Директор ООО “Сентис“ Кирилл Мякиш: ”Передача переходов в управление частникам позволяет экономить ежегодно до 13-15 млн грн”
Столичные подземные переходы в очередной раз становятся камнем преткновения между городскими властями и инвесторами, которые их обслуживают. Недавно коммунальная корпорация "Киевавтодор" и депутаты комиссии Киеврады по вопросам торговли потребовали от Департамента экономики и инвестиций КГГА разорвать договора с инвесторами, которые содержат подземные переходы города. Они ссылались на якобы невыполнение управителями взятых на себя инвестобязательств. Однако со стороны процесс выглядит как банальное перераспределение сфер влияния: забрать контракты у компаний, которые получили в управление переходы еще в 2012 году, и передать новым, возможно приближенным к новой власти. О том, какова реальная ситуация в этой сфере сегодня, рассказывает директор одной из компаний-инвесторов ООО "Сентис" Кирилл Мякиш.
- Какие инвестиционные обязательства Вы брали перед городом, когда получали переходы в управление?
- Содержание в надлежащем состоянии переходов - это сложный и многоуровневый процесс, в котором задействованы дорожно-эксплуатирующие управления районов, КП "Киевавтодормост", КП "Киевгорсвет", ПАО "Киевэнерго", милиция, клининговые компании, строительные организации. Инвестиционный договор предполагает, что управляющая компания обеспечивает содержание объектов в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. Кроме того, мы проводим плановые и внеплановые ремонты, обеспечиваем освещение, уборку, вывоз мусора. Осуществляем контроль за отсутствием нелегальной торговли, размещением рекламы и противопожарной безопасностью. В 2012 году частные компании впервые получили в управление подземные переходы в Киеве, поэтому инвестиционные соглашения прописывались достаточно скрупулезно.
- Какой объем инвестиций ежегодно вкладывается в переходы?
- Раньше все эти функции выполняли городские службы за счет денег налогоплательщиков. Передача переходов в управление частникам позволяет экономить ежегодно до 13-15 млн. грн. Более того, больше 50 млн. грн. поступает в казну в виде налогов с нашего бизнеса, бизнеса арендаторов и других контрагентов.
- Откуда берутся претензии депутатов о невыполнении Вами инвестобязательств?
- Очевидно, причина таких заявлений - недостаток информации о проделанной нами работе. Что касается, например, нашей компании, то мы даже перевыполнили запланированный объем инвестиций. Сегодня у нас на содержании находится 45 переходов в Святошинском и Дарницком районах. Это преимущественно активно эксплуатируемые переходы под Большой кольцевой дорогой, в районе пл. Гната Юры, под проспектом Бажана и на Харьковском массиве, а также под просп. Победы от автостанции "Дачной" до ст. м. "Нивки". За три года мы провели в большинстве этих переходов текущие ремонты, где необходимо было - очистили от граффити, заменили ступени, лестничные марши, системы освещения.
- Тем не менее, депутаты говорят, что траты постоянно уменьшаются. Почему так происходит?
- На самом деле расходование средств идет по четко утвержденному и согласованному с городскими властями графику. Это кстати тоже одно из наших обязательств - придерживаться этого графика, который предусматривает определенный размер трат на каждый из районов в рамках одного лота. На начало 3 квартала 2015 года по итогам двух с половиной лет работы у нас перевыполнение обязательств на 561,7 тыс. грн. Это связано с тем, что иногда просто невозможно вложиться в предусмотренные суммы и качественно выполнить ремонтные работы. А иногда при составлении дефектных актов повреждения подземных переходов даже невозможно оценить, так как они носят скрытый характер.
- Сколько в ежегодном исчислении компания тратит на содержание переходов? Планируется ли увеличение этих расходов?
- С 2013 года мы потратили на управляемые нами переходы почти 6 млн. грн, т. е. около 600 тыс. грн. в квартал (графики и объемы работ расписываются поквартально). Учитывая рост цен на строительные материалы и поддерживая городские власти в вопросах улучшения и преобразования коммунального хозяйства, 8 мая этого года было подписано дополнительное соглашение к инвестиционному договору, которым квартальная сумма, выделяемая на обустройство, увеличилась на 65% до 1 млн грн.
- Какие у Вас отношения с районными властями?
- Я бы назвал их конструктивным сотрудничеством. Тут важно понимать, что наши отношения не ограничиваются просто уборкой и покраской стен. Мы стараемся активно участвовать в жизни тех районов, где расположены вверенные нам переходы. Например, принимали участие в восстановлении поврежденного приветственного монумента при въезде в Дарницкий район со стороны Бориспольского шоссе. Кроме того, когда мы обратили внимание, что возле ряда подземных переходов все время из-за отсутствия мусорного бака разбрасывается и растягивается собаками мусор, мы приняли решение подарить несколько мусорных контейнеров району.
- Сейчас очень на слуху вопрос борьбы с нелегальной торговлей. Как Вы боретесь с ней в управляемых переходах? Есть ли какие-то ощутимые результаты?
- На нелегальную торговлю влияет множество факторов, которые зависят не только от нас, но и от общего благосостояния граждан, слаженной работы городских властей и правоохранительных органов. Совместно с гражданскими активистами, милицией и специалистами отдела благоустройства района мы проводим постоянные обходы, результаты оформляются соответствующими протоколами обходов. Мы неоднократно помогали милиции, предоставляя услуги грузчиков и грузовой машины для транспортировки изъятого товара. Помимо общения с нелегальными торговцами, мы также ведем разъяснительную работу с гражданами, информируя их о вреде приобретенной "с пола" продукции и административной ответственности продавцов за ведение такой деятельности. Размещаем и раздаем листовки, плакаты, таблички.
Читайте также: За состоянием подземных пешеходных переходов столицы будет следить новосозданное специальное управление
- Тем не менее, в большинстве названных Вами переходов утром и вечером не протолкнуться. Почему так происходит?
- Поскольку инвесторы - это не правоохранительные органы и не городская власть, мы не можем гарантировать полную очистку переходов от "бабушек". Но мы готовы всячески поддерживать усилия районов в этом направлении. Как минимум после наших рейдов мы хотя бы на время освобождаем территорию для свободного прохода.
- Высказывались ли Вам лично претензии от руководства города по поводу недобросовестного выполнения инвестиционных обязательств?
- Нет, таких претензий не было, более того, мы слышали неоднократную высокую оценку реализации инвестиционных договоров. Поэтому для нашей команды было большим удивлением прочитать и услышать в средствах массовой информации о невыполнении инвесторами условий инвестиционного договора.
Возможно, кому-то очень хотелось бы, чтобы так было, но это на их совести. Уже есть распоряжение, согласно которому непосредственно содержанием переходов будет заниматься КП "Киевблагоустройство", а бизнес должен платить в казну фиксированные суммы за работу в переходах. Я считаю, что такой подход нельзя назвать инвестиционно привлекательным, поскольку там, где есть распределение денег налогоплательщиков, всегда есть место для коррупции. Плюс существующей схемы как раз и состоит в том, что из бюджета деньги на переходы не тратятся, они идут на нужды киевлян - на школы, больницы, дороги. Экономический кризис - не лучшее время наращивать расходы казны.
- Каковы будут Ваши действия, если инвестдоговора будут все же расторгнуты?
- Подписывая майское дополнительное соглашение к договору, мы приняли на себя достаточно большую финансовую нагрузку. Городская власть нас заверила, что всячески будет оказывать поддержку и помощь для налаживания привлекательного инвестиционного климата. В целом можно сказать, что подписание дополнительного соглашения - это де-факто признание удовлетворительной работы инвестора. В противном случае договор бы не изменяли, а просто расторгли. Более того, Виталий Кличко неоднократно обещал личную защиту инвестициям в столице. Но если все же рассматривать такое развитие событий - расторжение договоров, то здесь возможно несколько сценариев. В столице уже есть прецеденты одностороннего расторжения договоров со стороны Киевсовета. Но сегодня это происходит в исключительных случаях. Все процессы публичны, в случае нарушения властями прав инвестора, сторона имеет возможность публично об этом заявить, и это имеет серьёзное значение. За развитием таких ситуаций следят общественные организации, пресса, и, конечно же, другие инвесторы. Они внимательно следят, какое решение выбирает власть. И каждый такой случай прямо влияет на привлечение или потерю новых инвесторов. Наша компания, как сторона по договору, имеет все возможности защищать свои права в суде, так как полностью выполняет свои обязательства. Но на сегодня я рассматриваю такую ситуацию как теоретическую. Мы верим действующей власти, сейчас выстроено честное и открытое партнерство, которое приносит результат обеим сторонам. Пока оснований для расторжения договора я не вижу.
По материалам еженедельника “Деловая Столица”