понедельник, 17 января 2022 г.

Алексей Бусаев: “Смешно, когда у города не хватает средств на ремонт детских садиков и школ, а на демонтаж МАФов в 2015 году находят 23 млн грн”

Алексей Бусаев: “Смешно, когда у города не хватает средств на ремонт детских садиков и школ, а на демонтаж МАФов в 2015 году находят 23 млн грн”

Две недели протестов Ассоциации мобильных кофеен у стен КГГА принесли свои плоды. Вчера, после очередного митинга, предпринимателям удалось достичь с руководством столичной мэрии первого компромисса. После двухчасовой встречи, на которой присутствовали руководитель ассоциации Алексей Бусаев, мэр Киева Виталием Кличко и директора профильных департаментов КГГА, была создана рабочая группа, призванная наработать новые правила игры для передвижной торговли. О конкретных задачах этого органа, а также о том, чем разнятся подходы чиновников и предпринимателей, Алексей Бусаев в интервью “КиевВласти”.

KV:  Каковы результаты вчерашних переговоров в мэрии?

Алексей Бусаев: При департаменте промышленности и развития предпринимательства КГГА создана рабочая группа, которая должна отменить или переработать утвержденную недавно Комплексную схему размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли в г. Киеве.

В этот орган включили представителей нашей ассоциации, а также от градостроительного департамента и департамента благоустройства. 25 августа мы должны будем представить отчет о своместной работе. Соответственно, аукцион, на котором чиновники собирались продавать места в схеме согласно апрельскому распоряжению КГГА, отложен. Пока до 28 августа.

Конечно, мы собираемся настаивать на отмене Комплексной схемы размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли в г. Киеве. Любой архитектор подтвердит, что наносить на любые городские планы движущиеся объекты – по меньшей мере, непрофессионально.

Также мы будем требовать внести изменения в Правила благоустройства г. Киева в части механизма осуществления демонтажей. Этот документ не так давно был изменен Киевсоветом с подачи чиновников таким образом, что автокофейни фактически приравняли к киоскам. А это, понятное дело, не соответствует ни действующей нормативно-правовой базе, ни здравому смыслу.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Facebook 

KV: Открытые торги считаются наиболее прозрачной и некоррумпированной формой конкурсных процедур. Почему ассоциация выступает против их проведения?

Алексей Бусаев: Дело в том, что люди, которым предлагют участвовать в торгах, работали на своих точках по три-четыре года, развивая бизнес с нуля. Когда предприниматель становится на точку, он некоторое время нарабатывает клиентов, только тратя свои ресурсы. А теперь ему предлагают на аукционе выиграть место, в которое он вкладывался несколько лет, завоевывая постоянных клиентов.

В КГГА рассчитывают, что биться за это место предприниматель будет до последнего и заплатит максимальную сумму. Все же хотят работать на тех местах, на которых они уже работали. Поэтому в КГГА и полагают, что аукцион будет мега-прибыльным за счет того, что людям предложат выиграть их же места. Это не совсем честно. Особенно с учетом того, что многие владельцы автокофеен имеют на руках все необходимые документы, дающие им право заниматься торговлей в местах, где не запрещена стоянка транспортных средств.

KV:  Будут ли такие аукционы в действительности успешными?

Алексей Бусаев: В нынешнее кризисное время у людей просто нет таких денег, чтобы вкладываться еще и в торги. Давайте сначала восстановим экономику, жизнеспособность государства, а потом уже начнем смотреть на мелких предпринимателей, как на источник дополнительных бюджетных поступлений. Если нужно повышать доход бюджета, давайте упрощать разрешительные процедуры, устанавливать открытые правила игры и помогать людям зарабатывать.

Этим власть продемонстрирует, что в Киеве легко заниматься малым бизнесом, и что это занятие поощряется. Только такие шаги будут стимулом для бизнеса выходить из тени.

KV: Какая часть рынка находится в тени?

Алексей Бусаев: Четкого учета передвижной торговли нет. Всего Киеве работают порядка 2 тысяч подобных объектов. Наша ассоциация объединяет около 40% участников рынка, и у всех наших членов оформлены необходимые документы, установленные законодательством и, кстати, решением Киевсовета №62/62 от 4 сентября 2014 года. Этих документов три: свидетельство о регистрации предпринимателя, заключение санитарно-эпидемиологической службы и техпаспорт автомобиля с отметкой о его переоборудовании.

Сколько людей работают со всеми необходимыми разрешительными документам из остальных 60% участников рынка, сказать сложно. Многие просто привыкли, что в стране нет порядка и не верят, что законная работа возможна. Поэтому, наверное, никогда и не оформляли необходимые документы, другие, наверняка, оформили лишь часть из них.

KV:  Утверждение КГГА новой Комплексной схемы размещения объектов передвижной мелкорозничной торговли поможет бизнесу выйти из тени?

Алексей Бусаев: В том виде, как это было утверждено, это будет способствовать лишь тенизации рынка. Те, кто работает без документов, не пойдут на аукцион, а продолжат искать лазейки и платить за крышевание отдельным чиновникам или структурам.

Кроме того, утвержденная ранее Комплексная схема предполагает существенное сокращение количества передвижных торговых точек. Т.е. это приведет к уничтожению рабочих мест, созданию нездоровой конкуренции между предпринимателями и стравливанию их друг с другом. 2 тысячи человек будут лезть на 229 мест. Это – давка, которая может привести к некорректному поведению и множеству эксцессов, которых можно избежать. Поджоги, кражи, избиения – вот, с чем мы на практике можем столкнуться.

Специфика работы автокофейни заключается как раз в том, что сегодня она стоит в определенном месте, а завтра там может кто-либо припарковаться, и придется сдвинуться на пять, десять, пятьдесят метров.

Но в этом и заключаются плюсы передвижной торговли, которые благодаря Комплексной схеме могут исчезнуть. Утром машина может стоять на одном потоке клиентов, днем - возле какого-нибудь офисного здания, вечером снова переехать к транспортному узлу, а ближе к ночи разместиться у какого-либо места отдыха. А каждого предпринимателя решили прикрепить к конкретной точке, которая будет приносить прибыль не в течение всего дня, а лишь пару часов.

KV: Что в данной ситуации предлагает ваша ассоциация?

Алексей Бусаев: Поскольку для нас нет возможности официально платить за аренду земли, мы предлагаем городу обязать нас покупать парковочные талоны. Их можно оформить в виде абонементов на месяц или, например, на квартал. Во-первых, это обеспечит городу прямые поступления в бюджет. Во-вторых, это даст возможность понять, какой объем рынка готов работать легально. Ведь многие предприниматели готовы платить в бюджет, поскольку это дешевле, чем оплачивать услуги крышующих структур.

Если все владельцы мобильных кофеен оплатят абонемент: с каждой мобильной кофейни, например, будет оплачена 1 тыс. грн. в месяц, это дополнительно привлечет в бюджет Киева не менее 6 млн. грн. в год. 

Подробнее: Автокофейни предлагают Киеву плату за парковку своих торговых точек

У нас сейчас, к примеру, вся реклама в метрополитене приносит в год те же шесть миллионов! Город получит прямые поступления, которые он сможет использовать на любые необходимые цели, а предприниматели будут иметь абсолютно легальное основание для работы.

KV: Однако в КГГА настаивают на оплате паевого участия в благоустройство наравне со стационарными временными сооружениями (ВС, киоски, МАФы). Вас категорически не устраивает такой подход?

Алексей Бусаев: Сбор паевых взносов не вполне законен. Согласно законодательству, паевое участие должно касаться только заказчиков строительства, которые в связи с участием в застройке территории должны ее облагораживать. К транспортным средствам эту норму применять некорректно. Также не предусмотрены законодательством ни разрешения на размещение переоборудованных для приготовления кофе транспортных средств, ни разрешения на торговлю с автомобиля.

Мы хотим, чтобы торговля в Киеве развивалась в правовом поле, а паевые взносы ставят нас в незаконное положение. Вдумайтесь хотя бы в формулировки: нам предлагают участвовать в аукционе, чтобы выиграть на нем право внести в бюджет добровольный взнос – это даже звучит как-то нелепо.

KV: Но в мэрии утверждают, что оплата паевого участия станет реальным основанием для работы передвижной торговли.

Алексей Бусаев: Ни выигрыш места в Комплексной схеме, ни оплата паевого участия предпринимателю спокойной работы гарантировать не сможет. А если завтра власть в Киеве сменится, и новая власть решит опять всю “разрешиловку” на торговлю перекроить по-другому? Я заплачу, например, за год, а правила изменятся уже через три месяца. У нас такое случается сплошь и рядом. Тогда у предпринимателя даже не будет оснований обратиться в суд, потому что договор об оплате паевого участия как-бы добровольный и не дает ему никаких гарантий.

В Законе Украины “О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности” ни о каком паевом участии упоминаний нет, и согласно закону, этот перечень исчерпывающий. Поэтому в КГГА паевое участие и оформляется как “добровольный взнос”. То есть, никаких юридических последствий его уплата не влечет. За что тогда его платят предприниматели?

А парковочный сбор, как был, так и останется. Поэтому оплата абонемента за парковку при любых обстоятельствах позволит нам легально находиться на улицах. И в городской бюджет таким образом всегда будут поступать средства от передвижной торговли, какая бы власть в городе не установилась.

Наше предложение позволит городу тратить такие поступления на действительно нужные вещи: на развитие транспортной инфраструктуры, жилищный фонд, социальные программы. А деньги с паевого участия идут на демонтаж тех же киосков, но это трата средств не по назначению. Глупо и смешно, когда у города не хватает средств на ремонт детских садиков и школ, а на демонтаж МАФ в 2015 году находится 23 млн. грн. Ни много, ни мало – миллион долларов!

KV: Кстати, распределение мест на аукционах заставит владельцев объектов передвижной торговли повышать свои цены?

Алексей Бусаев: Цены придется повысить, потому что оплачивать торги придется сразу, и эти траты нужно будет как-то окупать. Сейчас, например, один из наиболее популярных напитков – латте, стоит в мобильных кофейнях порядка 16 – 18 грн., а в кафе уже от 30-40 грн. При этом качество его не отличается, потому что он в обоих случаях готовится обученными бариста на одинаковых профессиональных кофемашинах. В этом заключается социальная функция передвижной торговли, ведь поход в киевское кафе сейчас сможет себе позволить далеко не каждый. А эта функция может исчезнуть, потому что цены практически выровняются.

KV: Критики передвижной торговли с вами не согласятся. Бытует мнение, что, например, шаурму у нас готовят из бродячих кошек или рубят туда собак вместе с конурой.

Алексей Бусаев: Это очень наивные представления, таким просто нет смысла заниматься. Не так уж дорого заказать продукты напрямую у производителей, поставляются они сразу в гофротаре. Приготовление происходит по технологическим картам, которые предусматривают четко определенную рецептуру. В передвижных фаст-фудах есть рукомойники, продавцы имеют санитарные книжки, а на авто оформлены санитарные паспорта.

Кроме того, существует свободный рынок, функционирующий как живой организм. Конкуренция заставляет нас и сдерживать цены, и улучшать качество. Когда рядом стоят две-три машины, предприниматель озабочен, чтобы у него был более качественный кофе, а у продавца – опрятный внешний вид. Ведь если покупатель увидит грязную машину и неопрятного продавца, он подойдет за покупкой к его соседу.

Кстати говоря, уменьшение количества работающих точек до 229 сильно ударит по конкурентному регулированию рынка. Качество скорее всего будет падать, потому что конкурентов вокруг уже не будет, а цена вырастет, поскольку расходы на аукционы нужно будет окупить. Новые игроки уже тоже не могут войти на этот рынок, потому что количество мест искусственным образом ограничено.

Между тем, в Европе и США передвижная торговля успешно работает и приносит прибыль. И зарубежный опыт показывает, что она будет и дальше развиваться.

KV: А как в Европе и США регулируется передвижная торговля?

Алексей Бусаев: Там предприниматель просто покупает лицензию на торговлю. Она дает право заниматься данным видом бизнеса и выдается на десять – пятнадцать лет. При этом, не устанавливается никаких дополнительных преград. Если предприниматель с этой лицензией нарушит, например, правила парковки, встанет на газон, перегородит какой-то въезд или выезд, его тут же оштрафуют, как обычного водителя и все.

Есть места, где запрещена торговля, и, торгуя там, он тоже будет оштрафован. Но никто не станет ломать весь бизнес через колено и изгонять всех предпринимателей из-за того, что среди них встречаются отдельные нарушители.

Некоторые виды лицензий можно купить на более долгий срок, даже пожизненно. Кстати, во многих странах с развитой рыночной экономикой приобретенную лицензию можно перепродать или передать по наследству. Т.е. человек имеет полное право сказать, что он владеет бизнесом.

А у нас это не бизнес, я даже не знаю, как это назвать. Ты не бизнесом занимаешься, а бегаешь по инстанциям, о чем-то договариваешься, следишь за всей разрешительной документацией, которая постоянно меняется, и думаешь о том, как попасть в какие-то комплексные схемы.

Беседовал Александр Зворский

КиевVласть

Теги: новости киева, интервью, автокофейни, передвижная торговля, бусаев

понедельник, 17 января 2022 г.
22:56
Меру пресечения Порошенко в деле о госизмене судья Печерского суда огласит 19 января
20:45
Планові відключення електроенергії в Київській області 18 січня 2022 року (повний список населених пунктів)
20:26
Новогодний городок в центре Киева посетили более 4 млн человек
20:13
На Киевщине прокуратура открыла производство по факту инфицирования детей в садике Ирпеня
20:05
В столице к Крещению подготовили 15 локаций для безопасного погружения (список)
19:45
В Ирпене приступят к строительству новых школ
19:23
Київщина отримає майже 1,2 млрд грн субвенції на ремонт доріг
19:12
Полесская община будет платить за воду по новым тарифам
19:05
Завтра, 18 января, в столице начнут работать два новых автобусных маршрута
18:46
За полгода Центральный автовокзал Киева обслужил более четверти миллиона пассажиров
18:21
Компания “Интергал-Буд” обнародовала данные о ходе строительства ЖК “Парковые Озера”
18:11
На Киевщине в результате пожара в дачном доме погиб мужчина
18:04
Капремонт шляхопроводу по вул. Олега Онікієнка в Броварах обійдеться в 80 млн гривень
17:44
Нардеп Грищук просит предоставить ему список ремонтов придомовых территорий, запланированных в Соломенском районе на 2022 год
17:23
Правоохранители сообщили о подозрении еще одному участнику схемы по вымоганию взяток за захоронения на столичных кладбищах
17:01
“Киевоблгаз” завершает работы по газификации “МакДональдса” в Бориспольском районе
Календарь событий