субота, 20 квітня 2024 г.
Кладбище киевских ведьм: Замковая гора

Кладбище киевских ведьм: Замковая гора

Константин Гродзинский

Журналист КиевVласти

Легенды о ведьмах являются одной из визитных карточек мистического Киева. Недаром в гоголевском “Вие” Тиберий Горобець, товарищ Хомы Брута, говорил, что “у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы”.

Кроме наиболее известного мифа о шабашах ведьм на Лысой горе, а в Киеве она не одна, есть и легенда о мистическом кладбище ведьм. Но существовало ли в Киеве такое место? Я задавал этот вопрос киевским краеведам, которые условно разделились на два лагеря.

Чаще упоминание о ведьминском некрополе вызывает ироническую улыбку. Но те, кто вникал в тему, знают, что в старину по церковным канонам на православных кладбищах не хоронили не только представителей иных конфессий, но и атеистов, самоубийц и некрещеных людей. Не приветствовалось также захоронение проституток, некоторых категорий уголовников, а также ведьм.

В группу ведьм (кстати, от слова “ведать”) могли попасть ворожеи, предсказательницы, гадалки, а также знахарки и повитухи. Представительницы последних двух категорий ничего плохого, как будто, не делали, но все же не вписывались в религиозную картину мира.

Как видите, не так уж мало было людей, чьему праху не обязательно находилось место рядом с добропорядочными православными христианами. Но их тоже где-то хоронили.

Кладбище на Замковой горе

На легендарную Замковую гору я поднялся в составе экскурсионной группы. Гид рассказывал о располагавшихся когда-то на горе замках и их обитателях, а также о мистическом притяжении места, которое в наши дни облюбовали сатанисты, неоязычники и прочие неформалы.

Именно от экскурсовода я впервые услышал о кладбище ведьм, которое в старину, якобы, располагалось на Замковой горе. Каким же было мое удивление, когда я увидел на изуродованном вандалами кладбище множество могил с крестами.

Позже, покопавшись в интернете, выяснил, что захоронения на вершине - это кладбище Фроловского женского монастыря (Свято-Вознесенского Флоровского монастыря), который расположен у подножия Замковой горы. Казалось бы, какие там могут быть ведьмы. Однако, само место расположения кладбища таит какую-то загадку.

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Дело в том, что вершина горы находится на высоте 80 метров над Днепром. Тот, кто поднимался на Замковую, помнит, что это в буквальном смысле нелегкая прогулка. Представьте, что на эту высоту необходимо подняться траурной процессии, да еще и с усопшим. А чего стоило поднять на эту высоту стройматериалы для обустройства могил и склепов. Так зачем нужно было размещать кладбище на такой высоте?

В материале “Зловещие тайны Мариинского парка: открытые секреты памятника героям Октябрьского восстания” я писал о захоронениях в парке у Верховной Рады. Тогда у меня возник вопрос: зачем жертв Октябрьского (1917 года) и Январского (1918 года) восстаний хоронили в парке возле дворца, а не на кладбище? Ответ на этот вопрос я нашел у заведующего Музеем Украинской революции 1917-1921 годов Александра Кучерука.

По словам историка, до революции примерно на том же месте, где сейчас памятник генералу Ватутину, находилась Александро-Невская приходская церковь, рядом с которой находилось небольшое кладбище. Такие же небольшие кладбища располагались возле Большого Никольского и Малого Никольского монастырей, находившихся неподалеку.

То есть, традиция основания кладбищ возле храмов существовала. Но, в случае с Фроловским монастырем, кладбище находится не рядом с храмом у подножия горы, а на ее вершине. Монахини - не легкоатлетки, среди них были женщины в возрасте. И подниматься на такую высоту для ухода за могилами труд нелегкий.

Почему же монастырское кладбище разместилось так далеко от монастыря?

Мифы Замковой горы

Среди легенд Замковой горы есть сказание об отлученном от церкви монахе Филарете, который в полнолуние летает над горой на метле. История не сохранила подробностей, которые бы пояснили, почему монах парит именно над женской обителью.

Есть предание о колдуне-оборотне из Ирпенских лесов, который в образе волка приходит со своими собратьями-разбойниками на Замковую гору дважды в год - весной и осенью. Отведав специальной травы, они устраивают танцы вокруг костра, превращаются в людей и, спустившись на Подол, растворяются среди беспечных киевлян.

Но особенно хочется отметить историю, случившуюся, якобы, в   послевоенные годы с пожилой монахиней Фроловского монастыря, которая отправилась на Замковую гору для ухода за могилами. В монастырь она вернулась молоденькой девушкой, которую едва узнали сестры. О том, что произошло с ней на Замковой горе, она ничего не рассказала коллегам, ибо вообще не говорила после возвращения. А утром уже молодую монахиню не обнаружили в ее келье, из которой нельзя было выйти незамеченной.

Омолодившаяся монахиня и гоголевская ведьма

В истории пожилой монахини есть момент, схожий с классической историей ведьмы-панночки из гоголевского “Вия”. Как мы помним, трое бурсаков остановились на ночлег на хуторе старухи, которая вскоре пришла к одному из них, философу Хоме Бруту “с распростертыми руками”.

“Эге-гм! – подумал философ. – Только нет, голубушка! устарела”. Но старуха забралась на спину Хоме - и возил он ее, пока не смог вырваться. После чего оседлал старуху и ездил уже на ней. А затем избил поленом и она “в изнеможении и упала на землю”.

“Он стал на ноги и посмотрел ей в очи: рассвет загорался, и блестели золотые главы вдали киевских церквей. Перед ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез”, - пишет классик.

Из этой цитаты мы видим, что во времена Гоголя смена возраста была в арсенале киевских ведьм. Напомним, что Брут с товарищами учились в Киевской духовной семинарии, которая начала свою работу в октябре 1817 года, а сборник “Миргород”, в который входит повесть “Вий”, вышел в свет феврале 1835 года. Таким образом, время действий, описанных в “Вие”, - это промежуток с 1817 по 1835 год.

Перевоплощение пожилой монахини случилось в послевоенное время, то есть, после 1945 года. Таким образом, за 110-130 лет ведьмовская опция смены возраста в Киеве не была утрачена.

Иной читатель возразит, мол, гоголевская ведьма-панночка не была киевлянкой, ибо жила на хуторе отца, богатого казачьего сотника. Но вернемся к цитате, тому месту, где Хома посмотрел в очи уже омолодившейся ведьмы, увидел как “блестели золотые главы вдали киевских церквей”.

Это значит, само действие происходило в пределах доступных зрению, примерно в нескольких десятках километров от Киева на открытой местности. Скорее всего, где-то на левом берегу. Может на Троещине, может на линии Осокорки-Позняки, но не далее нынешнего парка Партизанской славы и метро “Бориспольская”. Поскольку за Лесным массивом “главы церквей” не увидишь.

Эти районы тогда не были застроены и к Киеву не относились. Таким образом, гоголевская ведьма действительно не была киевлянкой, но, говоря современным языком, ее можно отнести к ведьмам киевского региона.

Отличие фроловской монахини и гоголевской ведьмы в том, что последняя из старухи в молодку превратилась после поочередных катаний друг на друге с несчастным бурсаком Брутом (что здесь зашифровано Гоголем - еще одна неразгаданная тайна классики). А вот благодаря каким процедурам омолодилась монахиня - это легенда умалчивает.

Аномалия Замковой горы

22 февраля 2018 года Киевсовет присвоил Замковой горе статус парка. Это, конечно, хорошо. Но когда прекратится хаос на вершине горы - вопрос, зависший в воздухе. Разве не аномалия, что в центре “европейской столицы” историческое место превратилась в пристанище сатанистов и наркоманов?

Может, их шабаши на вершине Замковой горы и происходят оттого, что нарушен покой захороненных ведьм и их злые духи манят туда недобрых людей. Но вершина дико загажена - и столичным властям должно быть стыдно перед ведьмами и колдунами Киева. Если, конечно, ведьмовское кладбище там действительно существовало.

Впрочем, есть и более прозаические версии, например, о существовании на Замковой горе православного кладбища, которое позже было передано в ведение Фроловского монастыря. Но после прихода к власти большевиков в 1929 году монастырь был закрыт, и кладбище постепенно пришло в упадок.

Читайте: На Киевщине пьяный мужчина до смерти забил односельчанку, которую считал ведьмой

Константин Гродзинский, журналист

KиевVласть

Теги: новости киева, замковая гора, кладбище ведьма, киевские ведьмы

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій