п'ятниця, 29 березня 2024 г.

Строительство Большой окружной дороги вокруг Киева преподнесет украинцам ряд сюрпризов

Строительство Большой окружной дороги вокруг Киева преподнесет украинцам ряд сюрпризов

На минувшей неделе, 6-10 декабря, “Укравтодор” запустил торги по выбору подрядчика строительства Большой окружной дороги вокруг Киева. Речь идет о первом участке протяженностью 18 км с ожидаемой ценой в 5,35 млрд гривен или 300 млн гривен за километр. Это дороже, чем, например, себестоимость километра дороги в США, Китае или Германии. Кроме того, Кабмин определил этот проект как “экспериментальный” и запланировал под него ряд новшеств, которые вряд ли порадуют общественность.

Об этом KV стало известно из материала издания “Наші гроші”.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Сообщается, что на прошлой неделе “Укравтодор” запустил первые торги по выбору подрядчика строительства первого участка Большой окружной дороги протяженностью 18 км.

Как сообщила пресс-служба Укравтодора, первый участок дороги  в 18 км предполагает строительство отрезка от трассы М-07 Киев – Ковель – Ягодин до М-06 Киев – Чоп. Проект предусматривает строительство 9 искусственных сооружений, в том числе двух мостов, шести путепроводов и одной эстакады.

Ожидаемая стоимость, отмечается в материале, составила 300 миллионов гривен за километр, тогда как всего год назад в "Укравтодоре" утверждали, что нормальная цена строительства новых дорог в Украине составляет 170 млн гривен за километр.

Кроме того, по данным "Центра транспортных стратегий", это одна из самых высоких себестоимостей дорожного километра в мире.

Издание "НГ" сообщает, что для “освоения” такой маржи была привлечена вся вертикаль власти.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть” в Телеграм

В частности, “Слуги народа” провели через ВР закон об исключении закупок для Большой кольцевой из-под действия закона “О публичных закупках” и соответственно вывод этих торгов из системы Prozorro.

Затем Кабмин принял постановление об “экспериментальном проекте” по освоению миллиардов на Большой кольцевой и в нем зафиксировал следующие факторы:

  • никакого ограничения по завышению цены контракта уже после тендера, 

  • никакой прозрачности (торги пройдут вне Prozorro на площадке “Playtender”, которая принадлежит бывшему зятю Черновецкого Вячеславу Супруненко).

На практике это означает, что общественность не будет иметь возможность проверить, как происходят тендеры по Большой окружной. 

Более того, “Укравтодор” уже сейчас пишет, что эксперимент “соответствует стандартным процедурам, применяемым на проектах ЕИБ, ЕБРР и Всемирного банка”. Также "Укравтодор" обещает что “по результатам эксперимента Укравтодор и Министерство инфраструктуры будет инициировать усовершенствование имеющегося инструментария системы ProZorro”.

По мнению экспертов, такое “усовершенствование” таит опасность для нормального функционирования системы Prozorro.

“Люди президента приучают украинцев вместо законов читать пресс-релизы. Но я призываю почитать сам текст постановления. Она более точно раскрывает планы чиновников. А именно п. 2: “Экспериментальный проект строительства Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Киева (далее экспериментальный проект) заключается в применении альтернативного прозрачного механизма определения через информационно-телекоммуникационную систему отбора исполнителя работ и способов регулирования хозяйственных отношений, определение максимально эффективных подходов для дальнейшего закрепления апробированного регулирования на законодательном уровне”. Что здесь вы видите? Я, например, вижу попытку создать якобы конкурента для Прозорро под “особые закупки”. Зачем каждый раз терпеть публикации вотчдогов, обжалование в АМКУ, мониторинги ГАСУ?! Проще просто иметь свою систему. Свое маленькое Прозорро для Банковой”, – прокомментировала “эксперимент" основатель “Лиги антитраста” Агия Загребельская.

Также свои опасения по поводу "эксперимента" Кабмина выразил и директор ГП “Прозорро” Василий Задворный.

“Prozorro всегда настаивает, что все средства налогоплательщиков в государственных закупках должны тратиться максимально прозрачно и конкурентно. Поэтому хорошо, что закупки по строительству окружной дороги в обход Киева предполагают конкурсный отбор участников, а Укравтодор активно коммуникирует старт закупки. В то же время, эти торги будут проходить не в электронной системе публичных закупок Prozorro, а через частную электронную площадку, вызывающую определенную обеспокоенность. Система Prozorro принадлежит государству, имеет сертификаты комплексной системы защиты информации, публикует данные о каждом тендере в автоматическом режиме. Кроме того, участник закупки может увидеть документы своих конкурентов, все решения заказчика и подать жалобу в АМКУ, если он видит нарушение своих прав. А вот будет ли обеспечена полная прозрачность отбора исполнителя для строительства окружной дороги, который будет проходить вне Prozorro — этот вопрос остается актуальным и стоит уделить этому большое внимание”, – сообщил Задворный.

Кроме того, существует еще одна большая проблема: на Киевщине под строительство Большой кольцевой дороги хотят отчуждать земли громад и физлиц. При этом, сами территориальные громады будут, по информации экоактивистки Kyiv Green City и главреда журнала "Мандры" Леся Москаленко, будут полностью отстранены от участия в процессах. 

"Я хочу привлечь внимание к грубому и насильственному нарушению прав территориальных громад Киевщины, которое происходит прямо сейчас. И делает это не бизнес, притесняет громады – власть!" – цитирует “Экополитика” Москаленко. 

В частности, такие проблемы уже испытывает Козинская ОТГ,  по землям которой (через ценные торфяники и жилища отдельных людей) будет проходить дорога.

"Громады хотят сохранить свои ценные торфяники, природу, животных и птиц, чтобы в будущем, возможно, принять участие в каком-нибудь инвестиционном проекте по восстановлению болот. А для дороги предложить лучшие и более простые участки в нашей же ОТГ, которые к тому же пройдут за пределами сел", — объяснила активистка.

По словам Москаленко, громады обращаются в суды, рассылают письма по инстанциям, но безрезультатно. Местные жители узнают о строительстве на их участках из соцсетей, потому что земли под отчуждение в "Укравтодоре" смотрят без выезда на место.

Кроме того, по данным Москаленко, Кабмин готовит законопроект, который позволит отнимать земли в принудительном порядке и в короткий срок.

“9 сентября после заседания Кабмина появилась информация об удивительном правительственном законопроекте. Изменения позволят судам принимать решение об отчуждении земли и имущества частных владельцев в месяц. А админдела о спорах по принудительному отчуждению будут рассматриваться в упрощенном порядке. Сообщать владельцам, что их имущество принудительно заберут, будут через два месяца. Сейчас это касается только строительства дорог и делается под конкретный проект – Большое строительство, а именно – строительство Кольцевой дороги вокруг Киева. Но применяться эти методы будут потом ко всем и повсюду”, – сообщила Москаленко.

Как писала KV, Кабинет министров Дениса Шмыгаля одобрил и собирается внести на рассмотрение Верховной Рады (ВР) законопроект, которым предлагается сократить сроки принятия и оформления решений о выкупе земельного участка и других объектов недвижимого имущества, размещенных для нужд дорожного хозяйства. Местные власти смогут выкупить нужный земельный участок или обратиться в суд для принудительного отчуждения.

Читайте: Кабмин предлагает Раде принудительно отчуждать земли под строительство дорог

Как ранее сообщала KV, Государственное агентство автомобильных дорог сообщило, что с подачи министерства инфраструктуры (министр – Александр Кубраков) Кабмин собирается привлечь подрядчика для строительства Киевской обходной дороги (КОД) на открытых международных торгах. 

Строительство КОД 12 августа 2020 года анонсировали заместитель руководителя Офиса президента (ОП) Кирилл Тимошенко и глава “Укравтодора” Александр Кубраков, которого 20 мая с.г. ВР назначила министром инфраструктуры. Общая стоимость строительства КОД тогда оценили в 85 млрд гривен, сроки окончания работ – от 2025 года до “пяти-шести лет при наличии стабильного финансирования”.

В октябре 2020 года началась разработка проектно-сметной документации стоимостью 38 млн гривен. Одной из проблем при строительстве КОД станет тысяча земельных участков, по которым пройдет дорога и, которые придется выкупить у нынешних владельцев.

Читайте: Нацполиция расследует миллиардные махинации на строительстве Большой Окружной дороги

Фото: открытые источники

КиевVласть

Оксана Олейникова

Теги: новости киева, новости украины, тендер, кабинет министров, слуга народа, закон, вр, прозорро, общественность, стоимость, александр кубраков, большая окружная дорога, код, принудительное отчуждение земельных участков, чтроительство

п'ятниця, 29 березня 2024 г.
14:04
У столиці планують створити безбар’єрне туристичне середовище
13:44
100 Волинська бригада ТрО запрошує на службу в підрозділах бригади
13:24
За добу втрати ворога зросли на 820 осіб, 56 БПЛА та 5 крилатих ракет, - Генштаб ЗСУ
13:03
На Північному мосту обмежать рух транспорту до 15 червня (схема)
12:42
У столиці судитимуть росіянина, який скоїв розбійний напад на аптеку
12:24
В Україну повернули тіла 121 полеглого оборонця
12:02
У Польщі переговори щодо українського зерна не мали успіху, але Сольський налаштован оптимистично, - ЗМІ
11:44
Руслан Кравченко: Німеччина продовжить допомагати Київщині у процесі відбудови
11:25
Комунальні підприємства Вишневого подарують військовим два авто вартістю 110 тисяч доларів
11:01
29 комунальних медзакладів столиці підключено до Реєстру територіальної громади, - КМДА
10:47
Голосіївська окружна прокуратура через суд вимагає повернути державі приміщення вартістю понад 6,7 млн гривень
10:28
Унаслідок нічної атаки рф пошкоджено енергетичну інфраструктуру в шести областях, - Шмигаль
10:04
На Київщині внаслідок падіння уламків пошкоджені два приватні будинки, - Руслан Кравченко
09:42
Київ збільшив вартість транспортної карти до 75 гривень з 1 квітня
09:23
Масована атака рф: українські захисники знищили 58 БПЛА та 26 ракет
09:06
На Новопавлівському напрямку в районах пунктів Новомихайлівка, Георгіївка, Урожайне противник атакував 22 рази, - Генштаб ЗСУ
Календар подій
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
28 березня 2024 г. 13:00
На Київщині триває скандал щодо будівництва кінологічного центру
У столичному регіоні розробка Детальних планів території (ДПТ) все частіше використовується місцевими владами для легалізації самочинних будівництв через зміну цільового призначення земельних ділянок. Приклад – будівництво кінологічного центру біля села Рославичі на території Феодосіївської громади, яке явно без жодних дозвільних документів триває вже більше двох років і наразі активно підтримується керівництвом громади всупереч позиції місцевих мешканців. Громадські активісти наголошують на тому, що такий об'єкт матиме серйозний негативний вплив на екологію: створить ризик зараження людей різними хворобами через відсутність місця для утилізації собачих фекалій та загрозу для розташованого поруч ландшафтного заповідника “Васильківські карпати”. В Київській облраді, схоже, з цим згодні, але нічого зробити не можуть. Що стосується обурених громадян, то, якщо у Феодосіївській сільраді їх “не почують”, вони збираються звертатись до правоохоронців і суду.