой идеи. По моему мнению, в целом идея выглядит достаточно позитивной, но на данном этапе рынок может оказаться не готов к такой политике.

Как закон изменит рынок? Может изменится маркетинговая стратегия продаж на этапе строительства. Не секрет, что из-за значительных рисков цена на начальной стадии строительства в среднем на 25-30% ниже, чем на момент ввода в эксплуатацию. Не исключено, что уменьшение рисков для покупателей послужит тому, что стартовые цены могут увеличиться на 5-8%. Также можно сказать, что стартовые цены могут учитывать и гарантийные площади, реализацией которых застройщик займется только после завершения строительства. Но важно подчеркнуть, – конечная цена будет зависеть, прежде всего, от рыночной конъюнктуры, от стоимости стройматериалов и строительно-монтажных работ.

Также отмечу, что затраты на подготовку проекта могут вырасти на 15-20%, а сроки на подготовку нового проекта увеличатся на 3-4 месяца. Но такие затраты будут вполне оправданы для системных компаний, которые уже сейчас строят современное и востребованное жилье.

Кроме этого, данный законопроект направлен на то, чтобы обезопасить первичный рынок жилья от новых долгостроев. Но для комплексного решения этой проблемы, важным для рынка также является принятие закона сугубо по долгостроям.

На сегодняшний день только в Киеве в связи с возникшим кризисом – как реакцией на 2-х месячный карантин, в зоне риска находится более 70 строящихся объектов: это в основном объекты точечной застройки эконом-класса, где строительство ведется исключительно за счет инвесторов, кроме этого есть часть объектов комфорт и бизнес-класса, у которых помимо финансовых сложностей, существует ряд проблем, связанных с законностью строительства.

Кроме этого, в связи с карантином в более 20% строящихся объектов сроки сдачи будут смещены на 3-4 месяца, в более 25% – на 6 и более месяцев, в 20-25% объектов задержка со вводом в эксплуатацию составит от 9 до 12 месяцев, а в 15% – строительство затянется на 1 год и более. Таким образом, я допускаю, что минимум 60-70 строящихся объектов находятся в зоне повышенного риска.

На начало года в Киеве был шанс начать реализацию только 7% долгостроев: преимущественно тех объектов, где на момент остановки строительства было реализовано не более 30% квартир. Но при этом, каждый застройщик, не имея законодательной почвы, искал собственные пути по завершению того или иного проекта. Каждый идет своим путем, но любые действия застройщика должны быть направлены, прежде всего, на решение проблем с обманутыми вкладчиками. Но берясь за недострой, застройщик оказывается заложником ситуации: пострадавшие инвесторы ждут от него квартир, поэтому ему нужно проработать прозрачный и понятный механизм, как и когда будет осуществляться передача квартир, как будет происходить этот процесс.

Например, недострой на ул. Семьи Кульженко, 22. Начиная с 2004 года было уже 4 попытки завершить проект. И только в ноябре 2019 года нашлись девелоперы, которые приступили к строительству нового жилого комплекса, составляющей частью которого станут 2 недостроенных дома. А это более 220 пострадавших инвесторов.

Уже сейчас завершается процесс подписания Меморандума со всеми пострадавшими покупателями и по окончанию карантина начнется процесс аудита старых и заключение новых договоров, по которым они наконец-то станут владельцами собственных квартир. Согласно Меморандуму, девелоперы Perfect Group и Citex Development гарантируют достройку 2-х незавершенных зданий и передачу квартир всем без исключения пострадавшим инвесторам. И уже в июне-июле начнутся работы по завершению долгостроя, строительство которого будет завершено во II квартале 2021 года.

Что такое проблема недостроев по существу? Это необходимость вернуть инвесторам их квартиры. При этом сейчас реально решить ее только частично и только в тех проектах, как я уже упомянула, которые потенциально могут быть выгодны новому застройщику. Поэтому рынок нуждается в соответствующем законе, который бы наряду с законом о защите инвесторов, мог вывести первичный рынок жилья на качественно другой уровень.

Касательно предложенного законопроекта по защите инвесторов добавлю еще, что несомненно, рынок существенно изменится. На нем останутся лишь надежные, проверенные временем компании, те, кто стратегически выстраивает свою деятельность, вне зависимости от сложившихся обстоятельств. По моему мнению, в введение данного закона практически полностью исчезнут компании, которые строят лишь одиночные проекты. Также станет невозможным для ведения бизнеса так называемый принцип “пирамиды”: когда компания средства с продажи еще неготового объекта направляла в старт реализации нового проекта (это одна из причин краха компании “Укрбуд”).

Я считаю, что количество компаний-застройщиков может сократиться более чем на 1/3. С рынка могут уйти малоизвестные компании, а процент объектов которые будут реализовываться в партнерстве 2-3 компаний из существующих 17-20% может вырасти до 25-30%.

Рынок меняется: меняются форматы жилья – уже сейчас до 30% всех новых объектов, которые дают возможность будущим покупателям приобрести не просто качественную квартиру, а поменять образ жизни, сделать свою жизнь значительно комфортней. Объекты таких форматов учитывают существенно возросшие требования покупателей по части создаваемых объектов инфраструктуры (например, уже сейчас речь идет о создании концептуального инфраструктурного комплекса, вплоть до встроенного ТРЦ, коворкинга, сетевого продуктового супермаркета и пр.), рекреационных возможностей – наличие на территории жилого комплекса своего мини-парка или сквера, лаунж-зон, игровых площадок и пр.

Естественно, чтобы реализовать подобные проекты, застройщику нужны собственные средства. Здесь есть прямая взаимосвязь: чтобы строить востребованные жилые комплексы необходимы средства застройщиков. Но я считаю, что помимо изменений в структуре строящегося жилья, конечно же, должен измениться подход к инвесторам, деньги которых должны быть защищены на законодательном уровне.

Ярослава Чапко, директора по продажам и маркетингу CBS Holding

Закон о защите прав инвесторов жилых объектов обсуждается уже давно. На рынке назрела уже критическая ситуация, при которой количество проблемных строек исчисляется десятками, а количество обманутых инвесторов десятками тысяч. Отдельный реестр строящихся объектов позволит свести к минимуму двойные и тройные продажи, что, несомненно, снизит часть рисков инвестирования в жилые объекты. С другой стороны затраты на ведение реестра, внесение изменений в реестр лягут в конечном итоге на покупателя. 

Отдельный вопрос – изменения в проекте, которые возникают по мере реализации жилого комплекса – объединение квартир с последующей корректировкой площади, появление подсобных помещений. Пока четкой процедуры регистрации изменений в проекте нет.

Упущен важный вопрос – регистрации на собственников квартир общих помещений в доме. Учитывая многочисленные злоупотребления общими площадями в новых ЖК со стороны застройщиков, их незаконное отчуждение как в процессе строительства, так и после ввода в эксплуатацию, а также многочисленные судебные иски от новых собственников ЖК, следует этот вопрос также урегулировать законом. Логично было бы законодательно закреплять за новыми собственниками и общие площади. 

В целом, с финансовой точки зрения, застройщикам следует готовиться к дополнительным затратам в процессе реализации проектов, а покупателям – к росту цен.

Читайте: Рынок жилья среагировал на пандемию усилением мер безопасности и прогнозирует рост цен

Анатолий Топал, вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью 

Про защиту прав “инвесторов в новострои” говорят еще со времен “Элита – центра”. В 2015 году я услышал про “реєстр квартир в новобудовах – як дієвий механізм захисту прав інвесторів”. А в 2017 был зарегистрирован проект Закона 7084, который был отозван.

Сегодня снова идет активное продвижение. Что это – действительно действенные (почти тавтология) инструменты по защите прав как застройщика, так и инвестора (читай покупателя)? Или очередная попытка сломить “бюрократично – будівельну корупцію в галузі”? Или поменять игроков на вершине “киевского строительного лобби”? Сейчас больше вопросов, чем ответов.

Цели – пока декларативные. Что получит покупатель? На сегодня идет огромный обман покупателя на первом контакте. Обещают продать квартиру в строящемся доме, а на самом деле продают условное право что-то требовать в будущем при условии сдачи дома в эксплуатацию. Купить квартиру как объект права в строящемся доме сейчас невозможно. В случае принятия норм, которые нам обещают, инвестор получит возможность покупать квартиру, а не мифическое право. Объект права – квартира. Можно свободно ею распоряжаться (а не зависеть от 1, 5 – до 10% за переуступку и т.д.). Гипотетически можно свободно взять кредит, будет и реальная защита от двойных продаж – переход собственности регистрируется в Едином реестре. А значит, и реальная уверенность в том, что у застройщика с документами все нормально. Ведь, как нам обещают, начать реализацию квартир без полного пакета документов и внесения данных в Реестр невозможно.

Видны и риски для рынка. Нужно понимать, что в сложившейся системе разрешений и контроля, “строительных площадок” с полным пакетом документов нет. Или их количество исчезающее мало. Не будет ли условие внесения в Реестр дополнительным рычагом для “вимагання неправомірної вигоди” от наших, самых честных и неподкупных в мире, чиновников? Не получится ли так, что право первыми зарегистрироваться в Реестре получат кумовья и друзья “Панамера (пишется раздельно)”, а остальные – по остаточному принципу? Насколько прозрачным и защищенным будет реестр? Про “коммунальных регистраторов” и внесение в госреестр прав собственности на недвижимость недостоверной информации мы все знаем не понаслышке.

Вопрос также, не похоронит ли этот законопроект малого и среднего застройщика? Без кардинального изменения существующей системы разрешений – очень большой риск того, что добросовестный малый и средний застройщик потерпит крах. Давайте быть честными. Лозунг, конечно, классный – оформи все документы или не продавай! Что это – очередная лазейка для тех, кто строит без документов и с нарушениями, при этом осваивая, так называемые, “пакетные инвестиции” или “черный нал”? А честный застройщик в проигрышной ситуации, когда нужно потратить массу средств и времени до момента получения права реализации квартир.

Продолжим быть честными? Ок! Приняли Закон, защищаем инвестора (покупателя), продаем только то, что внесено в реестр. А те, кто не оформил весь пакет документов (читай – не занес во все инстанции) продавать не может. А не породит ли это возврат к способам сбора денег под договора о намерениях, договора о бронировании, договора задатков, предварительные договора, приходно-кассовые ордера, расписки от директора и т.д? Но это – риски и незаконно, скажете? С этим в суд отстаивать интересы не пойдешь! Но наш народ настолько готов рисковать ради пары тысяч скидок, что будут готовы массово идти на такие договора.

Что сказать относительно цен? Дополнительная нагрузка по оформлению всего пакета документов до начала реализации, дополнительная нагрузка на проведение регистрационных действий, неразбериха на начальных этапах внедрения новых норм – возможно, все это приведет к удорожанию квадратного метра. И аргумент уже готов – “вы же уже покупаете квартиру”. Еще одно – не создаст ли это нововведение предпосылок для законных “спекулятивных инвестиций”? Спекулятивных – в хорошем смысле этого слова. Как это? Покупаю квартиру, которой могу распоряжаться, на старте продаж. Жду почти завершения строительства. И продаю с прибылью. Имею право. Но, для того, чтобы быстро продать, ставлю цену ниже, чем в отделе продаж. Чем блокирую продажи застройщика. Если это единичный случай, то незаметно. А если массово?

О налогах. А что скажет налоговая? Собственность облагается налогом! За квадратные метры в собственности (более 60 м. кв.) нужно платить налог. У вас возникает право собственности на квартиру, которой по факту, нет. А право есть. Зарегистрированное. Нужно учесть и этот момент. Налогообложение операций каким будет? Первичной передачи права собственности? Налогообложение вторичных продаж до момента сдачи дома в эксплуатацию? Право собственности уже зарегистрировано ведь?

Итого: такой закон нужен был еще позавчера. Крайне нужен. Реальные инструменты защиты инвесторов прописаны. И, может быть, впервые государство начнет защищать одного из участников рынка недвижимости. Но! Защита в одностороннем порядке, без комплексной реформы всей отрасли, неэффективна. Должны защищаться права всех участников, как застройщика, так и инвестора.

Читайте: Карантинные тренды: COVID-19 меняет спрос на квартиры и рынок жилья

КиевVласть

Татьяна Шульга

Теги: интергал-буд, perfect group, saga development, рынок жилья, долгострои, защита инвесторов

п'ятниця, 29 березня 2024 г.
12:02
У Польщі переговори щодо українського зерна не мали успіху, але Сольський налаштован оптимистично, - ЗМІ
11:44
Руслан Кравченко: Німеччина продовжить допомагати Київщині у процесі відбудови
11:25
Комунальні підприємства Вишневого подарують військовим два авто вартістю 110 тисяч доларів
11:01
29 комунальних медзакладів столиці підключено до Реєстру територіальної громади, - КМДА
10:47
Голосіївська окружна прокуратура через суд вимагає повернути державі приміщення вартістю понад 6,7 млн гривень
10:28
Унаслідок нічної атаки рф пошкоджено енергетичну інфраструктуру в шести областях, - Шмигаль
10:04
На Київщині внаслідок падіння уламків пошкоджені два приватні будинки, - Руслан Кравченко
09:42
Київ збільшив вартість транспортної карти до 75 гривень з 1 квітня
09:23
Масована атака рф: українські захисники знищили 58 БПЛА та 26 ракет
09:06
На Новопавлівському напрямку в районах пунктів Новомихайлівка, Георгіївка, Урожайне противник атакував 22 рази, - Генштаб ЗСУ
четвер, 28 березня 2024 г.
20:44
У Гостомелі працюватиме перевізний цифровий флюорограф
20:22
Протягом доби зафіксовано 48 бойових зіткнень, - Генштаб ЗСУ
20:02
У Києві розпочали відключати опалення в житловому секторі
19:42
Поліцейські затримали киянина, який через помсту вбив собаку колишньої дівчини
19:23
Бучу відвідала делегація з Боснії і Герцеговини
19:04
ВАКС продовжив обов'язки судді Верховного суду Князєву
Календар подій
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
28 березня 2024 г. 13:00
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
У столичному регіоні розробка Детальних планів території (ДПТ) все частіше використовується місцевими владами для легалізації самочинних будівництв через зміну цільового призначення земельних ділянок. Приклад – будівництво кінологічного центру біля села Рославичі на території Феодосіївської громади, яке явно без жодних дозвільних документів триває вже більше двох років і наразі активно підтримується керівництвом громади всупереч позиції місцевих мешканців. Громадські активісти наголошують на тому, що такий об'єкт матиме серйозний негативний вплив на екологію: створить ризик зараження людей різними хворобами через відсутність місця для утилізації собачих фекалій та загрозу для розташованого поруч ландшафтного заповідника “Васильківські карпати”. В Київській облраді, схоже, з цим згодні, але нічого зробити не можуть. Що стосується обурених громадян, то, якщо у Феодосіївській сільраді їх “не почують”, вони збираються звертатись до правоохоронців і суду.