субота, 20 липня 2024 г.

КИК-стартер: “пряник” для ФЛП и налоги для нефтяников, газовиков и табачников

КИК-стартер: “пряник” для ФЛП и налоги для нефтяников, газовиков и табачников

Годовые лимиты доходов физлиц-предпринимателей (ФЛП) повысятся в полтора – три раза. Мойщики песка, добытчики железной руды, нефти и газа лишатся налоговых льгот, а производители табачных изделий будут облагаться более высокими налогами. Налогоплательщики смогут жаловаться в новый орган – Апелляционный совет. Также Украина присоединится к плану Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по противодействию размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения (План BEPS) – путем принятия новых правил трансфертного ценообразования и введения в правовое поле “контролируемых иностранных компаний” (КИК).

Об этом KV стало известно из законопроекта №1210 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве”, который был принят Верховной Радой (ВР) 283 голосами во втором чтении 16 января с.г.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Автором законопроекта является глава комитета ВР по вопросам финансов, налогов и таможенной политики Данил Гетманцев (фракция “Слуга народа”).

KV сообщала, что этим законопроектом народные депутаты, в частности, повысили годовые лимиты доходов ФЛП:

  • для I группы – с 300 тыс. гривен до 1 млн гривен;

  • для II группы – с 1,5 млн гривен до 5 млн гривен;

  • для III группы – с 5 млн гривен до 7 млн гривен.

Несмотря на этот позитивный момент, народный депутат Нина Южанина (фракция “Европейская солидарность”, в прошлом созыве ВР – глава налогово-таможенного комитета и член фракции “Блок Петра Порошенко”) заявила, что законопроект №1210 – “самый неудачный и зафискализированный закон за последние восемь лет”.

"Неоправданно расширяются полномочия Государственной налоговой службы (ГНС) – не управляемой, без стратегии. Зато некоторые нормы представители департаментов ГНС достают из-под полы и подсовывают народным депутатам", – написала на своей странице в соцсети Facebook Южанина и зарегистрировала в ВР проект постановления об отмене принятия во втором чтении законопроекта №1210 по причине нарушения закона “О регламенте ВР”.

По мнению директора экономических программ Украинского института будущего Анатолия Амелина, принятие законопроекта №1210 будет стоить Украине около 1% ВВП – 36-37 млрд гривен. 

Против законопроекта выступили также Европейская Бизнес-Ассоциация, Американская торговая палата, Украинский союз промышленников и предпринимателей, Федерация работодателей Украины и другие объединения предпринимателей. А Союз украинских предпринимателей уже обратился к президенту Владимиру Зеленскому с призывом ветировать законопроект №1210.

КиевVласть разобралась в ключевых новациях законопроекта №1210, влияющих на крупный и средний бизнес.

Штрафы и налоги на табачку и руду

Законопроект устанавливает увеличение штрафов в два раза (в первом чтении планировалось в четыре раза), за нарушение установленного порядка постановки на учет (регистрации) в контролирующих органах: 

  • на самозанятых лиц 340 гривен (на данный момент 170), на юридических лиц – 1020 гривен (на данный момент 510), а в случае неустранения таких нарушений или за те же действия, совершенные в течение года лицом, к которому были применены штрафы за такое нарушение – штраф на самозанятых лиц в размере 680 гривен (на данный момент 340), на юридических лиц – 2040 гривен (на данный момент 1020);

Законопроект вводит принцип виновной ответственности налогоплательщиков за налоговые правонарушения. В частности, налогоплательщик будет виновным в совершении налогового правонарушения, если будет установлено, что он имел возможность соблюсти все правила и нормы, за нарушение которых Налоговым кодексом предусмотрена ответственность, однако не принял достаточных мер по их соблюдению.

Также законопроект повышает ставку налога на табакосодержащие изделия на 20% ежегодно – до 2363,40 гривен за 1 кг в 2024 году. Вводятся определения "электронная сигарета" и "жидкости, используемые в электронных сигаретах", ставка налога на которые с 2021 года, устанавливается на уровне 3000 гривен за 1 литр.

Для табакосодержащих изделий, используемых для электрического нагрева (ТВЕН) вводится отдельная товарная подгруппа и устанавливается ставка акцизного налога на уровне 1456,33 гривен за 1 тыс. штук в 2021 году с ежегодным повышением ставки налога на 20% – до 2516,54 грн за 1 тыс. штук в 2024 году.

Законопроект убирает понижающие корректирующие коэффициенты на добычу частными лицами природного газа и нефти. Что повышает налоговое давление на отрасль и ее субъектов: государственную “Укргаздобычу”, бизнеса Рината Ахметова, Вадима Новинского, Игоря Коломойского, Виталия Хомутынника, Павла Фукса, Виктора Пинчука и, вероятно, Арсена Авакова и Петра Порошенко, и пр.

Также отменяется понижающий корректирующий коэффициент 0,25 на добычу железной руды. В целом, законопроект №1210 повышает налоговое бремя на железную руду с  8 до 11−12%, в зависимости от цен на сырье. Очевидно, данная норма, в первую очередь, скажется на бизнесе Рината Ахметова.

Также устанавливается повышающий корректирующий коэффициент на добычу песка и гравия в водоемах. И производители минеральной воды получают послабление.

Сохранившиеся корректирующие коэффициенты

Критерии применения

Величина

Добыча запасов (ресурсов) полезных ископаемых с техногенных месторождений

0,5

Добыча песчано-гравийного сырья в акваториях морей, водоемов, реках и их поймах, кроме плановых работ по очищению фарватеров рек

2

Добыча углекислых минеральных подземных вод (гидрокарбонатных) из скважин,которые не оборудованы стационарными газоотделителями

0,85

Добыча на месторождениях, которые по закону признаны дотационными запасами

0,01

Добыча полезных ископаемых з соблюдением кондиций минерального сырья на данном участке, утвержденных государственной экспертизой на основании геологических отчетов, выполненных за счет плательщика ренты не ранее пяти лет до отчетного налогового периода, кроме углеводородов

0,95

Контролируемые иностранные компании

Главной новацией является введение понятия “контролируемая иностранная компания” (КИК) – норма, в первую очередь направленная против работы с оффшорами, когда предприятие, работающее в Украине, уплачивает налоги на территории юрисдикции своего собственника (бенефициара).

Налог с прибыли КИК будет платить физлицо, которое контролирует или владеет КИК, пропорционально его доле в предприятии. Таким образом, по замыслу авторов законопроекта, владелец КИК заплатит в бюджет Украины налоги, которые он пытался минимизировать, используя иностранные компании.

Контролирующим лицом может быть:

  1. Физлицо – резидент Украины, которое признается конечным бенефициаром (контролером) КИК в значении, приведенном в законе “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения” (п. 20 ст. 1).

  2. Юрлицо – резидент Украины, которое является прямым или опосредованным бенефициаром (контролером) КИК.

Иностранная компания признается КИК, если контролирующее лицо (резидент Украины – физлицо или юрлицо):

а) владеет 50% и более в иностранном юрлице;

б) владеет 10% и более в иностранном юрлице, если несколько резидентов Украины владеют в нем 50% и более;

в) самостоятельно или вместе с другими резидентами Украины (связанными лицами) осуществляет фактический контроль над иностранным юрлицом.

Резиденты Украины (физлицо или юрлицо) не признаются контролирующими лицами, если их владения долей в КИК реализовано через прямое или косвенное владение другим резидентом Украины при условии, если последний признается контролирующим лицом и на него возлагается обязательство по налогообложению скорректированной прибыли КИК.

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) или налога на прибыль предприятия станет часть прибыли, пропорциональная доле, которой владеет или которые управляет контролирующее лицо. В налоговую контролирующее лицо будет должно подавать:

  • годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах;

  • отчет по КИК с приложением копии финансовой отчетности, аудиторского заключения;

  • налоговая может затребовать документацию по финансовым операциям с любым нерезидентом.

В случае непредоставления или несвоевременного предоставления отчетности по КИК предусматривается наложение штрафа в 1000 размеров минимальной зарплаты (на данный момент более 4 млн гривен). Не отражение контролирующим лицом в отчетности КИК операций, а также информации об иностранных компаниях влекут наложение штрафа:

  • в размере 3% от суммы операций КИК, не указанных в отчете;

  • 25% от скорректированной прибыли КИК за соответствующий год;

  • 500 минимальных зарплат (на данный момент более 2 млн гривен) в случае не сообщения о приобретении/отчуждении доли в иностранном юрлице.

Законопроект изменяет сроки уплаты налогового обязательства: если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, то последним днем уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. На данный момент в данном случае последним днем уплаты налогов является предшествующий праздничному или выходному дню.

Пеня рассматривать не как штрафная санкция, а как средство дисконтирования денег во времени, то есть приведение их к реальной стоимости.

В части администрирования налогов законопроектом определяются:

  • требования к правильности решения контролирующих органов о наложении штрафов (обязательное наличие описательной и мотивировочной частей налогового уведомления-решения);

  • перечень налоговых правонарушений контролирующих органов, в который включено несоблюдение ими процедуры регистрации плательщиков налога или нарушения в сфере возмещения налога НДС;

  • материальная ответственность органа за неправомерные действия его должностных лиц и ответственность контролирующих органов.

Прибыль КИК не подлежит включению в общий налогооблагаемый доход контролирующего лица в случае соблюдения следующих условий:

  1. Между Украиной и иностранной юрисдикцией местонахождения (регистрации) КИК есть договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией.

  2. Иностранная юрисдикция не входит в перечень государств (территорий), утверждаемого ежегодно Кабмином (подпункт 39.2.1.2 Налогового кодекса), если:

  • налог на прибыль предприятия (корпоративный налог) в иностранной юрисдикции на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине;

  • налог на прибыль предприятия в иностранной юрисдикции не уплачивается;

  • иностранная юрисдикция обеспечивает льготное налогообложение;

  • если с иностранной юрисдикцией не заключены международные договора об обмене информацией и/или с ней нет своевременного и исчерпывающего обмена налоговой и финансовой информацией.

  1. Выполняется любое из следующих условий:

  • КИК фактически платит налог на прибыль по эффективной ставке, не меньше базовой (основной) ставки такого налога в Украине или меньше не более, чем на 5 процентных пунктов;

  • доля пассивных доходов КИК составляет не более 50% общей суммы ее доходов из всех источников.

Независимо от выполнения вышеуказанных условий, скорректированная прибыль КИК не подлежит включению в общий доход (не увеличивает финансовый результат до налогообложения) контролирующего лица, если выполняется любое из следующих условий:

  • общий совокупный доход всех КИК одного контролирующего лица из всех источников по данным финансовой отчетности не превышает эквивалент 1 млн евро на конец отчетного периода;

  • КИК является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на фондовой бирже;

  • КИК является организацией, которая, в соответствии с законодательством иностранной юрисдикции ведет благотворительную деятельность и не распределяет доходы в пользу ее учредителей (участников).

Новации в трансфертном ценообразовании

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, может о направить запрос с требованием предоставить глобальную документацию по трансфертному ценообразованию (мастер-файл) налогоплательщику, который входит в состав международной группы компаний если совокупный консолидированный доход международной группы компаний за финансовый год, предшествующего отчетному году составляет 50 млн евро.

Ответ налогоплательщиком должен быть предоставлен в течение 90 календарных дней со дня получения запроса.

За непредставление налогоплательщиком мастер-файла и/или отчета в разрезе стран международной группы компаний, и/или сообщения об участии в международной группе компаний влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

  • 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, – в случае непредставления отчета о контролируемых операции;

  • 3% суммы контролируемых операций, по которым не было подано документация, но не более 200 размеров прожиточного минимума;

  • 300 размеров прожиточного минимума – в случае непредставления глобальной документации по трансфертному ценообразованию (мастер-файла);

  • 3000 размеров прожиточного минимума – в случае непредставления отчета в разрезе стран международной группы компаний;

  • 100 размеров прожиточного минимума – в случае непредставления уведомления об участии в международной группе компаний;

Не включение в поданный отчет информации о всех произведенных в течение отчетного периода контролируемых операций влечет наложение штрафа в размере:

  • 1% суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операции, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица;

  • 1% суммы дохода (выручки) участника международной группы компаний, информация о которой в нарушение требований настоящего Кодекса не отражена в отчете, но не более 3000 размеров прожиточного минимума.

Не представление налогоплательщиком уточняющего отчета о контролируемых операциях по истечении 30 календарных дней, влечет наложение штрафа в размере 3 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица (п.м.).

За предоставление недостоверной информации в сообщении об участии в международной группе компаний предусмотрен штраф в размере:

  • 50 размеров п. м. – в случае предоставления недостоверной информации в сообщении об участии в международной группе компаний;

  • 300 размеров п. м. – в случае предоставления недостоверной информации в отчете в разрезе стран международной группы компаний в отношении участника международной группы компании.

Непредставление (несвоевременное представление) отчета о контролируемых иностранных компаниях влечет за собой наложение штрафа в размере 1000 размеров минимальной зарплаты, за каждый такой факт.

Неотражение в отчете сведений об имеющихся контролируемых иностранных компаний влечет наложение штрафа в размере 3% суммы операций КИК или 25% скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий год, но не более 3000 размеров минимальной зарплаты за каждый факт.

За несообщение информации в контролирующий орган о получении доли, начале осуществления фактического контроля, отчуждении доли или о прекращении осуществления фактического контроля над иностранным юрлицом, влечет наложение штрафа в размере 500 размеров минимальной зарплаты.

За непредставление или представление не в полном объеме документации по трансфертному ценообразованию, других копий первичных документов по КИК на запрос контролирующего органа – штраф в размере 3% от суммы операций, по которым не было подано документацию, но не более 3000 размеров п. м. для трудоспособного лица.

Все это, по сути, означает, что Украина присоединяется к плану ОЭСР по противодействию размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения (План BEPS).

Апелляционный совет для налогоплательщиков

Жалобы налогоплательщиков будет рассматривать Апелляционный совет – постоянно действующий совещательный орган при центральном органе исполнительной власти, обеспечивающем формирование и реализацию государственной финансовой политики по рассмотрению жалоб налогоплательщиков на решения контролирующих органов.

Положение об Апелляционном совете утверждает Кабмин, что, согласно выводу Главного научно-экспертного управления ВР, является спорной нормой: порядок формирования консультативных и совещательных органов при центральных органах исполнительной власти регулируется соответствующим законом.

В состав Апелляционного совета входят пять человек:

  • два представителя от центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной финансовой политики;

  • два представителя от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику;

  • один представитель Совета бизнес-омбудсмена.

Председатель и секретарь Апелляционного совета избираются и отзываются решением совета, принятым простым большинством голосов.

В Апелляционном совете могут быть обжалованы налоговое уведомление-решение контролирующего органа о суммах НДС и налога на прибыль, которые в тысячу и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Также налогоплательщик может подать заявление о рассмотрении дела по процедуре взаимного согласования, если считает, что подвергается двойному налогообложению.

При этом, считают в Главном научно-экспертном управлении Рады, механизм и процедура принятия жалоб, прописанные в законопроекте №1210, противоречат принципу равенства всех налогоплательщиков. 

Читайте: “Слуги народа” разрешат игорный бизнес за баснословные деньги

Фото: коллаж KV

КиевVласть

Олег Розуменко

Теги: новости киева, новости украины, верховная рада, законопроект, флп, налоговый кодекс, 1210, апелляционный совет, контролируемая иностранная компания

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.