вторник, 23 октября 2018 г.

Забытые памятники подземного Киева: водопровод, который построил Савин

Забытые памятники подземного Киева: водопровод, который построил Савин

КиевVласть и “Киевская Спелестологическая Ассоциация” начинают уникальный медиа-проект “Забытые памятники подземного Киева”. Вместе с киевским диггером Феодосием Печерским (на фото) мы пройдем подземельями столицы, чтобы рассказать об объектах, которые сохранилось с давних времен, но, являясь уникальными памятниками архитектуры, увы, не имеют никакого охранного статуса.

Первым из таких мест стал водопровод казенного завода “Арсенал”.

Первый  в Киеве

1 марта 1872 года в Киеве начала работу первая линия городского водопровода, построенная выдающимся российским инженером и предпринимателем Амандом Струве. Именно эту дату принято считать днем возникновения столичного водопровода не самотечного типа с подачей воды посредством насосов. До этого времени воду качали из многочисленных колодцев, а также возили из Днепра и продавали по 40-60 коп. за бочку.  

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Отметим, что в первой половине XIX века Киев страдал от смрада, нечистот и как следствие болезней. Золотари на телегах с бочками вывозили фекалии, которые ведрами вычерпывали из выгребных ям. Сколько стоил вывоз одной бочки - история умалчивает.

А центральная канализационная система столицы была создана в декабре 1894 года. Кстати, киевская канализация первой в Российской империи и одной из первых в Европе имела раздельную систему водоотведения, где бытовые и ливневые стоки отводились через отдельные коллекторы.

Эти факты представляют собой общепризнанную историю водно-канализационной системы столицы. Но киевские диггеры обнаружили в подземельях столицы объекты, существование которых поставило под сомнение официальную версию.

Феодосий Печерский и его коллеги по “Киевской Спелестологической Ассоциации” провели исследование и нашли подземные сооружения, а позже - исторические факты, подтверждающие, что на самом деле к 70-80 годам XIX века в Киеве уже существовал водопровод. Но работала эта система лишь в одном районе города и построена была в военно-производственных целях.

Российский инженер-строитель и гидротехник, уроженец села Никополь Харьковской губернии Михаил Николаевич Герсеванов “сообщил несколько замечаний о снабжении водою арсенальных мастерских и представил относящиеся к этому весьма подробные чертежи”.

Эти “замечания” Феодосий Печерский нашел в “Инженерном журнале” №9 за 1866 год в статье “О снабжении водою арсенальных мастерских в Киеве”.


Следует сказать слова благодарности сотрудникам отдела редкой и ценной книги библиотеки Киевского политехнического института (КПИ), которые по просьбе диггера сделали межбиблиотечный запрос в  российскую Дальневосточную государственную научную библиотеку в Хабаровске. В Украине документов о водопроводе арсенальных мастерских найти не удалось.

Но обо всем по порядку.

Крепостной водопровод

Датой фактического учреждения Киевского арсенала принято считать 1764 год, когда Екатерина ІІ издала “Положение о Киевской арсенальной команде”. В 1803 году в Старой Печерской крепости было завершено  строительство здания арсенала, в котором ныне располагается  “Мистецький Арсенал”.

Киевский арсенал выполнял задачу по производству и хранению вооружения, в первую очередь, артиллерийских орудий и пушечных ядер. И называлось тогда данное учреждение “магазейн”.

А в здании нынешнего казенного завода “Арсенал”, что рядом с одноименной станцией метро, располагались так называемые “арсенальные мастерские”. Выражаясь современным языком производственные мощности.

Именно производство требовало постоянной подачи воды в больших количествах. В арсенальные мастерские, построенные на высоте около 50 саженей (108 метрах) выше ординара (обычного уровня) Днепра, необходимо было доставлять воду для котлов паровых машин, приводивших в движение все станки арсенала и вентиляторы кузнечных горнов, а также “для питья и умывания рабочих”. Последняя подробность умиляет, ибо в тогдашнем Киеве не было водопровода даже в богатых домах.

Для этого были устроены пять колодцев глубиной шесть саженей (более 12 метров глубины) и внутренним диаметром семь футов (чуть более двух метров), где были установлены насосы, которые приводились в движение паровой машиной. Они давали лишь 1,16 куб. саженей воды в 12 часов, при потребности 2,5 куб. саженей (одна кубическая сажень – 9,713 кубометра). Поэтому большая паровая машина мастерских могла работать только два-три дня в неделю.

Для увеличения объемов в Кловском овраге устроили один большой колодец глубиной три сажени (более шести метров) и диаметром 11 футов 4 дюйма (около четырех метров). Этот овраг был впоследствии засыпан - здесь сейчас находится территория между ст. метро “Арсенальная” и Мариинским парком.

Вода в колодец поступала по чугунным трубам внутреннего сечения 2,5 дюйма (более шести сантиметров), положенным внутри каменной водосточной трубы назначенной для стока грязной воды из арсенальных мастерских.






Но этот колодец не решил проблему дефицита воды в мастерских. В конце марта 1855 года оказалось, что “колодезная вода имеет весьма вредное влияние на медные водопроводные трубы”.

В сентябре 1855 года с разрешения инспектора по инженерной части, генерала Дена, штаб-офицер по искусственной части киевского арсенала, подполковник Савин начал строительство водопровода для снабжения мастерских из Днепра. Данный водогон должен был подавать шесть кубических саженей воды (более 58 кубометров) в 12 часов, но уже на высоту 365 футов (более 100 метров). То есть - в резервуар на чердаке арсенала.

Для нагнетания воды на берегу Днепра была установлена паровая машина мощностью 9 лошадиных сил и четыре насоса. Стоял этот агрегат у запечатленных на фото ниже, несохранившихся до наших дней Подольских ворот.  


Длина водопроводной трубы от Подольских до Арсенальных ворот составляла 625 саженей (1350 метров), внутренний диаметр - четыре дюйма (почти девять сантиметров). Вода из Днепра подавалась в железный резервуар, где фильтровалась, а после нагнеталась наверх. Обошлось строительство савинского водопровода в 20 тыс рублей.






Из работ видной исследовательницы Киевской крепости Ольги Ситкаревой известно, что с 1873 по 1878 год к водопроводу были подсоединены все объекты Киево-Печерской крепости. Водопроводом пользовались Киево-Печерская лавра и Ипсилантьевское и Конюшенное подворья, принадлежавшие лавре.

Примечательно, что лавра за свой счет оборудовала водомер и вносила абонентскую плату.

По словам Феодосия Печерского, водопровод Савина снабжал и частные подворья Печерска.

“У Ситкаревой упоминается проект родоначальника инженерных войск Российской империи Тотлебена по подключению к водопроводу всех зданий Печерской крепости. Подольский водопровод не мог технически снабжать водой Печерск - последний был слишком высоко. С другой стороны, есть информация, что водокачка крепостного водопровода была переведена на электричество - и успешно работала. Отсюда делаем вывод, что именно она и снабжала Печерск”, - отметил Феодосий Печерский.

Водопроводный музей под землей

Из сооружений первого механизированного водопровода Киева, снабжавшего арсенальные мастерские, крепость, Киево-Печерскую лавру и часть Печерска, до наших дней сохранились лишь несколько объектов.

Сейчас они приходят в негодность и могут быть совершенно утрачены. Но, по словам Феодосия Печерского, состояние этих объектов таково, что все вместе они вполне могут стать уникальным подземным музеем.

“Частично сохранились резервуары, тоннель водогона, помещения водокачки. В некоторых местах нужно сделать пандусы, перила, лестницы для удобства, но это уже вопрос конкретного проекта музея, но главное, что лестница в саму водокачку сохранилась. Тоннель в некоторых местах, говоря нашим языком, “замыт”, то есть жидкая глина вылилась и засохла, появились препятствия, которые мы называем “замывы”. Не так давно там произошел обвал, но в целом тоннель не сложно отреставрировать”, - сказал Федосий Печерский.

Он отметил, что часть засыпанных помещений в двух подпорных стенах, через которые проходил водопровод, требует расчистки.

“Соединены две стены тоннелями водопровода, местами соединение непроходимо для экскурсантов, - пояснил киевский диггер. - Соединение водогонного тоннеля и водокачки предположительно существует, но чтобы его найти требуется провести расчистку хода от мусора. Мы пробовали это сделать, но остановились буквально метрах в 5-7  - нам мешает выход в тоннель жидкой глины”.

Федосий Печерский убежден: если этим проектом заинтересуется киевская власть и поддержит общественность, в Киеве можно создать абсолютно уникальный музей.

“Если этого не сделать, то уникальные подземные сооружения будут утеряны”, - резюмировал Феодосий Печерский.

(продолжение следует)

Читайте: Кладбище киевских ведьм: Замковая гора

Видео автора

Фото: Феодосия Печерского и из открытых источников

KиевVласть

Константин Гродзинский

Теги: новости киева, история, водопровод, подземный киев

вторник, 23 октября 2018 г.
14:25
Пантелеев: Тепло подали во все здания бюджетной сферы и в 63% домов коммунальной собственности
14:06
СК “КРОНА” выступит спонсором безопасности 2nd Zaporizhstal Half Marathon
13:46
Прокуратура заявляет об улучшении криминогенной ситуации на Киевщине
13:27
Кличко может оставить Котлубея и.о. директора “Киевавтодормост”
13:06
В Фастове на один день отключат водоснабжение
12:46
Кличко: Мы работаем над тем, чтобы Украина стала частью европейской транспортной инфраструктуры
12:27
Чиновники КГГА “потеряли” документы по строительству на Почтовой площади (документ)
12:04
Ход работ на ЖК MIRAX в октябре
11:45
Украинский лоукостер начал продавать билеты из Киева в 4 страны
11:22
Из-за аварий на пяти улицах в Киеве отсутствует водоснабжение (адреса)
11:06
Синюю руку в центре Киева установила Шевченковская РГА по своему усмотрению
10:43
Целевые программы Киевщины за неделю выполнены на 1,77%
10:20
Курс валют в Киеве: 23 октября 2018
10:01
Масштабное ДТП в Киеве заблокировало движение транспорта по бульвару Леси Украинки в сторону центра (фото, видео)
09:42
“Киевводоканал” опубликовал адреса плановых отключений воды на этой неделе (график)
09:22
В Киеве отменены три утренних рейса городской электрички
Календарь событий