четвер, 25 квітня 2024 г.

Эдуард Соколовский: “Лучший вариант был бы, если бы КГГА рассчиталась с нами деньгами”

 

Председатель правления АК “Киевэнерго” Эдуард Соколовский рассчитывает на решение вопроса о погашении задолженности за потребленный газ до конца текущего месяца. Вместе с тем, он не исключает, что отопительный сезон в столице может не начаться вовремя, если долги перед ДК “Газ Украины” не будут погашены. Об этом, а также о взаимоотношениях “Киевэнерго” с Киевской городской  государственной администрацией (КГГА) Эдуард Соколовский рассказал KV.

 

KV: Эдуард Степанович, компания “Киевэнерго” уже получила выводы Государственной инспекции по контролю за ценами касательно себестоимости тепловой энергии после повышения стоимости газа с 1 августа 2010 года?

 

Эдуард Соколовский: После принятия Закона Украины “О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг” уже не требуются выводы Государственной ценовой инспекции для установления тарифов на тепловую энергию. Отмечу, что данный документ предусматривает создание регулятора на рынке коммунальных услуг с 1 января 2011 года, а  до конца текущего года функции Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг временно переданы Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ). Таким образом, компания “Киевэнерго”, выполняя поручение премьер-министра Николая Азарова, направила в НРКЭ документы, подтверждающие экономически обоснованную себестоимость производства тепловой энергии. Мы рассчитываем, что процедура установления тарифов на тепловую энергию будет соответствовать требованиям нового закона.

 

KV: Получается, что с принятием этого закона для установления тарифов Национальной комиссией регулирования электроэнергетики не нужны выводы Государственной ценовой инспекции. Тогда какой орган будет выполнять функции инспекции?

 

Эдуард Соколовский: Предполагается, что НКРЭ самостоятельно будет проверять все затраты на производство тепловой энергии точно так же, как и при установлении тарифов на электрическую энергию. До 1 января 2011 года комиссия будет устанавливать тарифы на производство, передачу и поставку тепловой энергии. Напомню, что раньше НКРЭ устанавливала тариф только на производство тепловой энергии.

 

До конца текущего года комиссия самостоятельно  будет устанавливать тарифы на тепловую энергию, а вот стоимость коммунальных услуг для населения (горячая вода и отопление), скорее всего, будет по-прежнему определять Киевская городская государственная администрация (КГГА). И тогда при установлении тарифов на коммунальные услуги для населения государственная ценовая инспекция будет давать свои выводы касательно затрат, связанных именно с производством коммунальных услуг. Хотя пока нет окончательного ответа на этот вопрос, поскольку еще не вся нормативно-правовая база приведена в соответствие с законом “О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг”. Надеюсь, что в ближайшее время все эти моменты будут урегулированы, и станет  известно, какой орган за что отвечает, и будут понятны правила взаимоотношения с регулятором, ценовой  инспекцией и городскими властями.

Тем не менее, мы сделали запрос в Государственную ценовую инспекцию, чтобы получить информацию о том, какие функции она будет выполнять после изменения законодательства. Пока ответ на это вопрос мы не получили. 

 

KV: То есть, окончательные тарифы на коммунальные услуги для населения, в частности на горячую воду и центральное отопление, как и раньше, будет устанавливать КГГА?

 

Эдуард Соколовский: Пока на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован. По моим предположениям, окончательные тарифы на коммунальные услуги для населения будет устанавливать именно городская власть. Но для “Киевэнерго” конечными потребителями являются ЖЭКи, которые покупают у компании тепловую энергию. Поэтому на данный момент для нас тариф на тепловую энергию устанавливает НКРЭ. Таким образом, тариф на производство, передачу и поставку тепловой энергии будет устанавливать НКРЭ, а КГГА – добавит еще затраты, связанные с работой ЖЭКов, ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр), то есть, с производством коммунальной услуги.

 

В такой ситуации для города все еще остается возможность принятия решения по поводу уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги и предоставления адресной помощи для людей, которые не в состоянии рассчитываться.

 

KV: Существует ли возможность установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня после изменения процедуры их утверждения?

 

Эдуард Соколовский: Я думаю, что НКРЭ не будет устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня по фактическим затратам, поскольку этот орган не зависит от выборов и будет исходить только из обоснованности тех или иных затрат.

    

KV: Если окончательное распоряжение об утверждении стоимости коммунальных услуг для населения  все-таки будет выдавать КГГА, то она может установить  тарифы ниже уровня, утвержденного НКРЭ?

 

Эдуард Соколовский: Закон “О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг” предусматривает, что тарифы на коммунальные услуги субъектов природных монополий должны обеспечивать возмещение всех экономически обоснованных плановых затрат на их производство с учетом плановой прибыли.   Также документ не допускает возможность установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня без соответствующего возмещения этой разницы.

 

Таким образом, если комиссия утвердит тариф на тепловую энергию на определенном уровне, а КГГА установит тарифы для конечного потребителя ниже этого уровня, то разницу должен будет возмещать городской бюджет. Но я считаю, что городу необходимо разработать механизм адресной помощи для малообеспеченных, а те люди, которые в состоянии платить, должны оплачивать полную стоимость услуг.

 

KV: Сейчас, в этот переходной период, КГГА обязана начислять разницу в тарифах, несмотря на то, что нет выводов Государственной инспекции по контролю за ценами?

 

Эдуард Соколовский: Конечно, обязана.

 

KV: Они насчитывают?

 

Эдуард Соколовский: С осени прошлого года, несмотря на то, что мы каждый месяц отправляем в КГГА расчеты по разнице в тарифах, они их не подписывают. А все эти заявления со стороны чиновников горадминистрации касательно приостановления начисления разницы в тарифах связаны, на самом деле, с отсутствием денег для возмещения этой разницы. Как только, будут подписаны расчеты, то появится предмет для переговоров. Поэтому у КГГА есть опасение, что после подписания необходимых документов компания обратиться в судебном порядке для взыскания разницы в тарифах с бюджета. Но мы пока этого не делаем, поскольку ожидаем, что эта разница будет оплачена после принятия соответственного решения Кабинета министров.

 

KV: Кабинет министров уже внес изменения в свое постановление, которым обязывал КГГА привлечь кредит для погашения задолженности по возмещению разницы в тарифах?

 

Эдуард Соколовский: Насколько я знаю, не внес.

 

KV: В проекте предусматривается вексельная схема расчетов вместо привлечения кредита?  

 

Эдуард Соколовский: Да, подготовленные изменения в это постановление предполагают вексельную схему расчетов. На сегодня их два – вариант подготовленный КГГА и совместный вариант “Газа Украины” и “Киевэнерго”. Но какой вариант войдет в проект изменений постановления станет ясно после его принятия.

 

KV: В проекте постановления  идет речь о переводе долга “Киевэнерго” перед ДК “Газ Украины” на КГГА?  

 

Эдуард Соколовский: Да, и это предусмотрено в варианте изменений в постановление, который подготовлен совместно “Газом Украины” и “Киевэнерго”. Для нас предпочтительней именно этот вариант, без участия в вексельной схеме “Киевэнерго”, поскольку таким образом мы избегаем двойного налогообложения.

Конечно, самый лучший вариант был бы, если бы КГГА рассчиталась  с нами деньгами, которые мы направили бы в ДК “Газ Украины” для оплаты стоимости потребленного топлива. Но, тем не менее, такая схема с векселями нас тоже устраивает.

 

KV: В проекте постановления предусмотрены сроки погашения этой задолженности?

 

Эдуард Соколовский: Сроки будут зависеть от проведения переговоров КГГА с Национальным банком и финансовыми учреждениями, которые будут приобретать векселя.

 

KV: Эдуард Степанович, сколько сейчас составляет долг КГГА перед “Киевэнерго”  по возмещению  разницы в тарифах?

 

Эдуард Соколовский: По состоянию на 1 июля 2010 года задолженность городского бюджета по возмещению разницы между экономически обоснованной себестоимостью производства тепловой энергии и установленными тарифами  достигла 2 млрд. 98 млн. грн. Эта сумма превышает долг “Киевэнерго” за газ, который составляет 1 млрд. 970 млн. грн. Таким образом, если КГГА рассчитается с нами, то мы полностью погасим долг за топливо.

 

KV: “Киевэнерго” уже постепенно погашает долг за газ…

 

Эдуард Соколовский: Да, мы погашаем долг перед ДК “Газ Украины”, поскольку  ведем активную работу с нашими неплательщиками, в том числе подключая судебные инстанции и исполнительную службу. У нас есть районы, в которых ЖЭКи рассчитались на 100% и больше. Например, уровень расчетов в Святошинском районе с начала 2010 года составляет 148%, то есть они погашают и долги предыдущих периодов. Но у них нет другого выхода, поскольку все счета заблокированы исполнительной службой  на основе судебного решения по иску “Киевэнерго”.  Соответственно, когда ЖЭКи рассчитываются с “Киевэнерго”, компания имеет возможность направлять эти средства на расчеты с ДК “Газ Украины” за потребленное топливо.

 

KV: Если “Киевэнерго” не рассчитается перед  ДК “Газ Украины” до 1 октября 2010 года, означает ли это, что отопительный сезон в Киеве может не начаться вовремя (15 октября)?

 

Эдуард Соколовский: Если долг за газ не будет погашен до 1 октября, то ДК “Газ Украины”, скорее всего, не подпишет нам договора на поставку топлива и будет приостановлена подача газа на ТЭЦ и котельные “Киевэнерго” для производства тепловой энергии, вследствие чего  отопительный сезон в Киеве может не начаться своевременно. Существующие договора на поставку газа действуют до 1 октября, а ДК “Газ Украины” каждый год заявляет, что новые договора  будет подписывать только с теми компаниями, которые погасят долг либо предоставят гарантии его погашения.

 

Но я думаю, что до приостановления подачи топлива дело не дойдет. Надеюсь, что деньги будут найдены и все расчеты произведены. Поскольку основная причина задолженности “Киевэнерго” перед ДК “Газ Украины” –долг КГГА перед нами по возмещению разницы в тарифах. Сегодня есть понимание всех сторон о необходимости 100-процентных расчетов, иначе отопительный сезон в Киеве будет под вопросом. Таким образом, я считаю, что есть реальные шансы произведения всех расчетов уже до конца августа.

 

KV: Сколько составляет задолженность потребителей перед “Киевэнерго” за тепловую и электрическую энергию?

 

Эдуард Соколовский: По оперативным данным, задолженность за тепловую энергию составляет 951 млн. 262,6 тыс. грн. Самыми крупными должниками, по-прежнему, являются ЖЭКи – 703 млн. 317,9 тис. грн. Задолженность учреждений, которые финансируются из государственного бюджета, составляет 27 млн. 287,2 тыс. грн., из городского – 8 млн. 199 тыс. грн. и из районных – 106 млн. 581, 2 тыс. грн.

 

За электрическую энергию долг потребителей составляет 905 млн. 736 тыс. грн. Больше половины этой суммы – это задолженность ОАО “Киевводоканал”, которая уже достигла 535 млн. 496 тыс. грн. Также крупными должниками являются КП “Киевский метрополитен”  – 43 млн.  947 тыс. грн., КП “Киевгорсвет”  – 25 млн.  609 тыс. грн. и КП “Киевпасстранс” – 23 млн. 923 тыс. грн. Кстати, ни “Киевводоканал”, ни “Киевпасстранс”,   ни “Киевский метрополитен” не выполняют свои обязанности по оплате электроэнергии. Мы будем подымать вопрос о расчетах этих предприятий на ближайшей коллегии КГГА, на которой будет рассматриваться вопрос о подготовке к отопительному сезону.

 

Таким образом, задолженность потребителей перед “Киевэнерго” за тепловую и электрическую энергию превышает 1 млрд. 850 млн. грн.

 

KV: На сколько действующие тарифы покрывают затраты на производство  тепловой энергии после повышения стоимости газа с 1 августа?

 

Эдуард Соколовский: На 49 %. У нас ведь  произошло два процесса: с одной стороны КГГА подняла тарифы для населения на отопление и горячую воду с 1 июля, а с другой – НКРЭ повысила стоимость газа на 50% с 1 августа. Поэтому ситуация практически не изменилось и тарифы по-прежнему составляют меньше 50%  от экономически обоснованной себестоимости производства  тепловой энергии.

 

Отмечу, что НКРЭ 12 августа 2010 года приняла постановление о повышении тарифов на производство тепловой и электрической энергии в связи с подорожанием газа.  Таким образом, усредненный тариф на производство 1 Гкал. тепловой энергии увеличился  с 317,8 грн. до  354 грн., а на производство 1 кВтч электрической энергии – с 50,41 коп. до 56,25 коп. Благодаря этому решению НКРЭ немного сбалансирована экономика компании.

 

KV: Финансирует ли КГГА средства, предусмотренные в Программе социально-экономического развития на подготовку к отопительному сезону?

 

Эдуард Соколовский: Идет только закрытие долгов перед подрядчиками по прошлым периодам. А в 2010 году, также как и в 2009, ни копейки профинансировано не было. Основная проблема состоит в том, что даже если город сейчас начнет финансировать работы по модернизации сетей, то  ряд проектов невозможно выполнить до начала отопительного сезона, поскольку осталось мало времени.

 

KV: Заместитель председателя КГГА Александр Мазурчак заявлял о проведении служебного расследования по поводу закупки счетчиков, которые, по его мнению, являются “приборами учета не тепла, а горячей воды”…

 

Эдуард Соколовский: Если господин Мазурчак имел ввиду приборы учета, которые лежат на складах “Киевэнерго”, то компания к ним не имеет никакого отношения. Более того, мы давно просим городскую власть забрать свое имущество и начать устанавливать эти счетчики в жилом фонде столицы.  А все вопросы, связанные с их закупкой, при необходимости, пускай рассматривает прокуратура. Кстати, современные  приборы учета тепловой энергии могут использоваться для измерения как тепловой энергии, так и горячей воды.

 

KV: Эдуард Степанович, “Киевэнерго” и КГГА нашли общий язык касательно определения производителя услуг?

 

Эдуард Соколовский: Наконец-то начала работу рабочая группа по вопросу производителя коммунальной услуги,  созданная еще в прошлом году. Надеюсь, что КГГА настроена решить эту проблему окончательно. Ведь на самом деле проблема состоит не в определении производителя услуг, а в наличии потерь в сетях и отсутствии нормативной базы. Для того, чтобы компания “Киевэнерго” дошла до каждого конечного потребителя и взяла на себя убытки, связанные с потерями во внутридомовых и внутриквартальных сетях, необходимо разработать механизм, который позволял бы минимизировать финансовые убытки компании путем предусмотрения средств на реконструкцию и модернизацию этих сетей.

Мы хотим провести переговоры с НКРЭ и перенести на тепловые сети тот позитивный опыт, который был внедрен в Украине для электрических. Например, существующие сверхнормативные потери в электрических сетях НКРЭ в свое время включила в состав тарифа на электроэнергию с последующим обязательством компаний уменьшить эти сверхнормативные потери. Таким образом, компании увеличивали инвестиционные программы за счет мероприятий, направленных на уменьшение сверхнормативных потерь. И теперь большинство компаний в Украине работают без сверхнормативных потерь, что позволило снизить тарифы для потребителей. То есть, это эффективный путь, и он может быть реализован в теплоэнергетике. Давайте стабилизируем экономику, включим одномоментно эти затраты в тариф, ликвидируем сверхнормативные потери в тепловых сетях и потом уменьшим тариф на величину этих сверхнормативных потерь. Тогда киевляне получат более качественную услугу и  наличие прямых договоров с “Киевэнерго”.

 

KV: На каком этапе решение вопроса с бесхозными сетями?

 

Эдуард Соколовский: Компания “Киевэнерго” не против заниматься бесхозными сетями, но мы  не принимаем их на баланс из-за неудовлетворительного технического состояния этого оборудования. Это имущество представляет серьезную опасность для людей. Принять его в эксплуатацию – значит вместо собственника – городской власти –  взять на себя ответственность за состояние сетей, в которые годами не вкладывались средства. Поэтому если такие сети будут приведены в нормальное состояние, то мы, безусловно, примем их в эксплуатацию. Но даже если эти сети не будут отремонтированы, то они могут находиться  в ведении районов по месту их расположения, а в случае возникновения аварийных ситуаций, “Киевэнерго” будет привлекаться для выполнения аварийно-восстановительных работ в качестве подрядчика.

 

Беседовала: Анна Корицкая 

Теги: Аналитика

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
12 квітня 2024 г. 15:00
Підтримка армії та більше коштів на “цивільні” напрямки: Київрада внесла зміни до бюджету-2024 і Програми соцекономрозвитку
Столична міськрада 11 квітня 2024 року внесла чергові зміни до бюджету Києва на 2024 рік, а також відкоригувала нову Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. Точний перелік всіх коригувань буде доступний після публікації цих документіві, адже депутати і чиновники погодили внесення до відповідних проєктів рішень численних правок безпосередньо перед їх розглядом в сесійній залі. Між тим, відомо, що дохідну частину бюджету було збільшено до 75,2 млрд гривень, видаткову – до 92,5 млрд гривень. Відповідно, додаткові 995 млн гривень планується витратити по програмі “Захисник Києва”, 79,9 млн – на обладнання опорних пунктів в межах столиці, 459,3 млн гривень – на різні соціальні виплати військовослужбовцям, 30 млн гривень – напряму нададуть Міністерству оборони України в якості субвенції тощо. Не обійшлося і без збільшення витрат на “цивільні” напрямки – ще 89,4 млн було виділено на ремонтні роботи на дорогах, 50,8 млн – на реконструкцію ліфтового обладнання в багатоповерхівках і т.д. Була відповідно відкорегована і нова Програму економічного та соціального розвитку (ПЕСР), яка розрахована на 2024-2026 роки. 
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
10 квітня 2024 г. 09:00
Бюджет Києва дуже скромно поповнився за рахунок оренди та приватизації комунального майна у 2023 році
У 2023 році столична влада продемонструвала одні з найгірших результатів наповнення бюджету за рахунок оренди і приватизації комунального майна за останні роки. Як стало відомо, від такої оренди до міської скарбниці надійшло 33,9 млн гривень, що більш ніж в половину менше планових показників, а від продажу комунальної нерухомості – 81,9 млн гривень (плюс ще 18.9 млн гривень, які були перераховані у 2024 році), що набагато менше ніж у попередні роки. Судячи з усього, причиною таких скромних надходжень до міського бюджету є і повномасштабна війна, яка знизила бізнес-активність у столиці, і систематичні порушення процедур і законодавства з боку профільних чиновників КМДА, які кожного року обходяться киянам у десятки мільйонів гривень.