четвер, 25 квітня 2024 г.

Богдан Пущак: “Белоцерковский театр Саксаганского рискует исчезнуть”

Богдан Пущак: “Белоцерковский театр Саксаганского рискует исчезнуть”

Поработавший несколько месяцев директором белоцерковского музыкально-драматического театра имени Панаса Саксаганского, Богдан Пущак после ухода оттуда и небольшой передышки решил создать новый театр. “Храм Мельпомены” появится все в той же Белой Церкви. О новом детище, проблемах цеха, деньгах и актерской судьбе Пущак рассказал в интервью КиевVласти.

КиевVласть: Расскажите про Ваш новый проект: что это, как будет работать?

Богдан Пущак: Создаем формат нового театра, который так пока и называется — “Новый Театр”. Это стартовое название, которое говорит за себя, это новый формат, новый подход, другие требования и взаимодействие со зрителем. Он будет базироваться в всем известном Дворце Культуры "Белоцерковмаз" при одноименном заводе по производству с/х техники, и находится этот ДК на ул. Ярослава Мудрого 20, напротив горисполкома. 

Подписывайтесь на новости “КиевVласть”
 

Почему там: я рассматривал две площадки — эту и дворец культуры при "Росаве". Судьба последнего решена: его продали, и мне не совсем понятны планы его работы на перспективу. К тому же, он огромный: там 1000 мест, против 530 в ДК "Белоцерковмаз". Он хорош, он нужен, но уступает отсутствием оркестровой ямы и расположением. Хорошая новость в том, что мы сумели договориться с владельцем завода "Белоцерковмаз" о том, чтобы заняться развитием данного ДК для подальшего и постоянного функционирования полноценного музыкального театра. Для этого у нас есть молодая профессиональная творческая труппа, и самое главное, искреннее желание и интерес создавать своими руками весь процесс с нуля, привлекая всех желающих.

На данном этапе дворец культуры в плохом состоянии, каждый его квадратный метр сдается в аренду, ощущение как в огромном дворце, в котором когда-то царила активная творческая жизнь, но уже давно никто не живет. Но за счет имеющейся аренды ДК существует со своим небольшим штатом. Отсутствие отопления ставит перед нами серьезные задачи в решении и приведении в порядок всю коммуникацию. Концертный зал не реализуется и пустует. Мы взяли его под опеку, начали приводить в порядок, уже выполнено порядка 80% запланированных ремонтных работ на начальном этапе: отреставрированные сидения, малярные работы, покраска, замена напольного покрытия, освещение и многое другое. Все это мы хотим успеть до открытия, которое запланировано на 30 ноября и 7 декабря. 

ДК “Белоцерковмаз”, сентябрь 2019 года. Фото: jura schneider, Google Maps

Мы начнем шоу-программами, мюзиклами, которые будут приурочены к открытию и Новогодним праздникам. Мы открываемся с концертной программой "Бродвей-Шоу", в которую войдут лучшие номера из мюзиклов: балет, вокалисты. С полным техническим оснащением, с костюмами. Все необходимое я беру в аренду на партнерских условиях с прокатчиками. По сути, сейчас проект создается при поддержке тех, с кем я работал и кто хочет и может помочь мне в этом. 

KV: Другие города Киевской области при выборе площадки для базирования своего театра не рассматривали?

Богдан Пущак: Рассматривал, но остановился на Белой Церкви. Город большой и перспективный. Я хочу здесь создавать. Фактически, мы подоспеем с альтернативой вовремя, поскольку, по моему убеждению и глубокому сожалению, театр Саксаганского уже бесперспективен. Он обанкротится и никаким образом не сможет развиваться. И это правильно, потому что людей некомпетентных, "самозванцев" и просто тех, кому следовало бы заниматься чем-то другим, финансировать из бюджета — непорядок. Оправдания в духе, что все специалисты выехали за границу, не работают. Есть молодые специалисты — бери, вкладывай, обучай. Тем более если ты опытен. Специалистов хватает. Тем более что рядом Киев, где больше возможностей, и нет проблем с коммуникацией.

Эта площадка меня еще и тем заинтересовала, что она имеет особое значение для коренных белоцерковчан: она там давно, в ней много кто в своем детстве бывал и обучался творчеству, она навевает ностальгию. Да и альтернативы в городе больше нет; здание, в котором сейчас находится театр им. Саксаганского, уже нерентабельно, как я уже говорил раньше, и в нем потеряна атмосфера, и места мало. Кроме разницы в количестве мест — 530 здесь против 230 там — еще и нет фойе, где в перерыве между представлениями или после люди могли бы пообщаться, выпить кофе. Ценовая политика, учитывая все это, будет гибкой. 

Что касается арендаторов, пока это меня не заботит, мы не будем мешать друг-другу, моя основная задача сейчас — создать максимально комфортные условия для зрителя. Основное время зритель, сейчас будет проводить в зале и одном из фойе. Дальше будем делать остальное, конечно: есть вопрос по гардеробу и гримеркам, места для которых сданы в аренду. Возможности есть. Но сперва надо, кроме создания условий, посмотреть на спрос. Мы предлагаем зрителю совершенно новый формат музыкального театра: шоу программы с лучших мировых мюзиклов, спектакли с живым оркестром, в перспективе полноценные постановки мюзиклов и драматических спектаклей. Также создание театральной студии для всех возрастов, где каждый будет иметь возможность в перспективе работать на одной сцене с профессионалами. 

Читайте: Унынье Мельпомены. Киевоблсовет подозревает театр им. Саксаганского в расточительстве

KV: То есть, Вы настроены на прямую конкуренцию с театром Саксаганского?

Богдан Пущак: Однозначно, потому что мне важна как та публика, которая туда не ходит — и ее в городе достаточно, — так и целевая аудитория театра Саксаганского. Например, спектакль "Моя прекрасная леди", которую мы поставили в театре впервые за последние 15 лет — я стопроцентно хочу ее ставить уже на новой сцене. Здесь есть оркестровая яма, здесь можно придумать новые решения декораций, продумать все детали. Я буду как восстанавливать на этой площадке представления, успевшие полюбиться публике, так и ставить что-то абсолютно новое. 

И я поставлю "Шантрапу", разумеется. Пока думаю, возможно ли это будет сделать своими силами на этой площадке, но я серьезно настроен показывать ее у нас. Я считаю эту классическую комедийную пьесу Панаса Саксаганского символичной. Там хорошо показана модель сегодняшней политики, взаимодействия директора театра и работников, актеров. 

KV: Насчет актеров — набран ли уже коллектив, как творческий, так и рабочий?

Богдан Пущак: Я исхожу из репертуара. Если я планирую ставить "Мою прекрасную леди", под эту постановку я подбираю и ищу актеров. В первую очередь скажу, что двери нового театра открыты как для тех, кто ушел из театра Саксаганского, — собственно, основной актерский "костяк", на котором все держалось там. В принципе, с возвращением Ускова репертуар театра сильно пострадал: практически все основные интересные работы он не в состоянии поднять. Поскольку ушли лучшие, а набранные сейчас молодые без поддержки “мэтров” не справятся. У них нет опыта, им не на кого равняться, а им дают играть роли, требующие довольно серьезной отдачи и, разумеется, они не справляются. Некому их подтянуть. Потому сейчас там в основном шоу-программы. 

Фейсбучная шумиха вокруг театра сейчас тоже затихла, в особенности по сравнению с периодом во время и после конкурса. А причина одна: театр, по сути, уничтожен. Там не осталось специалистов. Возьмем пример оркестра. Слухи о том, что при мне оркестр выступал под фонограмму, распространяла женщина, которая сейчас работает главным дирижером, не имея соответствующего образования и квалификации. Диплом, по которому ее приняли — это копия, а оригинал, который мы запросили у учебного заведения для заверения подлинности, нам предоставить не смогли, не нашли. 

Сейчас она прошла по конкурсу на должность главного дирижера, хочу обратить внимание начальника управления культуры. Если директор позволяет себе подобную халатность, закрывает глаза на несоблюдение норм и законов, уставов, набирая людей без образования и квалификации, то куда смотрят вышестоящие органы? И на это все ведь выделяются бюджетные деньги, на минуту.

Читайте: Игра навылет: проблемами театра Саксаганского займется рабочая группа при облсовете

KV: Если театр имени Саксаганского продолжит работать в текущем режиме, что ему, по Вашему мнению, грозит?

Богдан Пущак: Согласно имеющейся у меня информации, объем финансирования театра до конца года, который был утвержден еще при мне после приведения в порядок штатного расписания и сокращения числа работников с 216 до 184 — около 20 млн гривен. Ему выделят эти деньги, но, как мне кажется, впустую. 

Объясню: там сейчас режим жесткой экономии. С момента, как Усков вернулся в театр, оттуда уволилось 68 человек. Они набирали людей, но результата это не дало и не даст, потому что это люди, как я сказал, неопытные, молодые. А с нового года финансирование на данное коммунальное предприятие выделяться не будет. И я полностью поддерживаю облсовет в этом, поскольку модель управления и работа руководителя в таком формате права на существование не имеет. Это выделение денег впустую. Театр должен соответствовать уровню театров в других областях, при своем "академическом" уровне, их ритму развития. 

KV: Какие примеры успешных театров в других регионах Вы можете привести?

Богдан Пущак: С таким же бюджетом существует Николаевский театр украинской драмы. Там похожий штат — около 200 с лишним человек, — утвержденный актерский состав. Я наслышан про их директора, там невероятная поддержка его со стороны актеров. Человек, несмотря на свой возраст — он практически ровесник Вячеслава Ускова — проделывает невероятную работу, сам ведет концертные программы. Театр успешен, интересен, конкурентен среди других областных театров: там, кроме него, еще театр русской драмы и филармония. Более того, после смерти руководителя театра русской драмы ему не нашлось замены, и директор театра украинской драмы работает еще и там, тащит на себе сразу два. Невообразимо, насколько ему приходится сложно, но могу судить, что он справляется. Ну и здание украинской драмы раза в три больше. 

Другой пример — Закарпатский театр, с еще меньшим бюджетом, но люди неординарно подошли к созданию мобильных спектаклей, и выезжают в регионы и в Киев, показывают свои представления на конкурентных условиях. Они готовы сотрудничать с любыми площадками и реализовывать свой продукт. 

KV: Вы задумывались о сотрудничестве с площадками, по образцу упомянутого закарпатского и николаевского театра?

Богдан Пущак: О сотрудничестве может идти речь тогда, когда будет налажена логистика и устоявшийся репертуар. Тогда можно будет с окружающими областями что-то придумывать. Пока сосредоточимся на Белой Церкви и Киевской области. 

Я считаю, что в Белой Церкви должен быть свой, отдельный театр. Как показал опыт, Киевская область большая, а логистика не налажена, имеющиеся концертные залы не подготовлены, а одного театра на весь регион не хватит. И ценовая политика идет вразрез с затратами. Если организовывать такие выезды, то тогда и цены на билеты придется поднимать. 

KV: Получается пока такая картина: театр Саксаганского "умирает", тут как раз появляетесь Вы и Ваш театр. Если Киевский областной совет обратит внимание на Вас и предложит вам стать на замену театра Саксаганского, коммунальным предприятием, финансировать из бюджета — согласитесь на такой вариант?

Богдан Пущак: Конечно. Но на других условиях, с другой моделью работы. Моя задача: при минимальном ресурсе, достигать максимум отдачи и создания условий — как для зрителя, так и для коллектива. Штат будет зависеть от бюджета . Сейчас мы исходим из имеющихся личных ресурсов и средств, потому и говорим про "сессионных" актеров. Если бы я понимал, что нас финансируют благодаря тому же областному бюджету, есть стабильный приток и, соответственно, люди в моем штате будут стабильно получать зарплату, тогда и подход был бы несколько иной.

Я очень надеюсь, что в скором времени в Верховной Раде примут Закон "Про спонсорство и меценатство". Это даст нам возможность привлечь спонсоров и меценатов, чтобы какое-то финансирование шло от них. То есть, как я это вижу: какая-то часть — из городского, общинного или областного бюджета, и какая-то — спонсорская/меценатская, "другие источники" так называемые. Бизнесу это будет интересно: они определяют, какую часть денег готовы выделить, на правах рекламы или меценатство, спонсорство, это даст возможность вести иной взаиморасчет с налоговой, и тем самым за счет нас поднимают свою информационную значимость. Фирма, продвигающая свой продукт, не будет против видеть свою рекламу у нас на афишах, анонсах и тому подобном. По сути, они смогут вкладывать в нас, мы, в свою очередь, рекламировать в театре их бренд или марку — конкурсы, розыгрыши, такого рода — и мы бы сотрудничали на таких условиях.

KV: Раз на то пошло: театр Саксаганского, как Вы говорите, имея бюджетное финансирование, умирает при Ускове. Ваш театр, если заимеет поддержку из облбюджета, расцветет под Вашим руководством. Не возникает ли тут противоречия?

Богдан Пущак: Нет. Под моим руководством уже в театре Саксаганского было все налажено и исправлено для того, чтобы театр получил стимул и толчок к развитию. Придя в театр снова, человек после меня перечеркнул и чужие, и даже свои труды, исключительно из-за своих амбиций. Он не справился, применяя свой подход. У меня подход, как я уже вам рассказал, отличается. 

Читайте: Интерлюдия: в театр имени Саксаганского вернулся прежний гендиректор

KV: Что касается руководителя: вы пересекаетесь с самим Усковым как-либо? Как прогресс с судебными разбирательствами?

Богдан Пущак: Кстати говоря: никогда раньше не сталкивался с судами. На последнем заседании, где я выступаю ответчиком, представителю истца — Ускова — я сказал: я благодарен Вячеславу Валентиновичу за этот опыт. С судами, с законодательными процессами и механизмами. 

Я понял, что в той же судебной системе много лазеек, который юристы, адвокаты и судьи каждый трактует по-своему. Я не юрист, но могу в общем сказать, что законодательную базу в этой сфере следует упорядочить, конкретизировать спорные моменты. Если человек публично на митингах рассказывал про меня, что я, работая в театре при его директорстве, склонял его к участию в коррупционных схемах, показывал ему "как воровать бюджетные деньги" и суд решил, что это было "оценочным суждением", а местные СМИ все это публикуют, то что мне говорить о законодательной базе? Человек выдвинул обвинения — пусть тогда предъявит какие-то доказательства. 

Сейчас в суде рассматривается иск Ускова о признании недействительными результатов конкурса на должность директора, и длится оно с незапамятных и до сих пор. А тянется потому, что, видимо, не все так понятно судье. На суд сам Усков не приходит, потому видеться я с ним не имею ни возможности, ни тем более желания. Не пересекаюсь, да и негде нам. Что касается суда — учтя положение судебной системы, и того, что сейчас много судебных дел и без того, я для себя понял, что мне это не интересно и тратить ресурсы и силы я не буду. 

Читайте: Семеро против Фив: Театр имени Саксаганского встретится с Киевоблсоветом в суде

Лучше я буду создавать новое, в своем видении и формате, сконцентрируюсь на этом. Мы пойдем другим путем: создадим здоровую конкуренцию, без ресурсов, которые есть у театра Саксаганского (бюджет и коммунальное имущество). Я договариваюсь с меценатами, спонсорами, всеми, кто желает помочь, и такие есть.

И мы сделаем огласку хотя бы для того, чтобы тот же Усков перестал манипулировать мнениями депутатов, прибегая к митингам и голодовкам по причинам вроде малого финансирования, ущемления и так далее. Вы спрашивали, может ли театр Саксаганского работать без дотаций из бюджета. Я все еще уверен, что может — но в условиях здоровой конкуренции и рынка. Как человек, который занимается этим, скажу, что знаю, как и что делать.

KV: Вопрос более общий, раз затронули законодательство. Нужно ли Украине Министерство Культуры?

Богдан Пущак: Минкульт опекается в основном Национальными театрами, остальными занимаются органы местного самоуправления. Но вообще, на данном этапе нужен. Систему через колено не переломить, это невозможно — опять же, потому что нет закона про меценатство и спонсорство. Хотя вот за рубежом таких министерств зачастую нет — например, под тот же театр Бродвея создана корпорация, с попечительским советом, который владеет акциями и решает судьбу функционирования театра, кто будет руководителем театра, дирижером, режиссером. От этого будет зависеть доход акционеров. Они вкладывают деньги и они рассчитывают на их отдачу. Так это и должно работать, просто нам к этому еще идти и идти. 

Безусловно, расчет на 100%-ное финансирование со стороны государства ни к чему хорошему не приведет, театр Саксаганского тому — хороший пример. Тем более сейчас это не кажется возможным. Будь это частный театр, было бы не так обидно, если бы он исчезал и умирал. А когда в него много лет инвестируются деньги налогоплательщиков, чтобы он рос и развивался, а он в итоге разваливается, обидно вдвойне. Опять же, зачем приводить руководителя популиста и манипулятора, который уже раньше показал, что приведет театр к краху?

Жаль лишь все те бюджетные деньги, которые на протяжении многих лет вкладывались в театр. Увы, сейчас в этом бурном мире все это быстро забудется. Кому это было интересно и выгодно — тут уж пусть каждый для себя делает выводы. Мне кажется, я выбрал правильное решение — создавать новое с нуля, имея что есть под руками. Это единственный выход. Невозможно построить новое на старом развалившемся фундаменте. 

Читайте: Закулисные драмы: Главный театр Киевщины продолжает воевать с Киевоблсоветом

Фото: KV

КиевVласть

Беседовал Влад Григорьев

Теги: новости киевской области, новости киевщины, белая церковь, конкурс, директор, забастовка, Вячеслав Усков, Богдан Пущак, театр имени саксаганского, новый театр

середа, 17 квітня 2024 г.
18:19
УВАГА!!! КиївВлада переїхала на новий домен
п'ятниця, 12 квітня 2024 г.
20:56
“Українська команда” передала велику партію дронів-літаків легендарному батальйону “Ахіллес”, - Палатний
20:51
Ексміністр оборони Резніков став директором безпекових і оборонних програм в ГО “Український інститут майбутнього”
20:45
Начальник КОВА Руслан Кравченко у Чернівцях взяв участь у Конгресі місцевих та регіональних влад при Президентові України
20:34
На київській ТЕЦ-5 встановлять додаткові генератори
20:20
В Україну повернули тіла 99 полеглих захисників
20:02
У Києві з суботи відновлює роботу автобус № 7 (схема)
19:54
На Бахмутському та Новопавлівському напрямках відбито понад 40 атак, загалом на фронті 81 боєзіткнення, - Генштаб ЗСУ
19:43
Представники громадськості вимагають припинити переслідування антикорупційних активістів та журналістів-розслідувачів
19:31
Відзавтра, 13 квітня, столичний автобус № 35 подовжить свій маршрут до вулиці Гліба Бабіча (схема)
19:13
“Укренерго” організувала для ветеранів війни програму навчання та працевлаштування “Разом”
19:01
На Броварщині витратять 1,86 млн гривень на облаштування дитмайданчиків
18:49
На вулиці Богатирській у Києві до 21 квітня обмужать рух транспорту (схема)
18:36
У Броварах з'явився новий патріотичний стінопис “Обіймаю тебе, моя Україно!”
18:17
Столична влада зупинила проведення аукціону з надання в оренду Житнього ринку
18:04
У реєстрі зниклих безвісти наразі налічується понад 2 тисяч дітей
Календар подій